Учебная программа курса Герои и антигерои Отечества

1. Цели и задачи курса.

В данном курсе представлен материал, который
редко включается в содержание учебных программ
по истории России, поэтому учебный курс может
быть использован как элективный курс в
предпрофильных и профильных гуманитарных
классах или как предметный кружок для учащихся,
увлекающихся историей Отечества. В программе
отражены общие рекомендации о рассмотрении
материала, учитель осуществляет его отбор на
основании имеющихся исторических разработок и
пособий. Показ русской истории в
культурно-антропологическом контексте,
проблемный и цивилизационный подход к обучению
требуют введения в курс большого количества
аналитического материала, развития у учащихся
навыков обобщения, анализа, умения идти в
рассмотрении фактов и явлений от общего к
частному и наоборот, отстаивать свою точку
зрения. Вырабатываются приемы работы с учебной,
научной литературой, историческими источниками,
периодической печатью.

Курс “Герои и антигерои России” раскрывает
учащимся прошлое родной страны с
культурно-антропологических позиций, суть
которых состоит в реабилитации и восстановлении
традиционного понимания истории как “деяний
людских”. Ставя перед собой задачу воссоздания
прошлого нашего Отечества именно как истории “с
человеческим лицом”, в котором общее и
повторяющееся не заслоняет особенного и
уникального, данный учебный курс избирает для ее
решения историко-биографический жанр.
Становление и эволюция российской
государственности, экономическое,
социально-политическое и культурное развитие
общества рассматриваются через призму
исторического вклада правителей страны, первых
лиц государства за двенадцать прошедших веков –
с 9 до начала 21 столетия. В курсе будут изучаться
материалы, связанные с именами: князя Владимира
Святого и императора Александра первого,
великого Петра первого и самозванца Гришки
Отрепьева, сиятельного князя
Потемкина-Таврического и шефа жандармов
Бенкендорфа, графа Орлова и “святого старца”
Распутина, покорителя Сибири Ермака и гетмана
Мазепы, патриарха Никона и поэта-гражданина
Гумилева, “взбалмошного” Павла первого и
мученика Николая второго, демона революции
Троцкого и наркома НКВД Берии, крестьянского
поэта Есенина и актера-барда Высоцкого, ученых
Лысенко и Сахарова, генеральных секретарей
Андропова и Брежнева, президентов новой России
Ельцина и Путина и многих других. Все они
оставили свой след в истории, злую или добрую
память в народе.

В результате прохождения курса исторические
знания должны стать действительной частью
исторической памяти личности, учащиеся должны
научиться анализировать современную
политическую ситуацию в стране и мире,
самостоятельно ориентироваться в сложных
реалиях современной России. Курс призван служить
основой социального и гражданского
самоопределения молодых людей.

2. Структура и основное содержание курса.

Введение (1 час).

Что изучает учебный курс “Герои и антигерои
Отечества”. Источники знаний. Виды деятельности
и умения.

Раздел 1. Эпоха зарождения и расцвета
Древнерусского государства — Киевской Руси (9
часов).

Представлена галерея портретов великих князей
от легендарного основателя династии Рюриковичей
– до Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, в
годы правления которых Киевская Русь достигла
своего наивысшего могущества.

Рюрик: это было не столько реальное
историческое лицо, а сколько генеалогический и
державный символ. Рюрик – основатель династии.

Олег: со смертью Рюрика завершается мифическое
время, но историческое еще не вполне вступает в
свои права. Фигурой, символизирующей это
переходное состояние, является Олег –
сподвижник Рюрика. Олег – реальный “творец”
того государства, которое по традиции принято
называть Киевской Русью.

Игорь: жизнеописание Игоря совершенно не
героично и даже бесцветно на фоне титанических
деяний его предшественника. Фатальным знаменем
Игорева правления является “древлянская” тема.
Вина за смерть князя лежит на самой жертве. Игорь
оказался не только неудачливым полководцем и
слабым вождем, но и преступил неписанные законы,
регулирующие отношения между князем и
подвластным ему населением.

Ольга: окончательное и бесповоротное решение
“древлянской проблемы”. Фантастичность
рассказа о путешествии русской княгини “в
греки”, во время которого Ольга удостоилась
аудиенции у императора и приняла крещение. Ольга
– персонаж древнерусской истории,
символизирующий завершение эпохи язычества и
провозвестие эры христианства.

Святослав: первый из русских князей славянин и
по имени и по облику. Этот князь вошел в русскую
историю как олицетворение воинского духа –
отчаянной храбрости, суровой простоты и
неукоснительного следования кодексу чести. Вся
его жизнь – бесконечная череда сражений. Его имя
превратилось в один из национальных символов. Но
каков реальный политический итог его правления?

Владимир: путь к великокняжескому престолу.
Крещение Руси: внешне- и внутриполитические
причины. Владимир – удачливый полководец и
опытный дипломат. Мир в державе и распри в семье
– война между сыновьями Владимира.

Ярослав: посредственный военачальник, но
блестящий политик. Строительство городов,
основание новых монастырей, поощрение развития
просвещения и книжного дела, укрепление престижа
русской державы. Достижения значительны, но не
долговечны. Ярославичи не смогли сохранить и
приумножить наследия своего отца.

Владимир: приемник славы Ярослава.
Установление строгого юридически оформленного
порядка взаимоотношений между князьями с целью
недопущения усобиц и с целью объединения общих
усилий для борьбы с внешним врагом.
Миротворческие усилия Мономаха. Активная
внешняя политика. Владимирово правление –
“золотой век” русской государственности.

Раздел 2. Русь Владимиро-Суздальская (7
часов)

Воссоздаются образы правителей одного из самых
драматических периодов отечественной истории –
от перемещения политического центра Руси из
Киева во Владимир-на-Клязьме до возвышения
Москвы и утверждения ее князей в роли
“собирателей земли Русской”.

Андрей Боголюбский: проявление на военном и
политическом поприще. Храбрость и воинская
доблесть, богобоязненность и суеверность князя.
Реализация “технологии” установления
единоличной власти.

Всеволод: продолжение политики усиления роли
Владимира в политической жизни Руси. Храбрый
воин и правитель грозный, но справедливый.
Счастливая семейная жизнь -“Большое гнездо”.

Александр Невский: Невская битва и Ледовое
побоище. Установление порядка силой оружия.
Двойственность политики – чрезмерная
лояльность к Орде.

Иван Калита: ослабление руками татар своих
конкурентов, предотвращение складывания
геополитического треугольника Тверь – Вильно –
Новгород, начало возвышения Москвы. Допустимы ли
неправедные средства для достижения праведной
цели? Допустимо ли оправдание аморальных
поступков политической целесообразностью?

Дмитрий Донской: личным участием в борьбе с
Ордой доказал свое право быть выразителем идеи
русского единства и право Москвы стать русской
столицей. Куликовская битва – военный и
моральный триумф Дмитрия Донского.

Раздел 3. Московское государство (6
часов)

Правители русского централизованного
государства — Московии. Это портреты последних
Рюриковичей и первых Романовых (до петра1),
возродивших и укрепивших русскую
государственность после смуты начала XVII века.
Отдельно можно дать портреты всех правителей
Смутного времени.

Иван Третий: соправитель Василия Темного,
завершение объединения русских земель вокруг
Москвы, уничтожение зависимости от Орды.
“Великий князь всея Руси”. Перемены в семейном
положении и в отношениях со своими
родственниками – приемник и наследник
византийских императоров. Серьезные проблемы во
взаимоотношениях с церковью. Превращение Руси в
Россию. Типичный тиран и деспот, которыми была
богата эпоха позднего средневековья.

Василий Третий: проблемы в наследство от отца:
отношения с родственниками, с боярами и церковью,
с русскими землями, которые формально сохраняли
самостоятельность, внешняя политика
государства. Сдержанность и осторожная
предусмотрительность, твердость и
последовательность в укреплении собственной
власти. Европейский тиран и деспот эпохи
позднего средневековья.

Иван IV: кровавым тираном, создателем опричнины
и виновником гибели множества людей вошел в
русскую историю и остался в памяти народа этот
царь

Михаил Федорович Романов: его время правления
– период реставрации, восстановления
государственного единства, разрушенного
потрясениями рубежа XVI-XVII вв. В глазах
современников и потомков Михаил Федорович
остался молодым “Мишей Романовым”.

Алексей Михайлович: его тридцатилетнее
правление в жизни России наполнено событиями
бурными и многозначительными. “Бунташный”
характер эпохи не помешал Алексею Романову
получить прозвище “Тишайший”. Как удавалось
Алексею Михайловичу править тишайшим образом в
столь неспокойное время?

Раздел 4. Россия императорская (10
часов).

Представлены все императоры романовской
династии от Петра Первого до Николая Второго.
Исключение составляет период дворцовых
переворотов.

Петр Первый: опросы общественного мнения
ставят его на первое место среди знаменитых
деятелей российской истории. Ему уступают в
популярности не только люди, определявшие пути
развития страны в давние времена, но и политики,
творившие историю в XX веке. Профессиональные
историки продолжают свои споры о его роли вот уже
четверть тысячелетия. Для одних он – работник на
троне, для других – злодей, наподобие Ивана
Грозного. Скорее всего демифологизация Петра I
уже не возможна, он живет в каждом из нас таким,
каким его создало народное совокупное
историческое сознание. Но можно хотя бы
попытаться приблизиться к истине.

Екатерина Вторая: ни когда на российском
престоле не оказывался человек столь широких
духовных запросов и интересов, никогда личные
пристрастия не совпадали так удачно с
потребностями общественного развития.

Князь Г. А. Потемкин: “… мой ученик, мой друг,
можно сказать, мой идол, князь
Потемкин-Таврический … Это был человек высокого
ума, редкого разума и превосходного сердца; цели
его всегда были направлены к великому … Им никто
не управлял, но сам он удивительно умел управлять
другими…, у него был смелый ум, смелая душа,
смелое сердце …”. Екатерина Вторая.

Павел Первый: своеобразная личность
императора, его трагическая судьба нашли
неоднозначное отражение в воспоминаниях,
записках и письмах современников, в российской и
зарубежной литературе. В них создавался образ
неординарного человека ….

Александр Первый: на престоле оказался человек,
знакомый с передовыми идеями Европы, гуманный,
либеральный, но имевший весьма смутное
представление о стране, которой ему предстояло
править и которую он желал освободить. На
ступенях трона акт за актом разворачивалась
трагедия несостоявшегося реформатора, слабого и
вечно колеблющегося правителя, талантливого, но
неудачливого лицедея.

Николай Первый: почти тридцатилетнее
царствование императора приобрело в
историческом сознании и в исторической науке
оценки самые противоречивые. Для одних оно –
апогей самодержавия, для других – время
оформления “полицейского государства”, для
третьих – “золотой век русского национализма”.

Александр Второй: царь-освободитель. Это
человек противоречивого, трезвого ума и доброй
воли, мягкий в личных отношениях, крупный
политик, который не будучи реформатором по
призванию, стал им в ответ на вызов времени и
сделал после долгих колебаний мучительный выбор
в пользу интересов общества.

Александр Третий: он исповедовал принципы
сильной и национальной (русской) самодержавной
власти. Такая система могла быть действенной до
Великих реформ. В глазах общества сильное
самодержавие виделось явным анахронизмом.

Генерал М.Д. Скобелев: война – это всегда
трагедия, но нет народа, который не гордился бы
своими военными героями, не вспоминал бы их
подвиги и не стремился им подражать. Это был
типичный представитель российского дворянства с
известной долей европейского космополитизма, и в
то же время пламенный патриот, глубоко любящий и
понимающий свой народ с его добротой и
жертвенностью, терпением и неприхотливостью.

Николай Второй: последний российский
император. Он не снискал особой любви и уважения
ни среди современников, ни в памяти потомков.
Лишь в последние годы в общественное сознание
внедряется образ царя-патриота и царя-мученика,
добровольно отрекшегося от трона ради
умиротворения страны и заплатившего за свое
отступничество самую высокую цену.

Следующий: