Учебно-воспитательный проект Формирование толерантных качеств образовательной среды


Актуальность проекта

Современное российское общество
характеризуется нарастающим количеством
социально-экономических, политических и
культурных противоречий. Жизнь общества
становиться подверженной настроениям
нетерпимости, которые связаны с возрастающими
культурными, религиозными, социальными
различиями между людьми. Преодоление данной
ситуации, в частности, формирование
толерантности в качестве ценностной
мировоззренческой установки школьников,
становиться актуальной задачей современного
образования. Именно школа оказывается тем
пространством взаимодействия, той актуальной
средой, которая ответственна за формирование
толерантности в обществе.

Основная идея проекта по формированию
толерантных качеств образовательной среды
заключается в том, чтобы создать условия для
развития ценностных качеств личности школьника.
Акцент при этом делается на те качества, которые
помогают ценить культурное и социальное
различие между людьми, воспитывают терпимое,
толерантное отношение к окружающим. Следует
заметить, что формирование личности невозможно
без создания соответствующей среды,
благоприятной для развития мировоззренческих
установок школьника. Поэтому в данном случае
целесообразно использовать комплексный подход,
заключающийся в продуктивном взаимодействии
всех субъектов образовательного процесса:
учителей, администрации школы, учащихся, их
родителей, общественных организаций города.

Цель и задачи проекта

Формирование устойчивых элементов целостной
системы взаимодействия всех сторон
образовательного процесса в развитии
толерантности самой среды.

Задачи:

  • анализ реальной ситуации в школе (состояние
    толерантности);
  • обнаружение “очагов нетерпимости”;
  • обучение педагогических кадров;
  • формирование новой (толерантной) среды;
  • мониторинг происходящих изменений, анализ
    результатов деятельности.

Основное содержание проекта

Проект формирования толерантных качеств
образовательной среды рассчитан на 3 года и
включает в себя целый ряд исследовательских
методологических и общеобразовательных
мероприятий, направленных на развитие
толерантных составляющих мировоззрения
школьника. В проект включены все субъекты
образовательного процесса: родители, педагоги,
учащиеся, социум. В школе созданы центры
“толерантности” – отдельные подразделения,
имеющие свою программу, план деятельности, но
подчиненных общей идеей проекта.

1 центр “ИНСАЙТ” – центр методологической
работы с образовательными программами школы;

2 центр “МИЛОСЕРДИЕ” – центр, отвечающий за
сотрудничество с общественными организациями
города;



3 центр “КОНТАКТ” – отвечает за формирование
религиозной терпимости, работает с терроризмом
как социальным и религиозным явлением в рамках
безопасной жизнедеятельности учащихся.

4 центр “ПОДДЕРЖКА” – центр психологической
поддержки проекта, отвечает за благоприятный
климат в педагогическом коллективе и коллективе
учащихся;

5 центр “АНАЛИТИКА” – руководящий центр
проекта, занимается организационной,
исследовательской и методологической
деятельностью.

Каждый центр составляет подпроект на каждый
год и согласовывает его с центром “Аналитика”,
приводится один примеров работы центра

Описание подпроекта Центра
“Милосердие”

Цель проекта: развитие толерантности
и уважения школьников и жителей микрорайона
Лебяжка к представителям разных
национальностей.

Задачи:

  • познакомить с культурами разных
    национальностей г. Н.Тагила (татары, башкиры,
    немцы, армяне, азербайджанцы, евреи, русские);
  • приобщить к культурным, религиозным,
    мировоззренческим ценностям данных народов;
  • создать условия для развития ценностных
    ориентаций школьников и жителей Лебяжки в
    условиях современного общества;
  • оборудовать кабинет национальных культур для
    изучения школьниками и жителями микрорайона
    Лебяжка особенностей, населяющих город народов.

Ожидаемые результаты проекта

  1. Привитие толерантного отношения к людям разных
    национальностей и вероисповеданий.
  2. Сформированность нравственной грамотности,
    чувства ответственности участников проекта.
  3. Установление межкультурных коммуникаций с
    национальными общинами города Н.Тагила.
  4. Создание Кабинета национальных культур для
    школьников и жителей микрорайона Лебяжка.

План реализации подпроекта


Описание видов деятельности,
мероприятий

Начало

Окончание

1 Формирование инициативной группы 1.10.06 10.10 .06
2 Информирование всех участников о целях и
задачах и значимости проекта
1.10.06 10.10.06
3 Разработка плана, согласование с
представителями разных национальностей
1.10.06 10.10.06
4 Распределение учащихся школы, родителей,
учителей, социальных партнеров, ветеранов школы,
жителей микрорайона, выпускников школы по
рабочим группам
1.10.06 10.10.06
5 Приобретение стройматериалов для ремонта
кабинета
18.10.06 28.10.06
6 Ремонт кабинета 28.10.06 08.11.06
7 Проведение декад национальных культур 20.10.06 25.12.06
8 Проведение Новогоднего карнавала
национальных культур
29.12.06
9 Приобретение мебели, аудио, видео, DVD
аппаратуры для кабинета
20.10.06 20.11.06
10 Изготовление экспонатов для кабинета 20.10.06 20.11.06
11 Изготовление костюмов для Карнавала, 20.10.06 25.12.06
12 Проведение научно-исследовательской работы по
изучению национальных особенностей различных
культур
18.10.06 15.01.07
13 Проведение научно-практической конференции по
защите исследовательских проектов
01.01.07 15.01.07
14 Публикации в средствах массовой информации
региона и страны
18.10.06 15.01.07

Очаги нетерпимости

  1. Имущественное неравенство (ненависть к богатым,
    презрение к бедным).
  2. Возрастные различия, неуважение пенсионеров
    (конфликт отцов и детей).
  3. Культ силы, агрессия (сильный /слабый).
  4. Презрение к больным и инвалидам.
  5. Религиозные различия, терроризм (неприязнь
    другой культуры, обычаев, традиций).
  6. Профессиональные различия, престижность
    профессий.
  7. Место жительства и образ жизни (город, деревня,
    центр, периферия).
  8. Маргинальные слои населения (бомжи, алкоголики,
    наркоманы, неформальная молодежь, преступники,
    этнические меньшинства).

Этапы проекта

Первый этап.



Разработка программы осуществления проекта,
составление списка необходимых мероприятий.
Создание центров “толерантности” по
направлениям деятельности проекта, определение
целей, задач и планируемого результата работы
каждого центра. Установление связей с
общественностью города (общественные
организации, средства массовой коммуникации,
администрация города, другие образовательные
учреждения). Переработка образовательных
программ с учетом “компонента толерантности”.
Комплексное социологическое исследование
состояния образовательной среды в аспекте
толерантности. Издание первого тома рабочей
книги проекта – “Методология”.

Второй этап.

Проведение развивающих семинаров и тренингов
для педагогов, родителей и учащихся.
Практическая деятельность сотрудничества с
общественными организациями города, детскими
домами, центрами поддержки инвалидов и
пенсионеров города, общественными национальными
организациями. Открытые мероприятия для
учащихся школ города по проблеме терроризма (с
привлечением представителей МЧС, религиозных и
этнических общин города). Внедрение и апробация
новых образовательных программ. Стимулирование
исследовательской и социальной активности
школьников рядом мероприятий. Мониторинг
происходящих изменений при помощи качественных
социологических замеров и метода экспертных
оценок. Издание второго тома рабочей книги
проекта – “Практика”.



Третий этап.

Проведение городской конференции
“Толерантность в образовании: личность и среда”
для педагогов и администрации школ города.
Публикации материалов конференции. Обобщение
опытов внедрения новых учебно-методических
комплексов в образовательный процесс.
Комплексное социологическое исследование
изменений толерантных качеств среды. Подведение
итогов и анализ результатов деятельности.
Издание третьего тома рабочей книги проекта –
“Аналитика”.

Ожидаемые результаты

  1. Создание системы мониторинга образовательной
    среды в аспекте формирования толерантных
    качеств, экспертизы образовательных программ и
    технологий.
  2. Создание и апробация эффектной модели
    социального взаимодействия школы и общества
    (общественные организации, СМИ, администрация,
    другие школы).
  3. Создание новых образовательных программ,
    внедрение “фактора толерантности” в школьные
    дисциплины (литература, иностранные языки,
    история, МХК), разработка оригинальных курсов
    (ОБЖ).
  4. Разработка системы мероприятий по развитию
    толерантных качеств личности учащихся
    (педагогов, родителей).
  5. Создание “команды” педагогов, объединенных
    единым видением проблемы толерантности (школа
    как центр общества). Создание системы
    развивающихся тренингов и семинаров для
    педагогов. Формирование системы подготовки,
    переподготовки и повышения квалификации
    педагогов в сфере толерантности образования.
  6. Публикация материалов проекта (Пособие для
    родителей и учащихся, материалы конференции,
    рабочие книги проекта).
  7. Кабинет МХК.



Следующий: