Учебная программа по физическому воспитанию детей раннего возраста Здоровый малыш


1. Актуальность проблемы организации
процесса физического воспитания с
оздоровительной направленностью.

Проблемы физического развития и повышения
устойчивости детского организма к
неблагоприятным факторам окружающей среды
являются актуальными не только для медицины, но и
для педагогики.

Забота о физическом развитии и здоровье детей
занимает во всем мире приоритетные позиции,
поскольку любой стране нужны личности
творческие, гармонично развитые, активные и
здоровые.

За последние 10-15 лет в России значительно
ухудшилось состояние здоровья всего населения:
коэффициент здоровья россиян уже в 2002 году
составлял 0,2 % , а это значит, что из 10 человек
здоровы были только двое.

По данным Научно-исследовательского института
гигиены и охраны здоровья детей и подростков и
Академии медицинских наук рождается
физиологически зрелыми — не более 14% от общего
числа родившихся, количество здоровых
дошкольников — около 10 — 12 %, количество здоровых
первоклассников — не более 10%, а оканчивают школу
- 2-3% здоровых детей от всех выпускников.

По данным отечественных исследователей
причинами такого резкого снижения уровня
здоровья детей являются:

  • социально-экономические изменения в обществе и
    падение уровня жизни;
  • ухудшение состояния здоровья матери;
  • неблагополучная экологическая обстановка;
  • хронические стрессы у детей;
  • неполноценное питание;
  • дефицит двигательной активности;
  • частичное разрушение служб медицинской помощи
    и контроля в ДОУ;
  • некомпетентность родителей в вопросах
    физического воспитания и
  • укрепления здоровья детей;
  • недостаточная квалификация педагогов в
    вопросах физического
  • воспитания и оздоровления детей.

Поэтому, физическому воспитанию принадлежит
одно из ведущих мест в системе
воспитательно-образовательной работы, так как
оно способствует разностороннему развитию
ребенка, совершенствованию его двигательной
сферы, повышению выносливости и развитию
физических качеств, улучшению состояния
здоровья.

Дети раннего возраста проявляют высокую
степень подвижности. Это позволяет им быстрее
развиваться умственно, физически, нравственно и
эстетически. Движения являются органической
потребностью детей. В них малыши находят радость,
они оказывают положительное воздействие на
функции всех систем организма, укрепляют мышцы,
повышают работоспособность. Движения вызывают
прилив крови к мышцам и тем самым улучшают их
питание. Работа сердца находится в тесной
взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия
тренируют сердечную мышцу, приводят к
постепенному уменьшению частоты пульса.

Малыши, лишенные активных движений, теряют
интерес к окружающей действительности, много
капризничают, сбиваются с режима. Им трудно
выдерживать статические нагрузки: длительно
сохранять одну и ту же позу сидя на стульчике или
на ковре.

Организация и методика физического воспитания
детей раннего возраста в нашей стране
осуществляется на основе многочисленных
фундаментальных исследований М.А. Минкевич, Ю.Ф.
Змановского, Р.Г. Сорочек, З.С. Уваровой, К.Д.
Губерт, М.Г. Рысс,

В современных условиях развития системы
дошкольного воспитания наблюдается обновление
содержания, средств и методов воспитания детей
раннего возраста. Особо значимыми для нас
являются исследования и рекомендации К.Л. Печоры,
Г.В. Пантюхиной, Л.Г. Голубевой, С.Я. Лайзане, В.Г.
Алямовской, Э.Я. Степаненковой, раскрывающие
особенности возрастного развития ребенка
раннего возраста, четкую периодизацию и наличие
сензитивных периодов развития физических
качеств.

Изучение научной литературы и практические
наблюдение в работе с детьми нашего учреждения
позволили выделить типичные недостатки в
организации физического воспитания детей
раннего возраста:

  1. нет комплексного подхода к системе
    физкультурно-оздоровительной работы;
  2. не достаточно реализуется физиологическая
    потребность детей в движении;
  3. не срабатывает система закаливания.

В процессе поиска возможных путей решения
проблемы физического воспитания и улучшения
состояния здоровья детей была выработана
система физкультурно-оздоровительной
работы,способствующая повышению уровня
физического развития и снижению детской
заболеваемости, в которой были отражены
следующие направления:

  1. Изучение с педагогами педагогических
    технологий оздоровления детей В. Г. Алямовской и
    на основе этого создание
    предметно-пространственной развивающей среды.
  2. Придание оздоровительной направленности
    образовательному процессу, и в первую очередь,
    процессу физического воспитания.
  3. Организация оздоровительно-профилактической
    работы с детьми раннего возраста.
  4. Обеспечение психологической безопасности
    личности ребенка.
  5. Диагностирование физического развития детей.
  6. Взаимодействие с родителями воспитанников.

2. Цели и задачи программы «Здоровый
малыш»

Цель: сохранение и укрепление
здоровья детей раннего возраста в процессе
физического воспитания и обогащение опыта
педагогического влияния на детей через систему
физкультурно-оздоровительной работы для
совершенствования функциональных резервов
детского организма.

Задачи:

  1. Развитие двигательных способностей у детей как
    энергетической основы для роста и развития
    организма ребенка раннего возраста.
  2. Обеспечение повышения функциональных резервов
    организма ребенка и его устойчивости к
    неблагоприятному воздействию окружающей среды.
  3. Создание благоприятных условий для
    полноценного физического и психического
    развития детей раннего возраста.
  4. Развитие предпосылок здорового образа жизни с
    раннего возраста.
  5. Проектирование и обогащение
    предметно-пространственной среды, направленной
    на развитие двигательной активности детей в
    разных видах деятельности.
  6. Повышение профессиональной компетентности
    педагогов в области физического воспитания
    детей раннего возраста.

3. Прогнозируемые результаты программы
«Здоровый малыш»



1. Овладение ребенком разнообразными видами
двигательной активности.

2. Снижение детской заболеваемости и повышение
сопротивляемости организма ребенка.

3. Построение и обогащение
предметно-пространственной развивающей среды,
способствующей проведению комплекса
физкультурно-оздоровительных мероприятий.

4. Формирование с раннего возраста ведущих
характеристик личности ребенка:

  • самостоятельности,
  • активности,
  • любознательности,
  • коммуникативности,
  • развитие элементарных творческих способностей.

Повышение профессиональной компетентности
педагогов в области физического воспитания
детей раннего возраста.

4. Законодательно-нормативное обеспечение
программы «Здоровый малыш»

  1. Построение учебной программы и ее реализация
    строится на основе следующего
    законодательно-нормативного обеспечения.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  3. Конвенция о правах ребенка.
  4. Типовое положение о дошкольном образовательном
    учреждении.
  5. Устав дошкольного образовательного учреждения.
  6. Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999г. №
    70/23-16.
  7. «О практике проведения диагностики развития
    ребенка в системе дошкольного образования».
  8. Санитарно-эпидемиологические требования к
    устройству, содержанию и организации режима
    работы ДОУ. СанПиН 2.4.1.2660-10.

5. Методическое обеспечение программы
«Здоровый малыш»

1. «Программа воспитания и обучения в детском
саду»под ред. М.А.Васильевой.

2. Педагогические технологии В.
Алямовской»Ясли — это серьезно».

3. Педагогические технологии К. Губерт, М.
Рысс»Гимнастика и массаж в раннем возрасте».

4. Педагогические технологии программы «Познаю
себя» Г. Давыдовой (ранний возраст).

5. Педагогические технологииС. Лайзане
«Физическая культура для малышей».

Структура программы «Здоровый малыш»

Программа включает 5 разделов:

1. Оздоровительная направленность
образовательного процесса физического
воспитания (Приложение 1):

  • Индивидуализация и дифференциация всех
    воспитательно-образовательных процессов.
  • Использование здоровье-сберегающих технологий
    (занятия по типу крайс-тренинга В. Алямовской,
    дыхательная гимнастика, релаксационные
    упражнения и паузы).
  • Организация двигательной деятельности детей на
    каждом занятии и в течение всего дня.
  • Разнообразие организованных форм работы с
    детьми (занятия, утренняя гимнастика, гимнастика
    после сна и др.)

2. Оздоровительно-профилактическая работа (Приложение 2):

3. Обеспечение психологической безопасности
личности ребенка (Приложение 3):

  • Многовариантность режима.
  • Комфортная организация режимных моментов.

4. Диагностика физического развития детей
раннего возраста.Медико-педагогический контроль
(Приложение 4):

  • Состояние здоровья детей.
  • Санитарное состояние окружающей среды.
  • Наблюдение за рациональным двигательным
    режимом.
  • Определение уровня формирования двигательных
    умений и навыков, развития физических качеств
    детей.
  • Взаимодействие с родителями воспитанников:
  • Взаимодействие с родителями воспитанников
    (родительские собрания, Дни открытых дверей,
    спортивные развлечения).
  • Информированность (памятки, наглядные пособия).
  • Пропаганда здорового образа жизни.

5. Оказание помощи со стороны родителей в
приобретении и изготовлении пособий для занятий
физкультурной деятельностью.

Список используемой литературы

  1. Алямовская В. Г. «Ясли — это серьезно». М: Линка -
    пресс, 2000 г.
  2. Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А.,
    «Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем.» Спб., Паритет,
    2002 г.
  3. Губерт К. Д., Рысс М. Г. «Гимнастика и массаж для
    малышей» М., 1983 г.
  4. Капранова Е. И. «Закаливание детей раннего
    возраста» М., 2004 г.
  5. Кутузова И. А. «Что должен знать руководитель
    дошкольного учреждения» М., 2005 г.
  6. Кузнецова М. Н. «Система комплексных
    мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных
    образовательных учреждениях» М.: Аркти, 2003 г.
  7. Ковригина М. Н. «Сестра — воспитательница яслей
    и младших групп детских садов» М., 1971 г.
  8. Методические рекомендации к программе
    воспитания и обучения в детском саду / под
    редакцией Васильевой М. В., Гербовой В. В.,
    Комаровой Т. С. .М.,2005 г.
  9. Печора К. Л., Пантюхина Т. В., Голубева Л. Г. «Дети
    раннего возраста в дошкольных учреждениях» М.
    Просвещение, 1986г.
  10. Программа воспитания и обучения в детском саду/
    под редакциейВасильевой М. В., Гербовой В. В.,
    Комаровой Т. С., М. 2005 г.




Следующий: