Учебная практика как модель профильного обучения

Современные социально-экономические
преобразования, связанные с построением
гражданского общества и правового государства,
требуют формирования активных, компетентных
граждан, эффективно участвующих в
демократическом процессе.

Поэтому сегодня в профильной школе все большее
внимание уделяется деятельностному,
практическому содержанию образования,
конкретным способам деятельности, применению
приобретенных знаний и умений в реальных
жизненных ситуациях.

В основу организации учебно-воспитательного
процесса профильных классов нашей школы была
положена идея практико-ориентированного
обучения, которое рассматривается чаще всего как
альтернативная организация образовательного
процесса, прежде всего на старших ступенях
обучения и организованная как «учение в
деятельности и через деятельность».

Практико-ориентированное обучение в
профильных классах связывают, во-первых, с
возможностями контекстного (профессионально
направленного) изучения профильных и
непрофильных дисциплин, во-вторых, с
организацией учебных, социальных,
исследовательских практик старшеклассников.

Программа развития школы
предусматривает ряд инновационных направлений.
Одним из них является учебная практика, через
которую учащиеся формируют свой
профессиональный интерес, а предприятие
получают возможность сориентировать учащихся на
востребованные профессии.

Учебная практика — одна из важнейших
составляющих профильного обучения, форма
организации учебно-познавательной деятельности
старшеклассников на занятиях элективного,
профильного курса.

Учебная практика активизирует мыслительную
деятельность старшеклассника, учит
самостоятельности в овладении учебным
материалом, направлена на развитие общеучебных
умений: целеполагание, планирование,
самоорганизация времени, пространства,
самоконтроль, самокоррекция.

Учебная практика есть форма и способ перевода
учащихся в реальность, в которой они вынуждены
применять общие алгоритмы, схемы и приемы,
усвоенные в процессе обучения, в конкретных
условиях. Как показывает практика, для
большинства учащихся такой опыт является
поистине бесценным, реально активизирует их
навык подхода к окружающим явлениям.

Как и любая форма организации образовательного
процесса, учебные практики обязаны отвечать
основным дидактическим принципам
(связь с
жизнью, последовательность, преемственность,
полифункциональность, перспективность, свобода
выбора, сотрудничество и т.д.), но самое главное,
они должны иметь социально-практическую
направленность
.

В качестве рисков и трудностей на пути
реализации данной формы учебной деятельности
для педагогов, нужно отметить то, что на
сегодняшний день фактически отсутствуют
программы учебных практик для профильной школы,
методические рекомендации, определяющие цели,
задачи, структуру и их содержание, не говоря уж о
методике проведения учебных практик в
профильных классах различных направлений.

В рамках реализации приоритетного
национального проекта «Образование» наше
образовательное учреждение успешно защитило
проект «Школа как пространство свободного
выбора в зоне туризма».

Проект получил практическую реализацию
благодаря утвердившемуся в образовательном
пространстве школы социальному партнерству.
Главными социальными партнерами школы
являются хозрасчетный филиал «Березка»
Прибайкальского РайПо; филиал Байкальские
Электрические Сети Прибайкальский РЭС;
Прибайкальский дорожный ремонтно-строительный
участок; Прибайкальский сельский лесхоз -
филиал ГУ «Бурятсельлес»; редакция районной
газеты «Прибайкалец»; Районный
«Интернет-центр»; Государственное учреждение
Центра занятости населения Прибайкальского
района.

Учителями школы разработано более 20 элективных
и профильных курсов, направленных на решение
таких важнейших задач как формирование у
старшеклассников общеучебных умений, навыков и
способов деятельности, необходимых для
непрерывного профессионального образования;
формирование опыта творческой деятельности;
развитие умений выполнять
опытно-экспериментальную работу; обеспечение
условий для нравственного
самосовершенствования.

Что касается опыта моей работы, то в рамках
профильного курса «Основы экономических
знаний» после изучения модуля: Роль фирм
в экономической жизни страны. Фирмы и
конкуренция. Влияние конкуренции на
деятельность фирм была выполнена учебная
практика «Маркетинговое исследование
потребительского рынка с.Турунтаево»

А изучив модуль: Проблемы безработицы. Понятие
о безработице. Способы сокращения безработицы
была запланирована учебная практика » Скажем
безработице: «нет!»

В качестве базы для практик были выбраны ООО
«Заготпром» Прибайкальского райпо, а также ГУ
Центр занятости населения по Прибайкальскому
району.

В ходе первой учебной практики старшеклассники
проводили маркетинговое исследование
потребительского рынка молочной и хлебобулочной
продукции с.Турунтаево.

На первом этапе практики ребята разработали
опросной лист, адресованный продавцам,
покупателем четырех основных магазинов с.
Турунтаево (Всего посетили 4 магазина: ИП
«Черниговская ОВ», ИП «Михалев АП», ИП
«Патрушев АВ», Магазин «Березка»
прибайкальского райпо): какая хлебобулочная и
молочная продукция представлена в Вашем
магазине? кто производитель? довольны ли Вы
качеством представленной продукции?
Удовлетворяет ли Вас предлагаемый ассортимент,
цены? Было опрошено 70 человек.

В ходе проведенного опроса, изучения
ассортимента хлебобулочной и молочной
продукции, ребята выяснили:

Основная часть респондентов в целом
удовлетворены качеством и ассортиментом
продукции.

Разница в ценах минимальна, однако анализ
показывает, что хлебобулочная продукция
Прибайкальского райпо в ценовом плане более
привлекательна.



В большинстве торговых точек с. Турунтаево
представлена продукция предприятий г. Улан-Удэ и
Иркутска.

При покупке продукции покупатели
руководствуются следующими критериями: свежесть
(25%), вкус (18), внешний вид (17%), полезность (16%), цена
(15%), упаковка (9%.).

Следующий этап исследовательской практики
проходил на предприятии ООО «Заготпром»
Прибайкальского райпо. Ребята изучили
технологический процесс кондитерского и
молочного цеха; выяснили, что объем производства
незначительный; у предприятия нет возможности
увеличить объем производства, так как нет спроса
на производимую продукцию. Старшеклассниками
была выявлена одна из проблем сложившейся
ситуации на предприятии: жители с. Турунтаево
недостаточно информированы о продукции ООО
«Заготпром» Прибайкальского райпо; отсутствует
реклама производимой продукции, продукция не
имеет своих легкоузнаваемых, отличительных
этикеток.

На заключительном этапе ребята
систематизировали материал о предприятии,
изготовили рекламный буклет о его работе, о
производимой им продукции, проекты этикеток,
торговой марки предприятия.

Учебная практика «Маркетинговое исследование
потребительского рынка с.Турунтаево»
предусматривала не только поисковую,
аналитическую, но и творческую работу учащихся.

Выполненная ребятами практика проходила в
условиях сотрудничества учащихся, учителей,
работников Прибайкальского райпо, совместные
усилия которых были направлены на повышение
конкурентоспособности продукции ООО
«Заготпром» Прибайкальского райпо с помощью
рекламы. Таким образом, выполненная ребятами
учебная практика имела социальный характер,
представляла собой творческую заботу о
процветании своей малой Родины.

«Каждый день мы приходим в магазин покупать
хлеб, булочки, молочные продукты. А каждый ли
задумывается, как всё это производится!

Во время экскурсии в кондитерский цех мы
узнали, насколько трудна работа пекаря. Нам
показали весь процесс выпечки хлеба. Тесто
замешивают в специальных дежах, потом
раскладывают по формам и отправляют на выпекание
в огромные печи» Гурецкая Ю.

«Интересно было наблюдать и за работой
кондитеров, выпекающих пироги, коржи и булочки.
Реально увидев весь процесс «сотворения» хлеба,
все мы поменяли свое отношение к нему. Поняли, как
трудно, но и приятно работать, зная что вы
приносите радость людям. Ведь недаром говорят:
«Хлеб — всему голова» Дорохова К.

Вторая учебная практика для выпускников
оказалась более, чем актуальной. В рамках
учебного проекта была поставлена следующая
проблема, что в условиях мирового экономического
кризиса уровень безработицы неуклонно растет.
Тем, кто остался без работы, а также выпускникам
школ сложно, в сложившихся условиях, найти
подходящую работу или выбрать ВУЗ по окончании
которого проблем с трудоустройством не будет.
Тема проекта была определена «Скажем
безработице: «нет!».

В качестве цели и задач было
определено:

  • Составить рейтинг востребованных профессии на
    российском рынке труда и ориентировать
    выпускников школ Прибайкальского района на
    перспективные специальности в связи с открытием
    ТРОЭЗ «Байкал».
  • Изучить виды и формы безработицы.
  • Проанализировать российский рынок труда в
    условиях МЭК.
  • Составить рейтинг востребованных профессий
    (Общероссийский, г.Москва, Бурятия,
    Прибайкальский район).
  • Выявить какие профессии будут востребованы в
    Прибайкальском районе в связи с открытием ТР ОЭЗ
    «Байкал».
  • Систематизировать информацию.
  • Познакомиться с деятельностью ГУ Центр
    занятости населения по Прибайкальскому району.
  • Выпустить информационный буклет для
    выпускников школ 2009 г.

Учащиеся 11 класса были поделены на группы:

  • Группа — занималась составлением рейтинга
    востребованных профессий (Общероссийский,
    г.Москва, Бурятия, Прибайкальский район).
  • Группа — изучала проект строительства ТРОЭЗ на
    основании которого составили перечень
    востребованных профессии в Прибайкальском
    районе.

Обе группы готовили к выпуску информационный
буклет: Выпускнику-2009 года.

В качестве отчета о проделанной работе явилось
выступление на школьной научно-практической
конференции, а также распространение буклетов
среди школ района.

Учащимися было отмечено, что при выполнении
проекта столкнулись со следующими трудностями:
возникли сложности с поиском и обработкой
информации и статистических данных. В качестве
рефлексии, ученики высказывались о проделанной
работе.

«Я считаю, что в условиях мирового финансового
кризиса, каждый работник почувствовал опасность
в один миг лишиться рабочего места и средств к
существованию, а после посещения Центра
занятости стало понятным , что безработица в
масштабах нашего села может иметь угрожающие
последствия:» Трофимова А.

«Становится понятным, что от выбора будущей
профессии, с учетом ее востребованности, зависит
моя уверенность в завтрашнем дне, в моем
будущем:» Мелентьев А.

«Бесспорно без вмешательства правительства
сложно будет сдержать растущую напряженность в
обществе ведь уровень безработицы уже превышает
все допустимые нормы: » Гурецкий А.

«Постараюсь приложить все усилия для
получения хорошей специальности, чтобы никогда
не встать на учет в Центр занятости:»Кучумов А.

Таким образом учебные практики обладают
большим образовательным, развивающим
потенциалом: способствуют углублению
теоретических знаний; развивают логическое
мышление, творческие способности учащихся;
позволяют школьнику выйти в пространство
личностного, профессионального самоопределения;
обеспечиваю ученику возможность активной
познавательной, творческой, исследовательской,
социальной деятельности. На мой взгляд именно
партнерская форма организации образовательного
процесса, способствует становлению субъектной
позиции учащихся и очень ценна для социализации
школьников.




Следующий: