Учебный проект как эффективное средство формирования положительной мотивации в изучении географии, 6–7-й класс

Гимназия № 2 города Александрова, учебное
заведение гуманитарного образования. Задачей
всего педагогического коллектива является
организация четко спланированных действий,
которые обеспечивали эффективное формирование и
реализацию у большинства учащихся
преимущественно гуманитарных предпочтений и
интересов, наиболее широкой эрудированности,
достаточной развитости специальных
способностей к деятельности в гуманитарных
областях. Кроме этого, в наше время, в условиях
развития рыночной экономики, когда наблюдается
небывалый рост объема информации, от каждого
человека требуется высокий уровень
профессионализма и такие деловые качества как
предприимчивость, способность ориентироваться,
принимать решения, а это невозможно без умения
работать творчески. Этот социальный запрос нашел
отражение в Законе РФ «Об образовании»,
законодательно утвердившем цели образования как
«ориентацию на обеспечение самоопределения
личности, на создание условий для ее
самореализации». Обучение географии наряду с
передачей ученикам определённой суммы знаний и
умений формирует навыки самостоятельного их
добывания с помощью новейших учебных технологий
и форм организации учебного процесса. Именно эти
факты подтолкнули меня заняться инновационной
деятельностью. Исходя из задачи школы, а именно
«создание образовательного пространства,
ориентированного на самореализацию участников
образовательного процесса гимназии», я считаю,
что конечным результатом обучения является не
только сумма знаний, но и умение применять эти
знания на практике. Благодаря уникальной
ориентации на развитие самостоятельности,
способности к самоорганизации, готовности к
сотрудничеству и созидательной деятельности,
технология проектного обучения успешно
зарекомендовала себя в образовательной практике
зарубежной и российской школы. Это особая
технология, позволяющая формировать у учащихся
способность к социальному действию и
взаимодействию с социокультурной и природной
средой. Это активизирует обучение и способствует
решению проблемы совмещения знаниевой и
развивающей составляющих географического
образования. Применение технологии проектной
деятельности даёт возможность эффективного
компетентностного обучения. Также её применение
является способом поддержки мотивированных к
географии учащихся, которые получают
возможность овладения методами самостоятельной
научной работы, признания способностей и
осуществления профессионального
самоопределения. Кроме того, реализация
географических проектов формирует у учащихся
исследовательскую активность — важное качество
современной личности. Использование проектной
технологии полностью соответствует реализации
целей географического образования в школе.

Применение проектной технологии на уроках и
внеурочной деятельности не только помогает мне,
как учителю, добиться хороших результатов, но и
развивает творческие способности учащихся,
формирует умение свободно ориентироваться в
информационном пространстве, развивает
критическое мышление. Мною создана своя система
в этой области, в основу которой легли возрастные
и психофизические особенности учеников. Изучая
опыт ( Дж.Дьюи, И.С. Якиманской, В.В. Груздева, Н.Ю
Пахомову и др.), я заметила, что по характеру
доминирующей деятельности никто из авторов не
учитывает возраст и особенности детей, предлагая
им участвовать в различных по типам проектам. А
ведь именно это является залогом успеха в этой
деятельности. Поэтому разрабатывая уроки по
проектной технологии я пришла к выводам:

Ученики 6-7 классов 11-12 лет. Ребята в этом
возрасте накапливают описательную информацию об
океанах, морях, о планете в целом. В 6 -ом классе
большая часть времени отведена на изучение
картографических знаний, изучают оболочки Земли.
В 7-ом классе на описание материков и океанов. А
значит, познавательная деятельность
основывается на умение систематизировать
описательный материал, выявляя
причинно-следственные связи и закономерности. И
всё же это ещё дети, которым хочется окунуться в
сказку, побывать в роли исследователей. Поэтому
использовать проекты можно лишь ролевые,
игровые, творческие, межпредметные.

В 8 классе подростки 13-14 лет

склонны
фантазированию и теоретизированию, что
направляется мною в рациональные рамки науки
географии. Занимательный материал становится в
таком возрасте основным для процесса познания.
Поэтому я предлагаю им ознакомительно-
ориентировочные и практико — ориетировачные
проекты, которые направлены на сбор информации
об объекте или явлении, но именно в них
появляются элементы исследовательских проектов.

В 9-10-11 классах 15-17 лет; ученики склонны
самостоятельно искать ответы на вопросы, о
процессах, явлениях, фактах, критически
относятся к имеющемуся опыту. Возникает проблема
«личностного отношения». Поэтому я предлагаю им
проекты исследовательского уровня с применением
телекоммуникационных технологий, где требуется
продуманная структура целей, были в основном
групповые, то уже здесь они носят личностный
характер. Именно поэтому дети увлекающихся
географией и склонные к научной работе, выбирают
экзамен по географии в форме реферата, где
обязательная практическая часть включает
проектную деятельность. Именно в этом возрасте я
предлагаю участвовать им в социальных проектах
на различных конкурсах.

Тематика учебных проектов


Класс Тип проекта Умения, формирующиеся при
использовании проектной технологии
6 класс Ознакомительные

Игровые

Межпредметные

Самостоятельно разрабатывать и
применять высокоэффективные формы рассказа.

Работать
с дополнительной литературой.

7 класс Ролевые

Творческие (на основе
телекоммуникационных проектов)

Самостоятельно ставить перед собой
проблему, предполагать способы решения.

Умения
видеть проблему.

Реализовывать планы.

8 класс Ориентированные

Творческие

Исследовательские

Анализировать свои решения.

Применять
различные формы исследования, корректировать
данные методы.

Умения работать с научной литературой.

Использовать оригинальные способы задач.

9-11 класс Исследовательские

Индивидуальные

Социальные

Самостоятельно ставить перед собой
цель, задачи, гипотезы.

Делать выводы, обобщать,
анализировать.

Участвовать в конференциях, конкурсах.

Создавать презентации.

Представлять свой проект.

Планирование работы по учебному
проектированию

Четко планирую и веду целенаправленную работу
над тематикой проектов, которые являются
постоянной составляющей учебного процесса, а так
же внеклассной деятельности

Использую проекты в зависимости, от возраста
учеников, по степени сложности

Организую переход, от групповых к
индивидуальным, от творческих к
исследовательским проектам

Осуществляю интегрированные проекты с
использованием современных компьютерных
технологий

Значимость и возможности учебного
проектирования. Фрагмент результатов анализа
некоторых ответов участников диагностики

.

Таблица 1.


ЗНАЧИМЫЕ АСПЕКТЫ 2008

ГОД

2006 2007
Интересная, творческая работа по
решению актуальных проблем
50% 72 % 75 %
Возможность реализовать свои научные
идеи
34% 54% 55,1 %
Возможность узнать новое или создать
новое знание
36% 71% 72,5%
Творческая работа в коллективе 37% 54 % 57, 8%
Неинтересно для меня 6% 1 % 0,5 %
Ненужная никому работа, пустая трата
времени
3% 0,7 % -

Результаты анализа мнений учащихся о
возможностях и значении проектной деятельности.

Данная работа позволяет более успешно
осваивать умения, навыки и способы деятельности,
составляющие основу проектно-исследовательской
работы. Данное приращение представляет собой
овладение существенными элементами культуры и
является необходимым условием не только
проектирования, но и развития и социализации
учащихся. Установлено, что у учащихся не вызывает
затруднений: поиск источников информации и
работа с ними (с этим согласны, в среднем, 65%
участников), интерпретация полученных данных (51%),
оформление результатов в текстовый документ (49%),
составление плана работы (49%), презентационная
подготовка (49%), обобщение результатов (48%),
предложение различных вариантов решения проблем
(46%).

Таблица № 2


Вопросы анкетирования 2006 2007 2008
Работа над проектами оказывает влияние
на социальные аспекты жизни?
56% 55 % 59 %
При работе над проектами повышается мой
культурный

уровень?

42% 44% 55%
У меня появляется уверенность в
собственных силах?
45% 50% 51%
4. При работе над проектами моё желание
заниматься географией постоянно растёт?
45% 46% 48,6%

Результаты сравнения степени овладения
умениями, навыками и способами деятельности
самостоятельной проектно-исследовательской
работы.

Ребята отмечают, что проектирование
оказывает влияние на личностные, культурные и
социальные аспекты развития личности: повышает
уверенность в собственных силах и способностях
(этим согласны, в среднем, от 56 % до 59,3%опрошенных
участников. Увереннее чувствуют себя в учебном
процессе (от 45% до55% ).Способствует росту
культурного уровня (от 42% до51%); развивает интерес
к деятельностному познанию (от 45% до 48,6%), повышает
интерес к изучению предметов (от 45%до 48, 6%).

Тест мотивации Достижения учащихся.
Диагностическая ориентация утверждений.
Методика А. Эдвардса.

«Я хорошо себя чувствую»

Я думаю «Это трудно, но я доделаю»

«Доделаю в следующий раз»

«Я считаю, что справился с этим»

Я думаю «Может быть, опять неудача?»

«Я не доволен тем, что у меня получилось»

«Я устал»

«Я прошу кого-нибудь мне помочь»

«Хорошо, если бы это у меня получилось»

«Я думаю, что сделал что-то не так»

«Я думаю, что всё сделал правильно»

«Это мне не нравится»

«Я не хочу, что бы у меня плохо получилось»

«Я хочу сделать больше остальных»

«Я сделаю, что-нибудь потруднее»

«Я предпочитаю ничего не делать»

«Я думаю, что не умею делать это».

Показатели мотивационной тенденции

«Надежда на успех»

«Боязнь неудачи»

«Активное избегание неудач»

Следующий: