Учебная программа курса по выбору в 9-м классе: Волшебная береста


Программа предназначена для учащихся 9-х
классов образовательной школы.

Цель изучения этого курса — углубление знаний
учащихся, полученных при изучении изготовления
изделий из бересты, развития у учащихся интереса
к возрождению русского народного промысла,
развитие у учащихся художественно-творческих
способностей.

Предлагаемая программа построена так, чтобы
школьникам иметь представление о умениях,
навыках изготовления изделий из бересты и о
значении применения этих изделий из бересты в
быту человека.

Творческое развитие учащихся осуществляется
через знакомство с образцами
декоративно-прикладного искусства, традициями
народных ремесел, образцами готовых изделий.
Большое значение имеет обсуждение
художественных выставок. Изделия из бересты
могут выполняться как индивидуально, так и
коллективно.

Художественная обработка материала требует
серьезных знаний и умений в обращении с
инструментом и станочным оборудованием.
Одновременно с этим она представляет
возможность соединить трудовую подготовку с
эстетическим воспитанием, без которого нельзя
добиться высокой культуры труда. Изготовление
своими руками красивых и нужных изделий из
бересты вызывает повышенный интерес к работе и
приносит удовлетворительные результаты,
возбуждает желание к последующей деятельности.

Именно данная программа помогает вести
обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с
художественной обработкой и ставит своими
основными задачами: формирование и умение
навыков умственного труда по изготовлению
изделий из бересты, научить пользоваться
инструментами, ценить красоту. В основу
программы положено обучение, основанное на
развитие интересов, возможностей школьников.
Программа не зависит от типа образовательного
учреждения. Эта программа поможет формированию у
учащихся образного овладения языком
декоративно-прикладного искусства и
изготовлению изделий из бересты и их значение в
жизни человека.

Программа определяет максимально когнитивное
пространство по направлениям деятельности и
имеет надпредметный характер. Учитель с учетом
своих и школы возможностей, образовательных
запросов и интересов учащихся на основе
предлагаемой программы разрабатывает свою
собственную рабочую программу, которая может
быть рассчитана на любое другое количество
часов. При этом основной способ представления
знаний: лабораторно-практические работы.
Основной способ оценивания результативности
учащихся: педагогический анализ наблюдений
деятельности учащихся, выполнения и защита
выполняемых заданий и проектов.

На изучение программы рассчитано — 34 часа.
Программа занятий выбирается учителем в
соответствии со своим материальным обеспечением
учебного процесса и интересами учащихся.

Необходимо отметить, что программа по
художественной обработке изделий из бересты и их
изготовлению — требует обновления оборудования,
инструментов приспособления.

В результате изучения курса по выбору
“Волшебная береста” учащиеся

должны знать:

  • Основы изготовления изделий из бересты.
  • Особенности отделки бересты лакокрасочными
    материалами.
  • Время заготовки бересты.
  • Обработку и хранение бересты.
  • Виды орнаментов и узоров.
  • Инструменты и приспособления.
  • должны уметь:

  • Изготавливать туеса.
  • Изготавливать изделия из пластовой бересты.
  • Изготавливать цветы из бересты и сувениры.
  • Обрабатывать изделия из бересты, применяя:
    • плетение
    • роспись
    • резьбу
    • прорезную резьбу
    • аппликацию
    • тиснение

    Учебно-тематический план курса по
    выбору
    “Волшебная береста”


    Тема

    Количество
    часов

    п/п

    всего

    лекции

    практика

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Заготовка бересты

    Обработка и
    хранение бересты

    Инструменты и приспособления

    Изготовление туесов

    Изготовление изделий из пластовой бересты

    Изготовление цветов из бересты

    Художественная обработка бересты



    4

    3

    3

    6

    6

    4

    8

    1

    1

    1

    2

    2

    1

    2

    3

    2



    2

    4

    4



    3

    6

    Итого:

    34

    10

    24

    Содержание программы.

    1. Заготовка бересты — (4 часа).
    1. Заготовка бересты узкими лентами.
    2. Заготовка бересты пластинами.
    3. Заготовка бересты сколотнями.
    1. Обработка и хранение бересты — (3 часа).
    1. Обработка бересты. Расслоение бересты.
    2. Хранение бересты в рулонах и пластами.
    1. Инструменты и приспособления — (3 часа).
    1. Умение работать с инструментами по бересте.
    2. Применение приспособлений (сосновая доска,
      шаблон, рамка, оправа, проволока, тонкая жесть,
      гвозди…).
    1. Изготовление туесов.
    1. Изготовление замка для рубашки туеса.
    2. Снятие сколотня и последовательность
      изготовления туеса.
    3. Изготовление различных видов ручек туесов.
    4. Изготовление донышка, крышек туесов.
    1. Изготовление изделий из пластовой бересты -
      (6 часов).
    1. Изготовление черпака для воды.
    2. Изготовление берестяного коробка.
    3. Изготовление ведерка для ягод.
    4. Изготовление берестяного короба.
    1. Изготовление цветов из бересты — (4 часа)
    1. Заготовка листьев по форме и цвету.
    2. Придание лепесткам необходимой формы.
    3. Изготовление цветка любой формы и сборка
      цветка.
    1. Художественная обработка бересты.
    1. Расписная береста.
    2. Резьба.
    3. Берестяные куклы.
    4. Прорезная резьба.
    5. Аппликация.
    6. Тиснение по бересте.

    Список использованной литературы:

    1. Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву. М.
      ОЛМА-ПРЕСС 2001 г.- 144 с.
    2. Дымковский И. П. Домовая резьба. — Минск-Элайда.
      2002 г. -223 с.
    3. Логачева Л. А. Основы мастерства. М. Народное
      творчество. 2002 г.- 136 с.
    4. Полунина В. Н. Одолень-трава, ВНМЦ НТ, 1986 г. — 120 с.
    5. Рогов О. П. Энциклопедия народного умельца. М.
      Вече. 2000 г. — 448 с.
    6. Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел. М. Эксмо. 2003 г.
      - 608 с.
    7. Хатскевмч Ю.Г. Полный курс для начинающего. 2002 г.-
      192 с.
    8. Черных И.В. Поделки из природных материалов. М.,
      АСТ-ПРЕСС, 1999 г.

    Перечень ключевых слов:

    1. Аппликация
    2. Загиб
    3. Интарсия
    4. Мозаика
    5. Монтаж
    6. Оберег
    7. Обжиг
    8. Пласт
    9. Плашка
    10. Плетение
    11. Роспись
    12. Тиснение
    13. Фигура
    14. Фон
    15. Шаблон



    Следующий: