Учебная программа по истории для коррекционных школ VIII-го вида. 8-й класс


I. Пояснительная записка

Начало XXI века характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частыми и тесными взаимодействиями представителей различных этнических и социальных групп и др. Всё это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идёт о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации, видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять полученные в школе знания и умения в жизни, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

История, основанная на достоверных и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объёмностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребёнку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно.

Основная цель учебной программы: образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе восприятия и осмысления исторического опыта своей страны.

Задачи:

  • формирование нравственного сознания развивающейся личности, усвоение и накопление социального опыта;
  • воспитание обучающегося в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в духе демократических ценностей современного общества;
  • обучение умению анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учётом временных векторов смены цивилизаций на Земле;
  • развитие дефицитарных высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.

Учебный предмет «История» относится к Федеральному компоненту, относится к образовательной области «Обществознание».

Учебная программа предмета рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Программа разработана на основании Типовой программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы под руководством И.М. Бгажноковой (И.М. Бгажнокова, Л.В.Смирнова История 6 – 9 класс) М.: Просвещение, 2006.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.



Обучающиеся должны уметь:

  • объяснять значение слов и понятий, устанавливать причины исторических событий и явлений рассматриваемого периода;
  • описывать отдельных исторических лиц, их деловые качества; быт и нравы в обществе определенного исторического периода;
  • по датам определять век;
  • пользоваться исторической картой;
  • связно описывать сюжетные картины и иллюстрации;
  • составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия, представленные к темам разделов.

Обучающиеся должны знать:



  • хронологические сведения изучаемого исторического периода;
  • имена (3–5) представителей науки, культуры, известные (из программ по чтению 6–9 классов)произведения А.C. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова и др.
  • ответы на вопросы об исторических событиях изучаемого периода (подробнее см. раздел V данной программы)

II. Учебно-тематический план на 2010–2011 учебный год.

№ п/п Тема Количество часов
1. Повторение. 2
Раздел 1. Единая Россия (конец XIV–XVII век) 20 часов
2. Образование единого Московского государства 4 4
3. Российское государство в XVI в. Иван Грозный (1530 и 1584 гг.) 4
4. Смутное время. Начало царской династии Романовых. 7
5. Культура в Российском государстве конца XV–XVI веков. 4
Раздел II. Великие преобразования России в XVIII веке. 20
6. Эпоха Петра I. 6
7. Российская империя после Петра I. 3
8. Россия при Екатерине II. 6
9. Культура России в XVIII веке. 4
Раздел III. Российская империя в XIX веке. 16 ч.
10. Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX века. 9
11. Россия эпохи Николая I. (1825–1855) 3
12. Культура России в первой половине XIX века 3
Раздел IV. Эпоха великих реформ. 9
13. «Царь-освободитель» 2
14. Александр III («Миротворец») (1881–1894) 3
15. Культура России во второй половине XIX века 3
16. Урок повторительного обобщения по курсу. 1

III. Измерительные материалы.

1. Соотнесите с датой.

Даты Века
1) 1703 г. а) XVI в.
2) 1861 г. б) XVIII в.
3) 1613 г. в) XVII в.
4) 1530–1584 гг. г) XIX в.

2. соотнесите понятие с его значением.

Понятие Значение
а) Судебник 1. Изменения в жизни государства.
б) Опричники 2. Выдающийся (самый лучший) образец работы мастера (художника).
в) Реформа 3. Группа людей, имеющих определённые права и обязанности.
г) Сословие 4. Сборник записанных при Иване Грозном законов.
д) Шедевр 5. Особая внутренняя политика Ивана Грозного.

3. Соотнесите причины исторических событий и сами события.

События Причины
1. Смутное время. а)
1) у России не было крупного порта на берегах Балтийского моря;
2) Пётр хотел построить новую столицу по европейскому образцу;
3)Россия должна закрепить за собой территории, отвоёванные в результате Северной войны.
2. Основание Санкт-Петербурга б)
1) убийство малолетнего царевича Дмитрия;
2) несколько лет подряд в стане были неурожаи, голод, разруха;
3)отсутствие сильной государственной власти в России привело к росту восстаний в стране.
3. Отмена крепостного права в)
1) поражение России в Крымской войне;
2) рост недовольства крестьян своим положением;
3) экономическая отсталость России (слабое развитие хозяйства в России);
4) многие высшие чиновники хотят изменить положение крепостных крестьян.

4. Посмотрите на рисунок. Кто изображён на нём? Что сделал этот человек для развития России? Что ещё вы о нём знаете?

Например: репродукции

  • В. Васнецов «Иван Грозный»;
  • В. Серов «Пётр Великий»;
  • А. Кившенко «Совет в Филях»;
  • В. Тропинин «Портрет Пушкина».

5. Посмотрите на репродукцию картины (В. Васнецов «Богатыри») и опишите, кто на ней изображён; что на ней изображено?

6. С помощью словаря, текста и иллюстраций учебника составьте план ответа на вопрос: В чём главные заслуги в правлении Александра II?

IV. Методические рекомендации к оценке знаний, умений и навыков школьников.

Оценка «5» ставится, если ученик усвоил более 65 % изученного материала.

Оценка «4» ставится, если ученик усвоил материала на 50–65 %.

Оценка «3» ставится при усвоении 30–50 % изученного материала.

Оценки ставятся на основе требований для примерной оценки и контроля знаний учеников с учётом их возможностей. Требования определяют то, что желательно и важно не упустить при обучении истории детей. Требования выступают в качестве методического самоконтроля, т.к. есть опасность, что учитель истории, не имеющий дефектологического образования. может завысить уровень требований к ученикам, а дефектолог, не являющийся историком, может недооценить смысловые компоненты программы.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Обучающиеся должны уметь:

1 уровень

  • объяснять значение слов и понятий, а также устанавливать их причины:
    - возвышения и укрепления московского государства при Иване Грозном;
    - Смутного времени и народных волнений;
    - возникновения и укрепления сословных отношений в российском государстве;

  • описывать:
    - отдельных исторических лиц (Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др.);
    - нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры;

  • ориентироваться в:
    - названиях древних городов Руси (3–6 названий);
    - основных событиях периода XVI–XVII веков.

  • Объяснять значение слов и понятий, устанавливать причины:
    - борьбы за престол между Софьей и Петром I;
    - возникновения волнений и бунта стрельцов;
    - поездки Петра I и представителей дворянства на учёбу за границу;
    - введения новшеств Петра I в жизнь российского общества;
    - создания новой столицы России;
    - деятельности Петра I по просвещению народа;
    - создания «Наказа» Екатерины II;
    - благополучия общества и международного признания России в период правления Екатерины Великой.

  • анализировать и сравнивать деятельность Петра I и Екатерины II на благо Российского государства;

  • описывать:
    - личностные характеристики и деловые качества исторических персонажей: Петра I, Софьи, Екатерины II;
    - быт и нравы в обществе, принятые в период правления Петра I, Анны Иоановны, Екатерины II;
    - прогрессивные действия, направленные на укрепление государства, развитие образования, культуры.

  • по датам определять век;

  • составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия, представленные к темам разделов;

  • пользоваться картой;

  • связно описывать сюжетные картины и иллюстрации (В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.В. Верещагин и др.).

Обучающиеся должны знать:

  • хронологические сведения:
    - период правления Петра I (1682–1725);
    - основание Петербурга (1703);
    - период царствования Екатерины II (1762–1796);

  • значение отмены в России крепостного права как прекращения многовековой помещичьей власти;



  • ответы на вопросы об:

    - главных заслугах в правлении Александра II:
    - праве крестьян открыто разрешать свои дела на сельском сходе;
    - введении судов «скорых, правых, милостивых, равных для всех», собраний, Городской думы;
    - устранении сословных различий при выборе членов земских собраний, Городской думы;
    - обустройстве железных дорог, их увеличении в европейской части России;

    - основных заслугах периода правления Александра III:
    - финансовом и экономическом укреплении России;
    - покровительстве русской промышленности;
    - бережливости и отчётности в государственных расходах;
    - поиске надёжных союзников (Франция) против союза Германии, Австрии, Италии;
    - укреплении армии и флота;

  • имена (3–5) из программ по чтению 6–9 классов произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и др.

V. Литература.

  1. Типовая программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. 5–9 классы Под рук. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редекина История России. Учебник для 8 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2009.
  3. С.П. Алексеев Книга для чтения по истории нашей Родины – М.: Просвещение, 1987.
  4. В.С. Антонов, М.Б. Огнянов, Н.И. Пирумова Книга для чтения по истории СССР XIX век. – М.: просвещение, 1978.
  5. Н.Н. Головин Моя первая русская история. – М.: Терра, 1995.
  6. А. Ишимова История России в рассказах для детей. Любое издание.
  7. А.В. Шестаков История СССР в художественно-исторических образах. Хрестоматия для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

Приложение.




Следующий: