Учебно-профильная компетентность учащихся — результат формирования учебно-познавательной компетенции в условиях предпрофильной подготовки

В последние годы активно обсуждается проблема поворота системы образования к
формированию ключевых компетенций. Приоритетным направлением “Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 года” является
формирование личности, готовой к максимальной реализации своих возможностей,
открытой для восприятия нового знания, владеющей навыками самообразования,
способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.
Это направление соответствует, принятому в настоящее время подходу ЮНЕСКО к
понятию образования, которое включает в себя “единицы образования” – компетенции
и компетентности. В таком русле образование представляет собой процесс
социализации индивида, в ходе которого происходит формирование его способностей
к саморазвитию, связанных с формированием когнитивных, деятельностных,
коммуникативных, мировоззренческих компетенций.

По мнению А.В. Хуторского: “Компетенция – отчужденное, заранее заданное
социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой
для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере” [5].
Использование же компетенций на практике принято называть компетентностью.

Необходимо выделить учебно-познавательную компетенцию, которая определяет
успешность самообразования выпускника в условиях дальнейшей профессиональной
деятельности, и уделить особое внимание формированию данной компетенции в
образовательном процессе.

А.В. Хуторской в классификации ключевых компетенций выделяет
учебно-познавательную компетенцию, как компетенцию, направленную на приращение
знаний, освоение методов познавательной деятельности, развитее определенных
умений и навыков в образовательной деятельности, развитее творческого мышления и
самостоятельности в учебной деятельности.

Он пишет: “Учебно-познавательная компетенция является одной из ключевых
компетенций, т.е. относится к общему содержанию образования и представляет
совокупность взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и
опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной
действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой
продуктивной деятельности” [5, С.63].

За основу определения учебно-познавательной компетенции мы взяли определение
А.В. Хуторского: “Учебно-познавательная компетенция – это совокупность
компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей
элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с
реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения, организации
целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки
учебно-познавательной деятельности, а также овладение креативными навыками
продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности,
владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами
решения проблем” [5, С. 135-157].

По нашему мнению учебно-познавательная компетенция – интегрированное
качество личности, алгоритм реализации познавательных потребностей учащегося в
ходе мотивированно активной познавательной деятельности, направленный на
приращение знаний, умений и навыков реализующихся в практической деятельности.

Современная профильная школа может рассматриваться как одно из направлений
реализации компетентностного подхода на практике.

Предпрофильная подготовка в школе – система педагогической,
психолого-педагогической, информационной и организационной помощи,
способствующая самоопределению учащихся старших классов основной школы
относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и
широкой сферы последующей профессиональной деятельности.

Проблема формирования учебно-познавательной компетенции в основной школе по
нашему мнению в следующем:

1. Формирование общеучебных знаний, умений и навыков осуществляется в
образовательном процессе основной школы в системе классно-урочных занятий, а
ориентация на практическое применений полученных знаний по отношению к
профессиональной деятельности имеет малую составляющую.

2. Акцент на связь практики и теории с элементами профоринтации является
главной составляющей формирования учебно-познавательной компетенции, и именно
этот структурный компонент удобнее формировать в системе предпрофильной
подготовки учащихся.

3. Сформированность профессионального интереса учащихся способствует
положительному отношению учащегося к выбранной специальности, постепенному и
безболезненному включению их в самостоятельную деятельность по изучению
профильных предметов в старшей школе.

Поэтому процесс формирования учебно-познавательной компетенции в системе
профильной подготовки опирается на практикоориентированную мотивацию учащегося,
направленную на осознанное приобретение знаний и умений, с последующей
реализацией их в практической деятельности.

Именно в предпрофильной подготовке процесс формирования данной компетенции
приобретает новый смысл, он превращается в процесс не только приобретения
знаний, умений, навыков, а акцент делается на приобретении опыта деятельности с
целью личностного самосовершенствования учащегося, который способствует
формированию профессиональных интересов.

Поэтому, учебно-познавательная деятельность в системе предпрофильной
подготовки рассматривается нами как специально организуемая, направляемая
мотивами и познавательными интересами деятельность, с целью создания ситуации
правильного выбора профиля дальнейшего обучения учащимися первой ступени
основной школы. Ее предметным содержанием являются новообразованные личностные
качества учащегося, сформированные в процессе интериоризации, выражающиеся в
приобретенных устойчивых профессиональных интересов, а результатом
учебно-профильная компетентность.

Учебно-профильная компетентность – сформированная совокупность компетенций
ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, направленная на
осознанное самостоятельное приобретения знаний, необходимых для реализации
профессионального самовыражения учащегося в системе профильного обучения.

Она включающей элементы целеполагающей, мотивированной учебно-познавательной
деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами, относящимися к
выбранному профилю дальнейшего обучения.

Говоря о компетентностях, необходимых для ученика при выборе профессии, имеет
место формирование не только предметных, но и первоначальных профильных
компетентностей. Умения работать с большим объемом информации, анализировать,
абстрагировать, обобщать, статистически и графически обрабатывать полученные
данные становятся деятельными составляющими образовательных продуктов
подростков. Образовательные продукты учащегося являются отражением первичных
умений и навыков в выполнении практической деятельности, связанной с профильным
направлением изучаемой дисциплины. Например, учебно-профильная компетентность,
связанная с умениями проводить измерения с помощью приборов (измерение
температуры) формирует профессиональную компетентность в физическом, медицинском
профиле. Работа со словарем (учебно-профильная компетентность, предполагает
первоначальные навыки работы с источниками информации, работы с текстами) может
стать сформированной компетентностью в социально – гуманитарных науках.



Выражена учебно-профильная компетентность в виде образовательных продуктов
учащихся. А.В. Хуторской пишет: “ Под образовательной продукцией понимается,
во-первых, материализованные продукты деятельности ученика в виде суждений,
текстов, рисунков, поделок и т.п.; во-вторых, изменения личностных качеств
ученика, развивающихся в учебном процессе. Обе составляющие – материальная и
личностная, создаются одновременно в ходе конструирования учеником
индивидуального образовательного процесса”[7].

Компетентность – психосоциальное качество, означающее силу и уверенность,
исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку
осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением[6] .

Что же такое учебно-профильная компетентность? Поясним значение данной
компетентности. Результатом формирования учебно-познавательной компетенции в
учебном процессе основной школы становится учебно-познавательная компетентность,
а в системе предпрофильной подготовки именно учебно-профильная. Овладение
профессией определено набором компетенций, которые требуют определенного уровня
сформированности, совокупности знаний, умений, навыков и способов деятельности.
Данная компетентность является показателем сформирваонности
учебно-познавательной ключевой компетенции в системе предпрофильной подготовки.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием
развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения
самостоятельно пополнять свои знания, применяя их в профессиональной
деятельности. Эти знания связанные с практическим применением, интегрированные в
качества личности не что иное, как учебно-профильная компетентность.

Таким образом, учебно-профильная компетентность – сформированное качество
личности, основанное на системе знаний, умений и навыков, направленный на
перенос деятельности от функционального к практическому, в рамках направленного
профильного применения. Учебно-профильная компетентность старшеклассников
определяется нами как результат формирования учебно-познавательной компетенции,
направленная на поэтапное применение учебного материала для деятельности,
впоследствии необходимой при выборе будущей профессии.

Учебно-профильная компетентность предполагает наличие начальных
профессиональных умений и навыков, представлений об условиях труда работников
различных профессий и возможности получения подготовки к данной профессии в
образовательных учреждениях.

Учебно-профильная компетентность выражается в умении школьника:

  • владеть методами и способами учебно-познавательной деятельности по
    обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном
    становлении в условиях изменяющегося общества и рынка труда;
  • испытывать потребность в выборе профессии, в образовательной и
    профессиональной ориентации, в конструировании версий продолжения
    образования и профессионального самоопределения;
  • ставить соответствующие ближние и дальние цели;
  • приобретать опыт создания личностно – значимых образовательных
    продуктов;
  • обладать начальным набором профессиональных знаний, умений и навыков;

Учебно-профильная компетентность выступает значимым для личности компонентом,
который позволяет ученику решать задачи, проблемы, как в образовательных, так и
сферах жизнедеятельности, также быть компетентным в сфере дальнейшего
образования и самообразования в условиях современного рынка труда. Потребность
современного общества в личности, способной к самоорганизации, саморазвитию,
самообразованию, т. е. личности, компетентной в сфере образования велика.

Учебно-профильная компетентность – это интегрированное качество личности,
отражающее устойчивые связи знаний, умений, личностных мотивов и познавательных
интересов учащегося и их практического применением в деятельности, связанной с
осознанным выбором профиля обучения, позволяющая быть компетентным в сфере
дальнейшего образования и самообразования в условиях современного рынка труда.

Учебно-профильная компетентность определена нами как общепредметная (по А.В.
Хуторскому), так как она относятся к определенному кругу учебных предметов и
образовательных областей, входящих в состав профиля обучения профильной школы.

Следовательно, учебно-профильную компетентность можно определить как
структурный результативный и рефлексивный компонент ключевой
учебно-познавательной компетенции.

Список использованных источников и литературы:

  1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной
    программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков// Педагогика. – 2003. – № 10. –
    С. 8 – 14.
  2. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность
    старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. –
    М.: АПК и ППРО, 2006. – 160 с.
  3. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного
    самоопределения: Учебно-методические пособие /Н.С.Пряжников. – М.:
    Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК,
    2002. – 400с.
  4. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для
    разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Мир книги,
    2001. – 102 с.
  5. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент
    личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – №
    2. – С.58-64.
  6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Пер. с англ. – СПб.:
    Питер-Пресс, 1997. – 608 с.
  7. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты
    научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. – № 7. – С.15–22.
  8. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Материалы курса “Образовательно –
    профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и
    профильном обучении”: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет “Первое
    сентября”, 2006. – 64 с.



Следующий: