Учебная программа элективных курсов образовательной области Технология по теме Ручное вязание

Цель курса: создавать условия для
дальнейшего развития познавательной
деятельности учащихся.

Задачи курса:

  • Развивать систему технологических и
    интеллектуальных знаний (чтение схем, условных
    обозначений, составление рисунков), трудовых
    умений (набор петель, работа с дополнительными
    инструментами, натяжение нити, эстетическое
    оформление изделия), и гражданско-патриотических
    качеств личности учащихся (вязание в народных
    традициях, декоративные изделия и сувениры).
  • Формировать навыки планирования своей
    профессиональной карьеры, способность
    ориентации учащихся на профессии народных
    художественных промыслов.
  • Совершенствовать технологическую культуру
    труда (правильная организация рабочего места,
    усидчивость, умение работать в коллективе).

Структура урока

Курс рассчитан на 32 часа для учащихся 9 класса.
Изучение курса следует придерживаться
учебно-тематического плана. При востребовании
курса, он может быть переработан и дополнен для
учащихся 10 класса.

Формы контроля

Содержание курса предусматривает:
самоконтроль, взаимоконтроль, самоанализ,
итоговый контроль (индивидуальная выставка,
защита проекта). Курс практико-ориентированный.
Объём практических занятий составляет 75% от
общего числа часов.

Модель образовательного процесса

Для реализации программы данного курса
необходим профессионализм преподавателя в
области вязания, наличие специальной литературы,
наглядные пособия (схемы, образцы вязания),
требования организации рабочего места
(освещение, инструменты, приспособления,
материалы).

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3
Учебно-тематический
план…………………………………………………..4
Содержание учебно-тематического
плана…………………………………..5
Список
литературы…………………………………………………………….7

Учебно-тематический план


Тема занятия Общие
часы
Теория Практика Форма проведения Образовательный продукт
1. Введение 1 1 - Лекция Конспект
2. Техника вязания 2 0,5 1,5 Комбинированное занятие Готовый образец
3. Вывязывание орнамента 4 1 3 Комбинированное занятие Образцы орнаментов
4. Вывязывание шарфа, палантина, шали. 2 0,5 1,5 Комбинированное занятие Готовое изделие
5. Модельная шапочка

6. Оформление
изделий

7. Декоративные изделия

4

2

7

1

0,5

2

3

1,5

5

Комбинированное занятие

Практикум

Готовое изделие

Изделия

Конструирование и моделирование
плечевого изделия.

8. Снятие мерок. Расчёт
петель. Набор петель



9. Вязание спинки

10. Вязание полочек

11. Вязание рукавов

12. Соединение деталей. Окончательная
влажно-тепловая обработка изделия.

3

6

1

1

3

5

Комбинированное занятие

Комбинированное
занятие

Готовое изделие

Готовое изделие

Итоговое занятие 1 Выставка Реферат, готовая продукция

Содержание учебно-тематического плана

Введение (1 ч.)

Знакомство с предметом. Инструменты и
приспособления, применяемые на занятиях. Техника
безопасности при выполнении работ. Организация
рабочего места. Правила поведения в мастерской.
Критерии оценок работ.

Техника вязания (2 ч.)

Теоретическая часть

История возникновения вязания. Подбор спиц и
пряжи.

Практическая часть

Набор петель начального ряда. Вывязывание
лицевой и изнаночной петель и закрепление
последнего ряда петель.

Вывязывание орнамента (4 ч.)

Теоретическая часть

Общее знакомство со схемами вязания на спицах.
Рельефные и плоские узоры в изделиях. Запись
рельефных узоров. Виды орнаментов.

Практическая часть

Вывязывание образцов рельефных узоров.
Освоение техники вязания орнамента из ниток
разного цвета на чулочном переплетении. Подбор
рисунка орнамента. Вышивка орнамента штопальной
иглой.

Вывязывание шарфа (2 ч.)

Теоретическая часть

Узоры для шарфа. Расчёт петель. Определение
размера шарфа.

Практическая часть

Вывязывание шарфа. Отделка шарфа
кистями.

Модельная шапочка (4 ч.)

Теоретическая часть

Виды шапочек. Пряжа для шапочек. Обмер головы.
Расчёт количества петель. Узоры для шапочек.

Практическая часть

Вывязывание образца для расчёта количества
петель. Вязание основного узора шапочки на двух
или четырёх спицах. Вывязывание донышка шапочки.
Оформление изделия.

Оформление изделий (2 ч.)

Теоретическая часть

Значение отделки. Виды отделки изделий.

Практическая часть

Выполнение помпонов, кистей для шапочек. Шнуры
свитые, связанные на спицах, крючком. Кисти для
шарфиков, шалей, косынок, жилетов. Пуговицы,
связанные крючком.

Декоративные изделия и сувениры (8 ч.)

Теоретическая часть

Понятие «Сувенир». Виды декоративных изделий и
сувениров.

Практическая часть

Изготовление декоративных изделий и сувениров
по выбору (прихватки, кошельки, салфетки).
Окончательная отделка изделий.

Итоговое занятие (2 ч.)

Теоретическая часть

Виды итоговой аттестации (совместная или
личная выставка, творческий проект).

Практическая часть

Итоговая аттестация

Список литературы:

  1. Жуланова Л.С. «Бабушкин клубок». Издание 2-е,
    дополнительное и переработанное.
  2. Пучкова Л.С. «Кружок вязания на спицах»:
    Пособие для руководителей кружков. — 2-е издание,
    переработанное – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.: ил.
  3. Симоненко В.Д., Очинин В.П., Матяш Н.В.
    Технология: Учебник для 8 класса
    общеобразовательных учреждений – М.,
    Вентана-Граф, 2001. – 192с.



Следующий: