Учебная программа курса по выбору Практическая педагогика


На современном этапе воспитание
рассматривается как равноценный компонент
образования наравне с изучением основ наук и
предполагает единство процесса во всех сферах: в
обучении, во внеурочной деятельности. Традиция
внеклассной работы со школьниками возвращается,
но – в новой модификации и в иных
социально-психологических условиях.
Вне зависимости от сферы культурной
деятельности человек, прежде всего, хочет
понимать мир, в котором живет, и свое место в этом
мире. Поиск совместно с детьми нравственных
образцов духовной культуры, культуры
деятельности, выработка на этой основе
собственных ценностей, норм и законов жизни
составляют содержание работы классного
руководителя. Важным, на наш взгляд, является
умение школьника решать реальные жизненные
проблемы, опираясь на свой жизненный опыт и
учитывая контекст современной культуры.
Курс “Практическая педагогика”
разработан для учащихся 9 классов как
профориентационный на педагогическую профессию,
а также как предпрофильная подготовка
социально-гуманитарной направленности.
Курс рассчитан на 17 учебных часов (1 час в неделю).

Цель курса: актуализация процессов
профессионального самоопределения
старшеклассников, включение учащихся в
деятельность, максимально приближенную к
педагогической.



Содержание курса направлено на решение
следующих задач:

  • выявление профессиональных интересов и
    склонностей учащихся;
  • определение социально-значимых компетенций,
    необходимых будущему педагогу;
  • развитие навыков позитивного взаимодействия в
    группе и взаимопонимания;
  • развитие организационной компетентности
    учащихся;
  • развитие интереса к педагогическому труду;
  • осознанный выбор профиля или профессии.

В содержании курса входят темы,
раскрывающие социальное значение и характер
педагогического труда. Программа построена так,
чтобы школьники получили представление об
умениях, навыках, необходимых в работе
учителя-предметника и классного руководителя,
познакомились с методикой проведения
внеклассного мероприятия. Большое внимание
уделяется анализу ситуаций и решению
педагогических задач как средствам формирования
профессионально-педагогической направленности.

Реализация программы курса предполагается в
виде теоретических и практических занятий,
ролевых игр, тренингов общения. Итоговая
зачетная работа может быть представлена в виде
группового или индивидуального проекта.

Практическая деятельность учащихся проходит
во внеурочное время: проведение классных часов,
шефство в младших классах, организация встреч с
интересными людьми.

На практических занятиях обсуждаться
отдельные работы выдающихся педагогов по
вопросам воспитания, произведения
художественной литературы.

Предполагаемые образовательные результаты:

  • развивается самостоятельность мышления
    учащихся, приобретаются новые коммуникативные
    качества, повышается мотивация к
    самообразованию и творчеству;
  • эмоциональный комфорт, открытость, новый
    уровень межличностных взаимоотношений;
  • профессиональное самоопределение школьника;
  • практические навыки организации внеклассной
    деятельности.

Основной способ оценивания результативности
учащихся: педагогический анализ наблюдений
деятельности учащихся, выполнения и защита
выполняемых заданий и проектов.

Тематический план

Элективный курс “Практическая
педагогика”


Название темы, основные понятия



Форма урока

Количество часов
1. Вводное занятие Беседа

1

2. Учитель школы Лекция, беседа

2

3. Личность учителя и требования к ней Диспут

2

4. Педагогические способности

2

5. Учитель и ученик в процессе педагогического
взаимодействия
Беседа, тренинг общения

3

6. Содержание работы и функции классного
руководителя
Ролевая игра

3

7. Практические навыки помощника классного
руководителя
Ролевая игра

3

8. Заключительное занятие Творческий экзамен

1

Итого:

17

Тематическое содержание элективного
курса “Практическая педагогика”

Тема 1. Вводное занятие (1 час).

Знакомство с учащимися путем беседы или
анкетирования. Выявление педагогических
интересов и педагогической направленности.
Рейтинг-опрос “Мой ценности”.

Практическое задание. Каждый школьник
получает индивидуальное задание: подготовка
классного часа (праздника) в начальной школе по
выбранной теме. В конце курса проводится защита и
анализ мероприятия.

Задания для самостоятельной работы.

  • Написать эссе на тему “Мой идеал учителя”.
  • Провести опрос “Ценности моих родителей”.

Тема 2. Учитель школы (2 часа).

Профессия и специальность. Профессии типа
“Человек–Человек”. Возникновение и
становление педагогической профессии.
Содержание педагогического труда. Условия труда
учителя. Творческий характер учительской
деятельности.

Компоненты профессиональной деятельности
учителя-предметника (математики, биологии,
литературы и др.).

Практическое задание.

Предложить ответить на вопросы:

  1. Профессия учителя – талант или квалификация?
  2. М.И.Калинину принадлежат слова: “Учителем надо
    родиться”. А.С.Макаренко утверждал: “Успех
    педагогического дела решает не талант учителя, а
    мастерство, основанное на умении, на
    квалификации”, т.е. учителем можно стать?.. Каково
    ваше мнение? Аргументируйте его.

Задание для самостоятельной работы. Назвать
другие профессии, связанные с биологией
(математикой, литературой и др.).

Тема 3. Личность учителя и требования
к ней (2 часа).

Основные признаки психолого-педагогической
культуры педагога: психолого-педагогическая
грамотность, уровень педагогического
мастерства, степень развития педагогических
способностей, нравственно-эмоциональная
воспитанность.

Этические и психологические установки
педагога: отношение к обучающимся, отношение к
организации коллективной деятельности,
отношение к самому себе.

Практическое задание. Решение
педагогических задач. Например: “Слово “такт”
– мера или чувство меры? Вспомните слова
К.Д.Ушинского: “В школе должна царствовать
серьезность, допускающая шутку, но не
превращающая всего дела в шутку, ласковость без
приторности, справедливость без придирчивости,
доброта без слабости, порядок без педантизма…
носитель этих качеств учитель”.
Как вы думаете? Достоинства педагога могут
превратиться в недостатки?

Задание для самостоятельной работы. Написать
эссе “Каким должен быть современный учитель?”

Тема 4. Педагогические способности (2
часа).

Понятие о структуре педагогических
способностей. Интерес, склонность к
педагогической работе – условие развития
педагогических способностей. Трудолюбие как
фактор, способствующий развитию способностей.

Профессиограмма учителя.

Психологические основы самовоспитания при
подготовке к педагогической деятельности.
Методы оптимизации эмоционального состояния
педагога: техники нервно-мышечной релаксации,
дыхательные упражнения, техники самовнушения и
аутотренинга.

Практическое задание. Изучение
рекомендаций по формированию способностей к
педагогическому общению, организаторских
способностей. Освоение одной из методик
регулирования эмоций.

Задание для самостоятельной работы. Провести
встречу с учеными-педагогами Красноярского
педуниверситета.

Тема 5. Учитель и ученик в процессе
педагогического взаимодействия (3 часа).

Общее понятие о деятельности. Субъекты и
объекты педагогического взаимодействия. Стили
педагогического взаимодействия:
репродуктивно-авторитарный,
свободно-либеральный, демократический,
творческое взаимодействие.

Педагогическое мастерство. Индивидуальный
подход к детям. Особенности работы с детьми
разных возрастных периодов.

Практическое задание. Анализ
педагогических ситуаций. Наблюдение и анализ
стилей педагогического общения учителей мой
школы.

Задания для самостоятельной работы.
Описание возрастных особенностей школьников
младших классов.

Тема 6. Содержание работы и функции
классного руководителя (3 часа).

Ценностное отношение к Человеку и Обществу,
социально-этическое развитие школьника – цель
деятельности классного руководителя.
Педагогическая поддержка.

Функции классного руководителя:

  • организация жизнедеятельности детей;
  • разностороннее развитие через организацию
    предметной деятельности (познавательной,
    трудовой, спортивной, художественной);
  • организация духовной деятельности по
    осмыслению жизни.

Практическое задание. Подготовить и
защитить проект “Классная комната, в которой бы
мне было хорошо”. Повести анкетирование класса
“Круг наших интересов”.

Задания для самостоятельной работы. Организовать
встречу с интересным человеком “Вглядываясь в
судьбу”.

Тема 7. Практические навыки помощника
классного руководителя (3 часа).

Краткая характеристика основных видов
общественных поручений школьников, имеющих
педагогический характер.

Помощь классному руководителю в организации
внеучебной деятельности класса. Этапы
подготовки классного часа.

Элементы педагогического труда в работе
ученического коллектива. Виды общественных
поручений в классе: консультант по предмету,
редактор стенгазеты, член школьного актива,
экскурсовод школьного музея и др.

Педагогические требования к общественным
поручениям школьников: учет возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся,
постепенное усложнение видов деятельности,
систематическая учеба.



Практическое задание. Составление плана
внеучебной работы моего класса на основе
анкетирования интересов одноклассников и
школьной программы воспитания.

Задания для самостоятельной работы.

Тема 8. Заключительное занятие (1 час).

Подведение итогов занятий. Обсуждение
проведенных мероприятий в начальной школе.
Рейтинг творческих работ. Аттестация учащихся.




Следующий: