Учебно-методический материал для проведения интегрированных уроков по курсу национально-прикладное искусство – родной язык


Воспитание и наставление начинаются
с самых первых лет существования и
продолжается до конца жизни.

ПЛАТОН.

Нестандартные уроки – это всегда уроки –
праздники, когда активны все учащиеся, когда
каждый имеет возможность проявить себя, и когда
класс становится творческим коллективом. Вот
несколько рекомендаций для учителей – коллег,
желающих проводить такие уроки:

  • нестандартные уроки следует использовать как
    итоговые при обобщении и закреплении знаний,
    умений и навыков учащихся;
  • слишком частое обращение к подобным формам
    организации учебного процесса нецелесообразно,
    так как это может привести к потере устойчивого
    интереса к учебному предмету и процессу учения;
  • нетрадиционному уроку должна предшествовать
    тщательная подготовка, и в первую очередь
    разработка системы конкретных целей обучения и
    воспитания;
  • при выборе формы нетрадиционного урока
    преподавателю необходимо учитывать особенности
    своего характера и темперамента, уровень
    подготовленности и специфические особенности
    класса в целом и отдельных учащихся;
  • интегрировать усилия учителей при подготовке
    совместных уроков целесообразно не только в
    рамках предметов естественно-математического
    цикла, но и выходя на предметы гуманитарного
    цикла;
  • при проведении нестандартных уроков следует
    руководствоваться принципом “с детьми и для
    детей”, ставя одной из основных целей воспитание
    учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

В качестве актуальных первоочередных
направлений творческой работы учителя
предлагаем определить следующие:

  • создание единой для учителя и ученика системы
    целей и задач обучения и воспитания,
    соответствующих требованиям сегодняшнего дня и
    каждому этапу обучения;
  • отбор и построение содержания обучения
    позволяющего избежать перегрузок ученика,
    учитывать его индивидуальные запросы,
    гуманизация и экологизация содержания
    образования;
  • разработка широкого арсенала методических
    приемов, используемых как традиционные, так и
    новаторские подходы к проведению различных форм
    занятий.

Идея интеграции стала в последнее время
предметом интенсивных теоретических и
практических исследований в связи с начинающими
процессами дифференциации в обучении. Ее
нынешний этап характерен как эмпирической
направленностью — разработкой и проведением
учителем интегрированных уроков, так и
теоретической – созданием и совершенствованием
интегрирующих курсов, в ряде случаев
объединяющих многие предметы, изучение которых
предусмотрено, учебными планами
общеобразовательных учреждений. Интеграция дает
возможность, с одной стороны, показать учащимся
“мир в целом”, преодолев разобщенность научного
знания по дисциплинам, а с другой высвобождаемое
за этот счет учебное время использовать для
полноценного осуществления профильной
дифференциации в обучении. Иначе говоря, с
практической точки зрения интеграция
предполагает усиление межпредметных связей,
снижение перегрузок учащихся, расширение сферы
получаемой информации учащимся, подкрепление
мотивации обучения.

Методической основой интегрированного подхода
к обучению является формирование знаний
учащихся об окружающем мире и его
закономерностей в целом, а также установление
внутрипредметных и межпредметных связей в
усвоении основ наук.

В этой связи интегрированным уроком называют
любой урок со своей структурой, если для его
проведения привлекаются знания, умения и
результаты анализа изученного материала
методами других наук, других учебных предметов.
Неслучайно еще интегрированные уроки именуют
межпредметными, а формы их проведения самые
разные: семинары, конференции, путешествия и т. д.

Наиболее общая классификация интегрированных
уроков по способу их организации входит
составной частью в иерархию ступеней интеграции,
которая в свою очередь, имеет следующий вид:

  • конструирование и проведение урока двумя и
    более учителями разных дисциплин;
  • конструирование и проведение урока одним
    учителем, имеющим базовую подготовку по
    соответствующим дисциплинам;
  • создание на этой основе тем, разделов, наконец,
    курсов.

Цель интегрированных уроков родного языка и
национально-прикладного искусства показать
взаимосвязь устного народного творчества
народов Крайнего Севера, формирование
эстетического отношения к окружающей
действительности ее органическую связь с трудом,
бытом, природой. Воздействовать на детей всем
комплексом фольклорных средств, пробудить в них
эстетические идеалы о национальном, духовном и
культурном наследии. Способствовать пробуждению
интереса, чувства любви, уважения к своему
народу, гордости и ответственности за свою
национальную культуру. Помочь детям
почувствовать себя творцами при создании одежды,
предметов быта, побудить их к более осознанному
пониманию основ народного искусства, в котором
при его наглядности и практичности никогда не
было места для суеты и пустословия.



Созданные народом произведения искусства,
промыслы, традиции, обряды существуют многие
столетия.

Человек живет в контакте с природой. Ведь она и
вдохновляет его к творческой деятельности.

“Природа в тундре скромная, неброская
Под стать природе – души у людей.”

П. Явтысый.

Человек умеет разглядеть в поле былинку, в лесу
веточку, скачущую белку, блеск серебряной воды и
последний луч заходящего солнца. Захотелось
человеку перенести эту красоту в свою жизнь,
жилище, быт, одежду и он научился резать по
дереву, вышивать бисером, плести из травы и веток,
сочинять песни и сказки. Так он стал творцом.

А для чего нам нужно изучать творчество народов
Крайнего Севера? Чтобы знать свои обычаи,
традиции, свою культуру, чтобы быть культурными
людьми.

Культура – память человечества, универсальный
язык общения между народами.

Побудила нас к объединению уроков родного
языка и национально-прикладного искусства
тревога за то, что в нынешних детях коренной
национальности пропадает интерес, тяга к своему
родному, национальному укладу жизни, культуре.
Многие дети не знают языка, многие не видели
одежду, что носили их предки.

Думается, что художественные впечатления детей
еще больше обогатятся, если наряду с наглядным
материалом на уроках родного языка, они
изготовят эти вещи на уроках
национально-прикладного искусства, а значит,
прикоснутся к истории, культуре предков.

Разнообразный по своим жанрам мир устного
фольклора на уроках родного языка не является
чем-то чужим декоративно-прикладному искусству,
он очень близок ему, порой даже отражен в нем. И
это не случайно, так как источник общности всех
видов народного творчества – их связь с трудом и
бытом, в недрах которого они рождались и получали
развитие.

Поэтому одежда и орнамент народов Крайнего
Севера, мотивы шитья (украшения одежды) с их
величавостью образов реально сопоставимы с
размеренным складом песен, былин, сказаний
народа. Подтверждение этому может служить
высказывание И. Я. Билибина, замечательного
художника, создавшего иллюстрации к русским
народным сказкам и былинам:

“Для меня, вообще, сказки, былины, духовные
стихи связаны в одно целое с вышивкой, набойками,
резьбой по дереву, с народным зодчеством, с
народными картинками”.

На интегрированных уроках родного языка и
национально-прикладного искусства у детей
развивается творческое воображение, кроме того,
проводятся упражнения, тренирующие память,
воображение, мышление, формируются умения
использовать различные средства выразительной
устной речи.

На уроках родного языка создается атмосфера
сотрудничества и поиска побуждающая к диалогу. С
окончанием самостоятельной творческой работы на
уроке национально – прикладного искусства дети
обмениваются впечатлениями. Они рассматривают
свои работы, слушают рассказы, звукозапись. Если
на следующее занятие, влетая в класс, они
начинают делиться своими открытиями, учитель
понимает, что эти уроки прошли не зря! У детей
появилось желание прислушаться к явлениям
природы, подмечая то, что раньше оставалось без
внимания.

Так шаг за шагом, от урока к уроку мы учимся
красоте, слушая друг друга и понимая, что у
каждого есть свое ощущение счастья. Ему
бесполезно подражать, но его можно дарить.

И один из способов – это проведение
интегрированных уроков.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. А.М. Сязи “Орнамент и вещь в культуре хантов
    Нижнего Приобья”. И., Томский университет 2000 г.
  2. Северные родники. Сыктывкар 1995г.
  3. С.П. Мирский “Методика
    профессионально-трудового обучения во
    вспомогательной школе” М., “Просвещение” 1980г.
  4. Начальная школа № 11 – 1995г.
  5. Воспитание школьника № 1 – 2000г.



Следующий: