Учебно-методический комплекс по дисциплине Педагогика для специальности Преподавание в начальных классах


При подготовке учебно-методического комплекса
по дисциплине “Педагогика” для специальности
“Преподавание в начальных классах”, по-моему
мнению, огромное значение имеет комплексное
научно-методическое обеспечение учебного
процесса.

Под комплексным научно-методическим
обеспечением учебного процесса я понимаю
планирование, разработку и создание оптимальной
системы (комплекса) учебно-методической
документации и учебно-методических средств о
Учебно-методический комплекс — система
нормативной и учебно-методической документации,
средств обучения и контроля, необходимых и
достаточных для качественной организации
основных и дополнительных образовательных
программ, согласно учебного плана, УМК учебной
дисциплины является одним из элементов
организации образовательной деятельности по
очной, заочной и очно-заочной форм обучении.

У УК должен разрабатываться для студентов по
всем учебным дисциплинам с учетом необходимости
повышения качества усвоения содержания учебного
материала на уровне требований ГОС ВПО обучения.
Они необходимы для полного и качественного
профессионального образования в рамках времени
и содержания, определенных учебными планами и
программой предмета. Разработка такого
комплекса основывается на определенных
критериях.

Во-первых, комплекс учебно-методической
документации и средств обучения должен
охватывать все основное содержание программного
материала. Комплексность при этом предполагает,
что изучение каждого узлового вопроса
содержания обучения по любой теме учебной
программы обеспечивается необходимым
оптимальным минимумом учебной и
учебно-методической документации и средств
обучения.

Во-вторых, комплексное обеспечение учебного
процесса средствами обучения включает учет их
преимущественных функций и возможностей в
наиболее типичных учебных ситуациях применения.



В-третьих, комплексный подход к обеспечению
учебного процесса требует, чтобы
учебно-методическая документация и средства
обучения способствовали реализации обучающей,
развивающей и воспитывающей функций учебного
процесса.

В-четвертых, комплексность в дидактическом
обеспечении учебного процесса предполагает
реализацию через учебно-методическую
документацию и средства обучения всех основных
этапов, звеньев педагогического процесса. В
рамках такого подхода и был разработан мною
комплекс учебно-методических материалов по
“Педагогике”, гак как эта дисциплина является
одной из базовых при подготовке учителей
начальных классов для системы образования.

Материалы, представленные в рамках
учебно-методического комплекса по учебной
дисциплине “Педагогика”, предназначены, в
первую очередь, для очного отделения. Данные
материалы подготовлены, разработаны и
апробированы на базе Тольяттинского
социально-педагогического колледжа в рамках
требований государственного образовательного
стандарта. Необходимо отметить, что печатный
вариант учебно-методического комплекса
подготовлен как самодостаточное учебное
издание, которое можно использовать и для
студентов заочного отделения по специальности “Преподавание
в начальных классах”.

Учебно-методический комплекс состоит из
обучающих, методических и вспомогательных
материалов, объединенных на основании общей
программы. Особенностью учебно-методического
комплекса является то, что все его элементы
подготовлены на основе единого подхода к
тематике и структуре изложения учебного
материала. Данный учебно-методический комплекс
разрабатывался как самодостаточный курс (как
мини-энциклопедия), позволяющий студентам в ходе
обучения получить комплексное всестороннее
представление о предмете, ознакомиться с
основами терминологической, теоретической и
практической сторон педагогики. Задача
комплекса — обеспечение целостности учебного
процесса и взаимодействия всех его основных
ступеней и форм.

Цель – наиболее полная реализация тех
образовательных и воспитательных задач, которые
были заявлены и сформулированы в программе
курса. Основу УМК составляет авторский курс
лекций как краткое изложение всех разделов и тем
программы.

Базовым элементом УМК, тем ядром, вокруг
которого формируется весь комплекс обучающих,
методических и вспомогательных изданий,
является учебное пособие. Многие из этих
материалов были апробированы за последние 7 лет
как на занятиях со студентами очного отделения,
так и заочниками соответствующей специализации.

Краткая характеристика курса дисциплины:
Наука, изучающая закономерности передачи
старшим поколением и активного усвоения
младшими поколениями социального опыта,
необходимого для жизни и груда, называется педагогикой.
Общая педагогика – изучает и формирует
принципы, формы и методы обучения и воспитания,
являющиеся общими для всех возрастных групп и
учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль
педагогических знаний исследует
фундаментальные законы обучения и воспитания.

Составными частями общей педагогики являются
теория воспитания и теория обучения (дидактика).

Основными категориями педагогики являются:
развитие, воспитание, образование, обучение. В
истории педагогики наиболее известны теории
формального и материального образования.
Сторонники теории формального образования
(XVII–XX вв. – Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт)
считали, что источником знаний является разум,
поэтому лучшим средством развития мышления
учащихся является изучение языков, особенно
древних — латинского и греческого, а также
математики. Отсюда так называемое
«классическое» образование. В России оно
нашло отражение в XIX веке в одной из лучших форм
образования — классических гимназиях.

Сторонники теории материального образования
(XVIII-XX вв. – Спенсер, Гексли и др.) считали, что
источником знаний является опыт, поэтому
необходима подготовка людей, обладающих
основательной естественнонаучной и
практической подготовкой. Критерием отбора
содержания образования служит степень его
утилитарной пригодности для жизни и
практической деятельности учащихся в будущем.
Отсюда так называемое «реальное»
образование.

В истории российского образования – это и реальные
гимназии, и реальные училища, и
профессионально-технические училища.

Существовали и существуют и смешанные формы:
классические и реальные гимназии, лицеи, школы и
училища. Это говорит о том, что принципы этих
теорий до сих пор находят свое применение. И в то
же время эти теории постоянно подвергаются
критике за свою односторонность (К.Д.Ушинский,
Н.А.Добролюбов, Ю.К.Бабанский, И.Ф.Харламов).

Односторонность названных подходов
заключается в том, что ими абсолютизируются
отдельные аспекты образования. Нельзя отрывать
мышление от знаний, но в то же время знания не
должны быть доминирующей целью школы: целью
является сам ребенок, а знания должны стать
средством его развития.

Школа должна не только обогащать знаниями, но и
развивать индивидуальные способности детей. В
педагогике существует принцип: связь школы с
жизнью общества. Но должен быть принцип связи
школы с жизнью ребенка. Абсолютизация первого
принципа привела к так называемому
социоцентрическому – ущербному виду мышления
(во главу угла ставятся только интересы
государства, общества).

Критерии отбора содержания образования должны
включать не только потребности общества, но и
потребности индивида. Содержание образования
рассматривается как педагогическая модель
обращенного к школе социального заказа. Но
необходимо учитывать и потребности человека в
образовании. Выпускник Тольяттинского
социально-педагогического колледжа, получив
среднее специальное образование, имеет право на
преподавательскую деятельность.

Задачи педагогической науки — вести
исследования, а практические задачи школы, ССУЗа
– осуществлять воспитание, образование
школьников и студентов. В состав постоянных
задач педагогической науки входит изучение и
обобщение практики, опыта педагогической
деятельности. Некоторые педагоги создают
оригинальные педагогические технологии. Важно
отметить, что любые творческие усилия педагогов
найдут свое место в системе педагогических
ценностей с помощью теоретического обоснования
и научной интерпретации. Наука проникает в
сущность находок и выявляет индивидуальность
педагога – новатора.

В числе современных задач стоит разработка
новых методов, средств, форм, систем обучения,
воспитания, управления образовательными
структурами, что в словаре педагогики называется
педагогическая инноватика. К постоянным важным
задачам педагогической науки относится
прогнозирование образования на ближайшее и
отдаленное будущее.

Без этого невозможно управлять педагогической
политикой, экономикой образования,
совершенствованием педагогической деятельности
и системами управления. Одна из главных задач
педагогической науки – разработать
методологические основы инновационных
процессов, рациональных связей теории и
практики. Педагогический процесс в среднем
специальном учебном заведении ведется для
осуществления воспитания, образования и
обучения будущих специалистов.

Разумеется, у каждого студента есть своя цель
обучения. В ходе одного занятия цели
преподавателя и студента могут расходиться, но в
завершении процесса обучения решаются общие
задачи. Студенческие цели должны войти в
образовательный процесс с учетом
государственных задач и современных требований
рынка труда. Процесс обучения остается
целенаправленным, социально обусловленным и
педагогически организованным действием
развития личности, обучающихся при овладении
систематизированными научными знаниями и
способами деятельности.

Под содержанием образования понимается
система научных знаний, практических умений и
навыков, мировоззренческих и
нравственно-эстетических идей, освоенных в
процессе обучения. Содержание образования
строится строго на научной основе. Современные
условия педагогического образования
потребовали выделения группы принципов обучения
в высшей школе: развитие личности будущего
специалиста; соответствие содержания высшего
образования тенденциям развития науки (техники)
и производства (технологий); гармоничное
сочетание групповых и индивидуальных форм
обеспечение конкурентоспособности специалистов
требованиям рынка труда.

Данный УМК разработан для подготовки
выпускников ССУЗа к будущей профессиональной
деятельности и дает возможность найти ответы по
отдельным вопросам воспитания и образования.

Материал можно использовать и в дальнейшей
преподавательской работе. В состав
учебно-методического комплекса входят: учебное
пособие, календарно-тематический план, учебная
программа курса; методическими указаниями для
самостоятельной работы; списком литературы;
тестами, темами рефератов и семинарских занятий.

В условиях продолжающихся реформ возрастает
потребность в высококвалифицированных
специалистах, готовых к самостоятельной,
творческой работе с коллективом.



Существующая система профессионального
образования видоизменяется для развития
одаренных студентов, необходимых в научной,
образовательной и. практической сферах
педагогического комплекса.

Серьёзные перемены в исторических судьбах
России отразились на программах и учебных планах
ССУЗах.



Профессия преподавателя не только самая
популярная в мире, но и самая многочисленная.

Преподаватели являются залогом развития
любого государства, гарантией образования
будущих поколений.

И современные проблемы России во многом
зависят от состояния системы образования и
квалификации преподавателей (учителей начальных
классах).

Новая парадигма отечественного
профессионального образования рассматривает в
качестве приоритета интересы личности,
позиционирование профессиональных учебных
заведений.

Символами инновационных методов обучения
становятся: компетентность, эрудиция,
индивидуальное творчество, самостоятельный
поиск знаний.

С учетом новых экономических технических
возможностей приоритетными становятся заочная,
дистанционная и прочие формы образования,
наполненные новыми методиками и современными
технологиями.




Следующий: