Учебная практика, проекты, исследовательская деятельность в процессе обучения обществознанию

Пояснительная записка

Современный этап развития общества
характеризуется возрастанием требований к
уровню развития личности. В концепции
модернизации российского образования на период
2010г. в качестве одной из задач выдвигается
формирование молодого человека с критическим
нестандартным мышлением, способных к поиску
взвешенных решений, основанных на
самостоятельном исследовании окружающего мира.
Такие люди будут определять успехи нашей страны
в будущем. Постоянное увеличение объема знаний,
быстрое устаревание имеющихся сведений,
необходимость ориентироваться во все
возрастающем потоке информации заставляют нас
искать источник новых знаний непосредственно
внутри системы образования и образовательных
процессов. Таким источником может стать учебная
практика, проектная работа, исследовательская
деятельность учащихся.

Элективный курс «Учебная практика, проекты,
исследовательская деятельность в процессе
обучения обществознанию» предназначен для
учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля и
является вариантом курса по выбору учащихся
гуманитарной специализации, задачами которого
являются, с одной стороны, поэтапное освоение
учащихся ряда базовых умений( логических,
речевых коммуникативных) и типов деятельности
(познавательной, исследовательской, творческой);
с другой стороны, формирование готовности искать
и находить свою собственную дорогу в мире
духовных, этических ценностей, проблем, традиций.
При гуманитарном подходе к образованию, таким
образом, главным признается не набор информации,
усвоенной учащимися на репродуктивном уровне, а
его «знание о незнании». Безусловный приоритет
над знанием отдается пониманию (прежде всего
пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи
понимаемого с собственным личным опытом.

В связи с этим главная цель курса: формирование
мышления, понимания обучающихся через развитие
коммуникативных компетенций и реализацию
социально-практической деятельности,
направленной на воспитание гражданина и
патриота своей страны. Не менее важная цель –
выработка у обучающихся способности
самостоятельно ориентироваться в быстро
меняющемся мире, находить в нем свое место. Кроме
того, курс имеет и сугубо прагматическую цель:
дать обучающимся представление о социальном
проектировании, исследовательской деятельности.

Педагогическая целесообразность данной
программы элективного курса заключается в
том, что социальное проектирование,
исследовательская деятельность побуждает
обучающихся к тому, чтобы они в будущем стали
ответственными гражданами, активно участвовали
в политической жизни государства.

Программа элективного курса «Учебная практика,
проекты, исследовательская деятельность в
процессе обучения обществознанию»
по целевой направленности –
учебно-познавательная;
по тематической направленности –
социально-ориентированная;
по доминирующим формам организации обучающихся
– групповая;
по возрастному уровню обучающихся – 15-17 лет.

Задачи элективного курса «Учебная практика,
проекты, исследовательская деятельность в
процессе обучения обществознанию»

1) Совершенствовать общественно-практическую
активность обучающихся.
2) Познакомить с особенностями технологии
социального проектирования, исследовательской
деятельности.
3) Способствовать развитию творчески активной
личности обучающихся.

Методы и формы работы

Педагогические формы и методы включают в себя
совместную групповую работу, дебаты,
моделирование, исследовательскую деятельность,
индивидуальные и групповые проекты, дискуссии.
Эти методы обучения не только повышают интерес
обучающихся к предмету, но и обеспечивают более
глубокое усвоение содержания, выработку
гражданских навыков. При проведении занятий по
данному курсу, используются прежде всего
активные и интерактивные методы обучения,
которые основаны на сотрудничестве педагога и
обучающихся, активизации интеллектуального,
эмоционального, творческого потенциала молодых
людей. Результат такой совместной работы намного
выше, чем при использовании традиционной
методики, которая ориентирована на
воспроизведение информации. Интерактивные
методы обучения через самостоятельную
деятельность, способствуют глубокому пониманию
предмета, усвоению знаний, формированию умений и
ценностей.
Элективный курс рассчитан на 34 часа.

Ожидаемые результаты

В итоге обучающиеся будут знать и уметь:

  • структуру выполнения проекта;
  • оформлять результаты работы, анализировать
    полученные результаты, делать правильные и
    обоснованные выводы;
  • защищать исследовательские работы перед
    аудиторией;
  • работать в группе: сотрудничать, помогать,
    договариваться друг с другом, вести
    дискуссию.

Содержание программы

1. Введение

В основу современного гражданского
образования положена идея участия личности в
жизни общества. Она предполагает сочетание
формирования навыков социальной практики с
глубоким освоением основ социальных наук. Одним
из интенсивных методов социальной практики
является социальное проектирование,
исследовательская деятельность. В ходе
проектной и исследовательской деятельности
обучающиеся приобретают возможность соотнести
общие представления, полученные на уроках, с
реальной жизнью.

Формы и методы работы: анкетирование,
вводная беседа.

2. Проектная и исследовательская
деятельность обучающихся

2.1. Проектная деятельность. Сущность понятия
«учебное проектирование».Под учебным проектом
обычно понимается учебно – познавательная,
исследовательская, творческая или игровая
деятельность учащихся, связанная с решением
какой – либо актуальной проблемы.

Теоретические вопросы. Основные
требования к учебным проектам.

  • Наличие значимой проблем.
  • Практическая, теоретическая, познавательная
    значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная(индивидуальная, парная,
    групповая)деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части
    проекта(с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов,
    предусматривающих определенную
    последовательность действий.

Социальный проект. Разновидности
социальных проектов. Этапы реализации
социального проекта. Портфолио социального
проекта. Формы презентации.

Практика. Выявление наиболее актуальных
социльнозначимых проблем. Определение цели и
задач проекта.

Формы и методы работы: «мозговой
штурм», работа в группах, дискуссия.

2.2, 2.3. Виды учебных проектов. Можно выделить
разные подходы к классификации проектов.

  • По характеру доминирующей в проекте
    деятельности:
  • поисковая/поисковый проект/
  • исследовательская/исследовательский проект/
  • творческая/творческий проект/
  • ролевая/игровой проект/
  • прикладная(практико-ориентированная)/практико-ориентированный
    проект/
  • ознакомительно-ориентировочная/ориентировочный
    проект/
  • По предметно-содержательной области:
  • Монопроект, в рамках одной области знаний
  • Межпредметный проект, на стыке различных
    областей
  • По количеству участников
    проекта/индивидуальный, парный, групповой,
    коллективный, массовый.

2.4. Методы исследования выбранной проблемы.

Теоретические вопросы. Методы
социологического исследования, типы
социологического исследования, этапы
социологического исследования, методы обработки
полученных результатов.

Практика. Составление анкет, вопросов к
интервью по выбранной теме проекта, определение
круга опрашиваемых.

2.5. Использования Интернет-ресурсов в
организации проектной и исследовательской
деятельности.

При организации исследовательской
деятельности обучающихся образовательные
ресурсы Сети могут оказать существенную помощь.
Во-первых, у обучающихся, пользующихся услугами
Интернет, появляется широкий арсенал различных
учебных текстов, и почти не ограниченное
количество различных видов исторических
документов. Во-вторых, обучающийся может
эффективно применять самые разные приемы
обучения с использованием большого количества
разнообразных текстов, содержащихся в Сети,
например, организовать работу по извлечению
информации из альтернативных документов и ее
анализу, предложить задания на сравнение
различных точек зрения ученых на то или иное
событие. Интернет также делает доступными
изображения самых разных источников: от древних
рукописей до документов новейшей истории.



2.6. Знакомство с элементами социологического
опроса и социологического исследования.

Теоретические вопросы. Основные типы и
методы социологического исследования. Этапы
социологического исследования.
Методологические особенности обработки
полученных данных.

Практика. Разработка анкет. Составление с
помощью компьютерных технологий результата
социологического опроса, определение круга
вопросов для интервью с компетентными
специалистами. Составление списка людей, с
которыми необходимо встретиться для реализации
проекта.

Формы и методы работы: анкетирование,
тренинги, беседа.

2.7. Развитие навыков социального общения и
навыков дискуссии.

Теоретические вопросы. Основные виды
общения. Деловой этикет. Социальная грамотность.
Сущность метода дискуссии.

Практика. Разработка обращений к
компетентным специалистам. Составление вопросов
для личной беседы. Обработка полученной
информации. Составление вопросов для дискуссии.
Обсуждение вопросов в группах. Дискуссия. Выводы
по итогам дискуссии.

Формы и методы работы: работа в группах,
«круглый стол», беседа с элементами дискуссии.

2.8. Составление бизнес-плана социального
проекта.

Теоретические вопросы. Знакомство с
основами экономического планирования. Понятия о
бизнес-плане. Знакомство с понятием
“перспективный план социального проекта”.
Схема реализации проекта.

Практика. Разработка перспективного плана
социального проекта.

Формы и методы работы: работа в малых
группах.

2.9. Образовательные экспедиции. Заочные
экскурсии.

Образовательные экспедиции – походы,
поездки, экскурсии с четко обозначенными
образовательными целями предусматриваю
активную образовательную деятельность
школьников, в том числе и исследовательского
характера. Основанная идея заключается в
создании системы интегративных образовательных
экспедиции по историко-культурным местам России.

Организация образовательных экспедиций
предполагает следующие этапы: 1 этап –
подготовительный, 2 этап – экспедиционный, это
само путешествие во времени и пространстве, 3
этап – исследовательский, 4 этап – рефлексивный,
где каждый участник оценивает личную значимость
выполненной проектной работы.

2.10. Поиск деловых партнеров: умение общаться.

Теоретические вопросы. Составные части
общения (вербальные, невербальные формы, умение
слушать); правило “трех плюсов”;
коммуникативные умения; правила эффективного
общения, правила эффективного слушания.
Жизненная необходимость и умение
договариваться. Конфликт: пути его развития и
последствия. Психология делового общения.

Практика. С помощью психологических
тестов увидеть свои достоинства и недостатки в
умении общаться. Составить памятку “Как я должен
себя вести, чтобы служащий, к которому обращаюсь,
помог разрешить проблему реализуемого проекта”.

2.11. Оформление проектной и исследовательской
работы

Теоретические вопросы. Структура
социального проекта. Распределение материала по
основным этапа проекта. Подготовка эскизов
демонстрационных стендов. Понятие “портфолио”.
Структура портфолио.

Практика. Стили и виды оформления стендов
социального проекта. Составления и распечатка
порфолио социального проекта.

Формы и методы работы: работа в малых
группах.

2.12. Защита проекта.

Теоретический вопрос. Составление теста
презентации проекта.

Практика. Отработка навыков и умений
устной защиты(презентации проекта).

Учебно-тематический план
элективного курса «Учебная практика, проекты,
исследовательская деятельность в изучении
обществознанию»
(34 часа)


Содержание Всего часов Теоретическая часть Практическая деятельность
I. Введение. Задачи и цели курса. Методы и
формы работы.
2
2. Проектная и исследовательская
деятельность обучающихся.
30
2.1. Технология организации проектной
деятельности. Что такое социальное
проектирование?
2 1 1
2.2. Виды учебных проектов. 2 1 1
2.3. Выбор темы проекта и его обоснования.
Определение спектра социально-значимых проблем.
2 1 1
2.4. Методы исследования выбранной проблемы. 3 2 1
2.5. Использование Интернет-ресурсов в
организации проектной и исследовательской
деятельности.
3 1 2
2.6. Знакомство с элементами социологического
опроса и социологического исследования.
2 1 1
2.7. Развитие навыков социального общения и
навыков дискуссии.
2 1 1
2.8 Составление бизнес-плана социального
проекта.
2 1. 1
2.9. Образовательные экспедиции. Заочные
экскурсии: (сбор необходимых для выполнения
проекта, исследования материала).
3. 1 2
2.10. Поиск деловых партнеров: умение
общаться.
2 2
2.11. Оформление проектной и исследовательской
работы.
2 1 1
2.12. Защита исследовательской работы: политическая
жизнь современного общества: женщина во
власти.
2 2
2.13. Защита проекта «Я гражданин России». 2 2
2.14. Заключительное занятие. Подведение
итогов.
2 2

Перечень ключевых слов:

  • Аргумент
  • Алгоритм выступления
  • Дискуссия
  • Корректность
  • Критерий
  • Культура речи
  • Оппонент
  • Проект
  • Презентация
  • Социальное проектирование
  • Социальные институты
  • Спикер
  • Регламент
  • Резюме
  • Толерантность
  • Эссе

Список литературыдля учащихся:

  1. Азбука делового общения. – М.,1991.
  2. Как рождается проект. – М.,1995.
  3. Кравченко, А.И. Основы социологии/ А.И.
    Кравченко. – Екатеринбург; М., 1998.
  4. Мельникова, Э.Б. Толковый словарь школьника:
    пособие для 7 – 11 классов/ Э.Б. Мельникова. – М., 2000
  5. Практика подготовки и реализации социально
    значимых проектов в школе. – Самара, 2000.
  6. Прутченков, А.С. Шаг за шагом, или
    Технология подготовки реализации социального
    проекта/ А.С. Прутченков. – М., 1959.

Список литературы для учителя:

1. Егорова Л.Л. Структура программы
элективного курса // Биология: Прил. к газ. «ПС».
–2006. – № 16. – С.5-6.
2. Ермаков Д.С. создание элективных учебных
курсов для профильного обучения //Школьные
технологии. – 2003. – №6. – С.23-29.
3. Ермаков Д. Элективные учебные курсы для
профильного обучения // Народное образование. –
2004. – № 2.
4. Методическое письмо о проведении элективных
курсов // Профильная школа. – 2003. – №3. – С.3-4.
5. Новожилова Н.В. Курсы по выбору: отбор
содержания и технологии проведения //
Школьные технологии. – 2003. – № 5. – С.23-33.
6. Проблема выбора: элективные курсы в школе/
А.Каспржак. – М.: Новая школа,2004.
7. Роботова А.С. Элективный курс в профильной
школе как введение в науку: Учеб.- метод. Пособие/
А.С. Роботова, И.Н. Никонов; Под ред. А.П.
Тряпицыной. – СПб.:КАРО, 2005. – 80 с.
8. Черникова Т.В. Методические рекомендации
по разработке и оформлению программ элективных
курсов // Профильная школа. – 2005. – № 5. – С.11-16.
9. Элективные курсы в профильном обучении – М.:
Вита-Пресс, 2004. – 144 с.




Следующий: