Учебно-исследовательская деятельность учащихся и ее этапы

Каждый ребенок от природы склонен к познанию и исследованию окружающего его
мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность,
способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания
недостаточно для успешного решения поисковых или исследовательских задач.
Эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлеченности
ученика этой деятельностью, и от умения ее выполнять. Поэтому надо прививать
школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской
деятельности. Важно так организовать учебную работу детей, чтобы они ненавязчиво
усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные
этапы:

  • мотивация исследовательской деятельности;
  • постановка проблемы;
  • сбор материала;
  • систематизация и анализ полученного материала;
  • выдвижение гипотез;
  • проверка гипотез;
  • доказательство или опровержение гипотез.

Здесь задача учителя найти простые и удобные средства для практической
реализации каждого из названных этапов.

1. Мотивация исследовательской деятельности

осуществляется
различными способами: можно сделать акцент на значимости ожидаемых результатов,
предложить оригинальное или неожиданно сформулированное учебное задание и т.п.
При исследовании мотивирующая (исходная) задача должна обеспечить “видение”
учащимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи.
Научное исследование, в отличие от повседневного опытного познания, носит
систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является
четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности – ее объекта и
предмета, своеобразной “системы координат” исследования.

2. Постановка проблемы

еще более узкая сфера исследования
в рамках предмета. Она также может
осуществляться различными способами. В идеале ее должен сформулировать сам
ученик в результате решения мотивирующей задачи. Однако в реальной школьной
практике такое случается далеко не всегда: для очень многих школьников
самостоятельное определение проблемы затруднительно; предлагаемые ими
формулировки могут оказаться неправильными или неточными. Часто учащиеся
выбирают слишком масштабные или сложные темы. А потому на первых порах необходим
контроль со стороны учителя.

Наличие проблемы является несомненным показателем актуальности области
исследования. Проблему можно представить как некую противоречивую ситуацию,
требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым
непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что
обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на
какие вопросы могут дать ответ результаты его работы.

3. Сбор фактического материала

может осуществляться при изучении
соответствующей учебной или специальной литературы либо посредством проведения
испытаний, всевозможных проб, попыток решения частных проблем, варьирования
числовыми данными, рассмотрения предельных положений, изменения взаимного
расположения фигур или частей фигуры, каких-либо параметров, фигурирующих в
данной задаче. Пробы (испытания) не должны быть хаотичными, лишенными какой-либо
логики. Зачастую необходимо задать их направление посредством указаний,
чертежей, пояснений и т.п. Число испытаний не следует строго регламентировать,
оно должно быть достаточным для получения необходимого фактического материала.



4. Систематизацию и анализ полученного материала

полезно осуществлять с
помощью таблиц, диаграмм, схем, графиков и т.п., они позволят визуально
определить необходимые свойства, связи, соотношения, закономерности. На первых
порах способ систематизации фактического материала может быть указан. В
дальнейшем он должен определяться самим учеником. При этом важно заблаговременно
ознакомить учащихся с разнообразием таких способов.

5. Выделение гипотез

может происходить как в процессе проведения
испытаний или при систематизации фактического материала, так и в ходе выявления
особенностей уже систематизированного фактического материала. Полезно прививать
учащимся стремление записывать гипотезы на математическом языке, что придаст
высказываниям точность и лаконичность. Нецелесообразно изначально ограничивать
число возможных гипотез.

6. Проверка гипотез

позволяет укрепить веру или усомниться в
истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки. Чаще всего
проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного
испытания. При этом результат новой пробы сопоставляется с ранее полученным
результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается и вероятность
ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для
отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.

7. На последнем этапе происходит доказательство истинности гипотез,
получивших ранее подтверждение или уточнение; ложность же их может быть
определена с помощью контрпримеров. На первых порах самостоятельный поиск
необходимых доказательств для многих учеников представляет большую трудность.
Поэтому учителю важно предусмотреть всевозможные подсказки: это может быть
схематическое изображение проблемной ситуации, чертеж с особыми пометками,
подсказывающими идею доказательства, и т.п. Идея доказательства может зародиться
в процессе выполнения испытаний, может возникнуть и при анализе
систематизированного фактического материала, и на ней следует акцентировать
внимание учащихся. Наконец, важно отметить также, что в ряде случаев бывает
проще установить равносильность двух или более гипотез и доказать одну из них,
чем искать доказательства для каждой гипотезы в отдельности.

Как видим, полноценное выполнение исследовательского задания требует
тщательной подготовки соответствующего методического обеспечения. Не секрет, что
на практике многие школьники в погоне за результатом не проходят все этапы
исследовательской работы, не выполняют достаточного числа испытаний,
ограничиваются одним или двумя испытаниями, не заботятся о необходимых записях
полученных значений, не находят нужного способа систематизации фактического
материала. Поэтому познавательную деятельность учащихся надо упорядочить,
сделать интересной и результативной.




Следующий: