Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении

В последнее время основными приоритетамиобразовательной политики становятся: достижениесоциальной компетентности обучающихся, гарантияправ граждан на качественное образование,формирование ключевых компетенций, обеспечениекомпьютерной грамотности. И каждый из нас уже непонаслышке знаком с:

  • профилизацией средней школы;
  • компетентносным подходом;
  • приоритетом развивающих и социализирующихцелей над узкопредметными целями школьныхкурсов.

Несколько лет я веду не только базовые ипрофильные курсы по предмету, но и элективныйкурс “Школа юного исследователя”, программакоторого разработана на основе программыфакультативного курса “Введение внаучно-исследовательскую деятельность” (З. И.Сбитневой).

Цель курса: формирование творческойличности, обладающей элементарными навыкамисамостоятельной научно-исследовательскойработы.

Задачи:

  • Формирование представлений о роли и ценностипознания.
  • Формирование знаний о структуре, этапах,содержании УИД
  • Развитие умений работать с разными источникамиинформации.

Основные разделы:

  • “Мой учебный успех”;
  • Термины и понятия курса.
  • Программа исследования (этапынаучно-исследовательской работы);
  • Виды творческих работ;
  • Некоторые особенности их проведения иоформления;
  • Практические занятия по отработке элементарныхнавыков исследователя.

Обучение проводиться в два этапа. Первый этап –теоретические основы курса, второй –практические занятия. Курс заканчиваетсясеминаром или конференцией, на которой частьучащихся выступает с докладами, защищаетрефераты, отчеты по НИР.

Кроме этого, учебно-исследовательскаядеятельность школьников используется на урокахбиологии и экологии и во внеурочнойдеятельности.

Учебно-исследовательская деятельностьшкольников на уроке: проведение учебногоэксперимента, выполнение домашнего заданияисследовательского типа, применениеисследовательского метода во время традиционныхи нетрадиционных уроков.

Во внеурочной деятельности: написаниевыпускной экзаменационной работы,исследовательская практика, на факультативныхзанятиях, участие в олимпиадах и конкурсах, впроцессе работы над проектом.

Под учебно-исследовательской деятельностьюшкольника понимают процесс решения им научных иличностных проблем, имеющий своей цельюпостроение субъективно нового знания[2].Руководитель консультирует, советует,направляет, наталкивает на возможные выводы. Учащиесяпроходят основные этапы исследования:

  1. Выявление и постановка проблемы исследования;
  2. Формулирование гипотезы;
  3. Планирование и разработка ИД;
  4. Сбор данных, их анализ и синтез;
  5. Сопоставление данных и умозаключений, ихпроверка;
  6. Подготовка и оформление;
  7. Выступление с подготовленным сообщением;
  8. Переосмысление результатов в ходе ответов навопросы;
  9. Построение выводов и заключений[3]

Например, проект “Многоликая вода”, которыйможно увидеть в приложении. Участие в предметнойпроектной деятельности позволяет формироватьспособности: брать ответственность на себя,совместно принимать решение, извлекать пользу изопыта, уметь решать проблемы, самостоятельнозаниматься своим обучением. Можно отметить теисследовательские проекты, в которыхучаствовали учащиеся разных возрастов и уровнейкомпетенций (“Многоликая вода”, “Белки”,“Экологическая характеристика Верх-Исетскогорайона” и другие).



Полученный личный опыт убеждает, что приформировании рабочих групп нельзяруководствоваться только субъективным мнением,необходимо проводить и психолого-педагогичекуюдиагностику. Используя методику Якиманской, мывыявляли оценку учащихся своей творческойдеятельности, готовность к самостоятельномуисследованию, желание и умение сотрудничать и т.д. На основе полученных данных формировалисьгруппы, в которых были учащиеся, как с высоким,так и с низким уровнем развития компетентности.Групповая исследовательская деятельностьпозволяет наиболее эффективно формироватьосновные социальные компетентности.

Использование учебно-исследовательскойдеятельности школьников – это гарантиядвижения, динамики, роста, гибкости педагога иобразовательной системы в целом. А, главное,создаёт благоприятные условия для решениямногочисленных педагогических проблем ипомогает адаптироваться к современным условиямжизни.

Приложение

Используемая литература.

  1. Сбитнева З. И.. Программа факультативного
    курса“Введение в научно-исследовательскуюдеятельность”.
  2. Степанова М. В. Учебно-исследовательскаядеятельность школьников в профильном обучении.С-П.: Каро, 2005.
  3. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. М.:Бином, 2006.



Следующий: