Учебный модуль № 5 производственного обучения по горному делу для 2-го курса. Тема Монтаж и демонтаж арочной металлической крепи

Модуль (6 ч.)

Цели и задачи модуля:

  • Обеспечить усвоение монтажа и демонтажа
    арочной металлической крепи.
  • Расширить следующие специальные
    производственные представления о формах и
    размерах поперечного сечения выработки,
    комплектации арочной крепи.
  • Усвоить правила техники безопасности на работе
    при монтаже и демонтаже арочной крепи.
  • Развивать у будущих производственников умение
    решать проблемные задачи, применять имеющиеся
    знания на практике.
  • Содействовать развитию необходимых личностных
    качеств, таких как воля, целеустремленность,
    ответственность, собранность.
  • Воспитывать инициативу и самостоятельность в
    трудовой деятельности.

Учащиеся должны знать:

- классификацию крепей по назначению и виду
выработки;

- рабочие характеристики крепи;

- последовательность монтажа арочной крепи;

- крепежные материалы арочной крепи
(деревянные, металлические, бетонные,
железобетонные, анкерные…).

Учащиеся должны уметь:

- выполнять монтаж и демонтаж арочной крепи;

Кодовые слова: горная крепь,
СВП(специальный взаимозаменяемый профиль),
верхняк, стойка, затяжка, хомут, планка, гайка,
Т-образный болт, стяжка, узел (замок)

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение горной крепи.
  2. Какие материалы применяют для крепления горных
    выработок?
  3. Какие элементы входят в состав хомута?
  4. Какова последовательность монтажа арочной
    металлической крепи?
  5. Какие размеры узла используются при установке
    крепи?

Структура УМ “Монтаж и демонтаж
арочной металлической крепи”


Структура модуля Форма и содержание уроков Время Баллы
Вводная часть 1.Орг. момент

2. О.И. “Укажи название”

3. О.И. “Впиши слово”

4 .Объяснение нового материала

Т.Б.

5 мин

5 мин

5 мин

20 мин

10 мин

5 б

15 б.

10 б.

Диалогическая часть 1. Самостоятельная работа учащихся и
текущий инструктаж
130 мин 40 б

Итоговая часть 1. Уборка рабочего места

2. Проведение
заключительного инструктажа Анализ работ

3.Ответить на вопросы

Итог, д/з

5 мин

15 мин

10 мин

5 мин

10 б

5 б.

ВСЕГО – 85 баллов

Инструкционная карта

Тема: Монтаж и демонтаж арочной
металлической крепи

Цель упражнения: Овладеть приёмами
последовательности, монтажа(установки) и
демонтажа арочной металлической крепи.


Последовательность выполнения
упражнения (что делать )
Инструктивные указания (как делать) Самоконтроль учащихся (как проверить
правильность выполнения действия)
1.Установка межрамной (расстрел) стяжки,
с левого борта.
Откручиваем Т-образный болт и
закручиваем стяжку (расстрел)
Стяжка(расстрел)должен закреплен
плотно к предыдущей стойке (ножка)
2.Установка межрамной (расстрел) стяжки,
с правого борта.
Откручиваем Т-образный болт и
закручиваем стяжку (расстрел)
Стяжка(расстрел)должен закреплен
плотно к предыдущей стойке (ножка)
3.Установка межрамной (расстрел) стяжки ,
с кровли(вверх выработки).
Откручиваем Т-образный болт и
закручиваем стяжку (расстрел)
Стяжка(расстрел)должен закреплен
плотно к предыдущей стойке (ножка)
4.Установка правой стойки (ножка) Если необходимо подкапываем лунку спец.
инструментам (тяпка) , вставляем Т-образный болт в
отверстие на стойке (ножка) и закручиваем гайку
Стойка(ножка) должна быть установлена
по одному размеру с предыдущей Стойкой(ножка)
5.Установка левой стойки (ножка) Если необходимо подкапываем лунку спец.
инструментам (тяпка) вставляем Т-образный болт в
отверстие на стойке (ножка) и закручиваем гайку
Стойка(ножка) должна быть установлена
по одному размеру с предыдущей Стойкой(ножка)
6.Установка верхнего сегмента (верхняк)
на стойки (ножки)
С двух сторон поднимаем (верхняк) и
вдеваем в паз стоек (ножка)
верхний сегмент (верхняк) одевается на
стойки (ножки), узел (замок ) должен составлять 40см
7.Установка 2-х хомутов на узел (замок) с
правой стороны
2 Хомута устанавливаем друг от друга
через 20 см
Хомуты должны располагаться
параллельно друг к другу на расстоянии 20см
8.Установка 2-х хомутов на узел (замок) с
левой стороны
2 Хомута устанавливаем друг от друга
через 20 см
Хомуты должны располагаться
параллельно друг к другу на расстоянии 20 см

Ход урока


№ п/п Вид работ Деятельность мастера Деятельность учащихся Оценка Ожидаемый результат
1. Организационный момент

(5 мин)

Мастер принимает рапорт старосты,
проверяет наличие учащихся, отмечает
отсутствующих в журнале.

Объясняет тему, цели и
план проведения занятия, (знакомит с содержанием
УМ)

Назначает бригадиров.

Учащиеся слушают, записывают тему
урока.

Слушают цели урока, уточняют.

Учащиеся соглашаются с планом урока и вносят
свои предложения

Умение планировать. Психологическая
готовность к уроку. Умение определять цели и
проектировать результат.
Вводный инструктаж (30 мин)
2. О.И. “Укажи название”

(5 мин)

Проводит повторение пройденного
материала. Мастер предлагает учащимся
разделиться на бригады по 4-5 человек. Затем
предлагает в бригадах выполнить задание “Укажи
название”
Учащиеся выполняют задания побригадно,
затем один представитель от бригады выходит к
интерактивной доске и показывает верный ответ.
За каждый правильный ответ по 1 б.

Макс.
5 б.

Повторение пройденного ранее по
спецтехнологии
3 О.И. “Впиши слово” (5 мин) Предлагает учащимся вписать
пропущенные слова в определения. Формы
поперечного сечения бывают: прямоугольной,
трапециевидной, косоугольной, полигональной,
сводчатой, арочной, круглой.

2. Процесс
возведения крепи в подземных выработках
называется креплением.

3. Различают постоянную и временную крепь.

4. Постоянной называют крепь, установленный на
весь срок существования выработки.

5. Временную крепь применяют для поддержания
выработки до возведения постоянной крепи.

Учащиеся выполняют задание. За каждое пропущешшое слово по 1 б.

Макс
15б.

Развивает логическое мышление, память
4. Объяснение нового материала (20 мин) Рассказывает о значении данной работы
для освоения профессии. Опираясь на знания
теоретического материала, пройденного ранее,
разобрать свойства материала крепи, Какие
элементы входят в состав хомута,

Какова
последовательность монтажа арочной
металлической крепи,

Какие размеры узла используются при установке
крепи.

Предлагается инструктаж по проведению монтажа
и демонтажа арочной крепи.

Демонстрируется монтаж и демонтаж арочной
крепи

Предлагается работа с инструкционной картой.
Пояснение мастером (порядок выполнения работы)

Учащиеся внимательно слушают
объяснение мастера.

Изучают инструкционную карту

Наблюдают за порядком выполнения работ по
монтажу арочной крепи.

Изучают порядок работы по монтажу и демонтажу
арочной крепи.

Прочные знания.

Логическое мышление, память

Самостоятельность.

Перемена (производственная
гимнастика) 5 мин
5 Т.Б.

(10 мин)

Предлагается инструктаж: соблюдение
правил ТБ при работе. Обращает внимание на
опасные зоны (приемы работы), требующие особой
осторожности на работе.

Повторяет правила ТБ.

Внимательно слушают и дают ответы на
вопросы.

Роспись в журнале ТБ

10 б. Твердое знание правил ТБ.
6. Самостоятельная работа учащихся и
текущий инструктаж (130мин)
Мастер проводит целевые обходы рабочих
мест учащихся.

Первый обход: проверить
содержание рабочих мест, их организацию.

Второй обход: обратить внимание на
правильность выполнения приемов.

Третий обход: проверить правильность
соблюдения технологической последовательности
выполнения задания.

Четвертый обход: соблюдение технических
условий работы.

Пятый обход: провести приемку и оценку
выполненных работ.

Выдать дополнительное задание наиболее
успевающим ученикам – произвести демонтаж
арочной крепи.

Учащиеся расходятся по рабочим местам и
выполняют монтаж и демонтаж арочной крепи.

Демонстрируют
работу и совместно с мастером разбирают ошибки.

40б. Развитие профессионального мастрества

Развитие
необходимых личностных качеств, таких как воля,
целеустремленность, ответственность,
собранность

Развивать у будущих производственников умение
решать проблемные задачи, применять имеющиеся
знания на практике

7. Уборка рабочего места (5) Предлагает убрать рабочие места и
инструменты на места.
Выполняют распоряжение 10б. Дисциплинированность, культура
рабочего
8. Заключительный инструктаж

Анализ
работ – 15 мин

Каждый учащийся оценивает свою работу,
называет затруднения, причину их возникновения
Получают оценку работы. Итог рабочего дня.
9. Ответить на вопросы (10 мин) Работа с карточками. Ответить на
контрольные вопросы.

Дайте определение горной
крепи.

Какие материалы применяют для крепления горных
выработок?

Какие элементы входят в состав хомута?

Какова последовательность монтажа арочной
металлической крепи?

Какие размеры узла используются при установке
крепи?

Отвечают на контрольные вопросы, по
проработанной теме.
5 б. Закрепление материала
10 Итог, д/з-5 мин Предлагает бригадирам подсчитать
баллы.

Переводим баллы в оценку.

Кто заработал

От 85 до 72 – “5”

От 71 до 63 – “4”

От 62 до 44 – “3”

От 43 и ниже – “2”

Определяют у кого самый высокий рейтинг на
уроке.

Подсчитывают баллы Умение подводить итоги своей работы,
определять результат и объективно оценивать
свой труд.

Следующий: