Учебная мотивация как необходимое условие успешного обучения

Стремление учиться заложено в самой природе
человека . В начале своей школьной жизни, ребенок
хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично.

Среди разнообразных мотивов учения, пожалуй,
ведущими являются мотивы “доставить радость
родителям”, “хочу больше знать”, “на уроке
интересно”.

Ребенок получил оценку “5”. Часто можно
услышать: “Вот мама будет рада, расцелует
меня”.Наверное, в любом классе на предложение
учащимся: “Поднимите руки те, кто хотел бы
учиться хорошо”, поднимется лес рук.Желание
есть. Учителю необходимо организовать процесс
обучения так, чтобы желание не угасало, иначе
говоря обеспечить устойчивую мотивацию к учению,
чтобы лес рук не редел.

В ходе учебного процесса каждый учитель
сталкивается с проблемой неодинакового усвоения
разными учениками одного и того же учебного
материала при достаточном уровне развития
интеллектуальных способностей. Одна из причин
этого видится в различном уровне
сформированности учебной мотивации.

Таким образом, основным смыслом
педагогического процесса становится развитие
ученика. А одним из показателей развития
личности ученика является уровень
сформированности учебной мотивации. Известно,
что научить- это дать учащимся знания, умения и
навыки, однако этого мало. Необходимо воспитать у
него мотив, положительное отношение к получению
этих знаний.

Если проследить общую динамику мотивов учения
от 1 к 4 классу, то выявляется следующее. В начале
учебная деятельность первоклассника бедна из-за
отсутствия многих социальных вопросов. У него
преобладает в основном интерес к внешней стороне
пребывания в школе (сидение за партой, ношение
портфеля, общение со сверстниками), дети идут
поиграть, а учеба на втором плане. Затем
возникает интерес к первым результатам учебного
труда- к первым написаниям букв, цифр, к первым
отметкам и лишь после этого к процессу,
содержанию учения, а еще позднее к способам
добывания знаний.

Интерес к учебной деятельности по сравнению с
другими интересами учащихся возрастает во
втором классе и заметно снижается к четвертому
классу. Некоторое общее снижение мотивации
учения к концу начальной школы не должно
дезориентировать учителя. Дело в том, что угасает
лишь общее положительное отношение к школе,
причем угасает закономерно,так как оно
удовлетворено.

С первых дней пребывания ребенка в школе
провожу диагностику мотивации.

Презентация.

Слайд 1

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Где живешь?

4. Чем любишь заниматься?

5.Любишь ли ходить в школу?

6. Зачем ты ходишь в школу?

7. Какой предмет больше нравится?

8. Хорошо ли ты пишешь?

И ответы на некоторые вопросы охватывают не
один, а несколько показателей.

В начальных классах очень важно у детей развить
самостоятельность. Самостоятельность учащихся -
залог его успешного обучения в среднем звене.
Именно от того, как будут заложены основы
самостоятельности младшего школьника зависит
развитие этого важного качества в дальнейшем.

Основными условиями проявления
самостоятельности являются:

Учет учителем степени сформированности
учебных умений сравнивать, анализировать,
проверять свою работу.

Мотивированность учебного труда. Мотивация
учения обеспечивается четким представлением
учащимися о нужности и значимости выполняемой
ими работы.

Наличие учебной проблемы, понимаемой учеником.

Мотивировать на учебную деятельность детей-
значит так затронуть их интересы, склонности,
чтобы у них появилось желание реализоваться в
учебном процессе. Главное помочь получить им
удовольствие от умственных нагрузок в процессе
учебной деятельности.

Для формирования положительной мотивации
использую различные приемы: подбор интересной и
занимательной информации, деловых игр и игровых
моментов, активных форм обучения, использование
групповых и коллективных форм обучения. Подбираю
задания, которые требуют не пространственного
ответа, а конкретного.

Особую роль отвожу самостоятельной
деятельности учащихся. По литературному чтению
дети получают задание подготовить сообщение о
биографии писателя, по окружающему миру-
сообщение о животном , или составить тест по
пройденному материалу для всего класса.

Предлагаю упражнения по развитию
познавательного интереса, где формируется
стремление ребенка к размышлению и поиску. На
таких занятиях детям предоставляется
возможность для самовыражения и самореализации
в продуктах творчества (рисунки, рассказы,
сказки), что облегчает процесс коммуникации,
повышает самооценку ребенка, позволяет
удовлетворить его любознательность, получить
удовольствие.

Этому способствуют уроки чтения, внеклассного
чтения, окружающего мира. Где дети инсценируют,
читают по ролям. Слайд 2

Основной организационной формой обучения
является групповая работа, которая построена по
принципу организационно- деятельностной игры,
где выполняется определенное задание по
определенным правилам и должен получиться общий
групповой результат. В группах учатся общению,
чуткому отношению друг к другу, приобретают
навыки работы в коллективе.

Эта работа проходит на уроках русского языка,
математики, окружающего мира. Слайд 3

Слайд 4

Также на уроках труда дети любят работать
вместе, каждый получает определенное задание в
группе и старается выполнить свою работу
качественно, быстро, чтобы не подвести своих
товарищей. Вот готовые поделки из бисера.

На уроках, особенно в первом классе очень важна
игра.

Использую театральное искусство, в частности
кукольный театр для мотивации успешного
обучения , через включение игровой деятельности
в учебный процесс . Именно куклы помогают
адаптироваться к школе и безболезненно перейти
от игры к учебе. Слайд 5

Это провожу на уроках чтения и внеклассного
чтения.

Такие занятия пользуются у детей неизменной
любовью. Они смеются и огорчаются вместе с
персонажами, готовы всегда прийти на помощь
любимому герою. Поскольку все спектакли имеют
нравственную направленность, любимые герои
становятся образцом для подражания, а это
позволяет оказывать влияние на детей,
формировать их нравственное поведение.

Слайд 6

Отлично вписывается она и в урок математики,
например, на вычисление площади прямоугольника.
Здесь использую отрывок из произведения М. Твена.
Том появился с ведром краски и длинной кистью в
руках. Он оглядел забор и всякая радость отлетела
от него, появилась тоска. Тридцать метров забора
в полтора метра вышины. Какую же площадь осталось
закрасить?

Все это формирует познавательную деятельность,
развивает творческое воображение, речь.

Всем известно, что в ребенке должна быть
радость перед школой.

Дети этого возраста испытывают потребность в
ярких, красочных событиях. Вся работа с детьми
должна развивать творчество, фантазию, побуждать
к активным действиям, развитие эстетического
вкуса и чувства, воспитание души, создание
условий для раскрытия способностей и природных
задатков ребенка

Слайд 7

Для этого привлекаю ребят к работе с комнатными
растениями в зеленом уголке, за которыми ребята с
желанием и любовью ухаживают.

Слайд 8, 9

Большое эстетическое воспитание несут
экскурсии в природу, где ребенок общается с
природой, видит не на картинке красивый цветок,
бабочку, резной лист березы. Здесь есть
возможность рассмотреть, потрогать руками и
испытать радость от увиденной красоты.

Данные фрагменты уроков показывают. Что все это
один из методов вовлечения учеников в творческую
деятельность, стимулирование их активности и
формировании учебной мотивации.

Слайд 10

Л.Толстой писал “Времени нет, есть
только мгновение. И поэтому в одно это мгновение
надо полагать все свои силы”. Вот к этому и
должен стремиться учитель.

Тема урока: Л.Н. Толстой “Котенок” 2 кл. (Школа
России)

Цели урока: знакомство с рассказом,
учиться составлять план, развивать логическое
мышление, художественно творческие и
познавательные способности, эмоциональную
отзывчивость при чтении художественного
произведения, умение вести диалог с учителем,
товарищами, оценивать свою работу и работу
других, воспитание любви к животным, чувства
сострадания.

Оборудование: интерактивная доска,
портрет Л. Толстого, карточки, толковые словари,
рисунок дерева, листочки, выставка книг.

Ход урока

Оргмомент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

Учитель. (в руках колокольчик) Посмотрите на
этот колокольчик. Послушайте его хрустальный
звон. Этот звон входит в наши души, дотрагивается
до каждой струнки, до каждой клеточки нашего
тела. Пусть звон колокольчика звучит в наших
сердцах и будит наши добрые чувства, пробуждает в
нас нежность, любовь друг к другу, ко всему
окружающему. Вот с таким настроением мы начинаем
урок литературного чтения.

Речевая разминка. Разомнем язычок.
Упражнение “ Лошадки”

Скороговорка.

У тридцати трех полосатых котят
Тридцать три хвостика висят.

Актуализация знаний.

“Фотоглаз” (на экране слова) Серый, оранжевый,
черный, белый.

- Внимательно прочтите слова. (закрывается)

- Сколько было написано слов?

- Какое слова было написано первое, последнее?

- Были ли написаны слова: лапы, хвост, уши?

- Какие слова были написаны?

Открываются слова, дети проверяют свои ответы.

-Как вы думаете, котенок или щенок может быть
оранжевым?

- Подберите близкое по значению слово к слову
оранжевый.(рыжий).

- Подумайте, почему я данную скороговорку
включила в наш урок?

Определите тему урока.(будем читать рассказ о
котенке)

Узнайте фамилию автора, который написал этот
рассказ.

На экране: А. Пушкин, Л. Толстой, С. Есенин, А.
Фет.(Л. Толстой — писатель прозаик).

Подумайте, чему мы будем учиться на уроке.

Работа по теме урока.

Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Л.
Толстого “Котенок”, будем думать, размышлять и
выразительно читать. Чтобы понять основную мысль
текста, надо найти волшебный ключик к нему и
тогда он откроется нам, поделится своими мыслями,
чувствами.

Словарная работа подле- около, что было духу -
очень быстро.

А значение слова “амбар” посмотрите в
толковых словарях.(сарай)

- Какая наша главная задача, когда читаем
рассказ?(понять характеры героев, вычитать то,
что хотел сказать автор)

Комбинированное чтение рассказа.

Беседа.

– К какому жанру относится
произведение?(рассказ, так как мало действующих
лиц и описывается один эпизод)

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

- Какие мысли. Чувства возникли?

Учитель. На нити сюжета будем завязывать узелки
событий, где история завязалась- завязка, как она
развивается, растет, достигает вершины-
кульминация, как развязалась- развязка.

На интерактивной доске: завязка- синий кружок,
вершина, кульминация- красный кружок, развязка-
зеленый.

Физкультминутка

Шли по крыше три кота
Три кота Василия
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее.
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз
И сказали три кота
Красота! Красота!

Чтение рассказа прерывистой цепочкой,
деление на части, озаглавливание частей.

  • 1 ч. У Кати и Васи пропала кошка.
  • 2 ч. Дети нашли кошку.
  • 3 ч. Самый лучший котенок.
  • 4 ч. Страшные собаки.
  • 5 ч. Вася спасает котенка.

С какой целью мы выполняли это задание? (учились
делить текст на части)

Беседа по вопросам

1 ч.

  • Когда происходило событие?
  • Что случилось у Кати и Васи? (завязка.)

Дети на интерактивной доске рисуют на нити
сюжета синий кружок.

2 ч

  • Что услыхали дети, играя возле амбара?
  • Прочтите, что увидел Вася.

3 ч.

  • Сколько было котят?
  • Какого котенка дети оставили себе? Прочтите.

4 ч.

  • Куда однажды пошли дети?
  • Чему радовались брат и сестра?

5 ч.

  • Работа в парах. Обсудите с товарищем, какой
    самый напряженный момент в рассказе, задайте
    друг другу вопросы по содержанию .
  • Выслушиваются вопросы и ответы детей .

Физкультминутка для глаз.

Какой самый напряженный момент в рассказе? Это
вершина (кульминация)

Дети рисуют красный кружок.

Кто отогнал собак?

Как называется заключительная часть? (развязка)

Рисуют зеленый кружок.

Слово учителя. Рассказ “Котенок”- один из
интереснейших рассказов. Один авторский секрет
мы разгадали: завязали узелки событий. Это
внешний сюжет. Но в рассказе есть второй сюжет -
внутренний- это мир чувств, состояние героев.

- Кто главный герой рассказа?

- А действующие лица?

Давайте проследим, как менялось настроение,
состояние детей, выясним, что переживали дети.

- Какое настроение было у детей, когда пропала
кошка?

- А когда нашли?

- Как они отнеслись к котенку, которого оставили
себе?

- Каким было состояние детей, когда увидели
беззащитного котенка и двух собак около него?

- Как вы думаете, что пережил Вася?

- А кто виноват, что котенок попал в беду?

- А как поступили бы вы?

- Чему учит рассказ?

С какой целью мы выполняли это задание?

Работа в парах. На карточках слова:
тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый,
мужественный, находчивый, решительный.

Выберите слова, которые характеризуют Васю.

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашел
единственный выход из создавшегося положения-
настоящий герой. Таким был Вася. Он благородный
мальчик , с любящей душой. Вот мы и разгадали
секрет.

Рефлексия. “Письмо к учителю” — размышление
над текстом.

(детям раздаются листочки в виде конверта, они
должны дописать)

- Я прочитал (а) рассказ….

- Мне запомнилось….

- Мне понравилось….

- Мне не понравилось….

- Этот рассказ учит меня…

Итог урока.

Оцените свою работу на уроке. Прикрепите
листочки на наше дерево. Если хорошо поработали,
то выберите зеленый листик, если не очень хорошо,
то желтый, а если слабо- коричневый.

Домашнее задание по выбору.

- пересказ по плену

- выразительное чтение

- иллюстрация интересных эпизодов

Следующий: