Учебная интеграция в условиях профильного обучения на примере преподавания истории и обществознания

Процесс обучения и воспитания на уроках
истории и обществознания в школе всегда был
ответственным. В обществе, несмотря на
критическое переосмысление трактовки многих
исторических событий, фактов, возросла их
практическая значимость.

По-прежнему, опыт социально-экономического,
политического и духовного развития
предшествующих поколений востребован, так как
именно он является необходимым условием
социализации подрастающего поколения.

Новые подходы к организации образовательного
процесса в стране предпринимают масштабные
структурные изменения, прежде всего появление
профильного обучения на старшей ступени
обучения. В действующем Федеральном базисном
учебном плане (Московский базисный учебный план
2007/08 года) образовательная область “Социальные
науки” объединяет все науки об обществе, что
требует формирования новых учебно-методических
комплексов и внедрение новых технологий
обучения.

Одной из таких технологий является
интеграционный подход в обучении. Подход
предполагает, с одной стороны, интеграцию по
содержанию, где знания отдельных учебных
предметов объединены в образовательную область,
и, с другой стороны, интеграцию как методику
обучения. Необходимость в интеграционном
подходе обусловлена:

  • направлением гуманизации в обучении,
  • профилизацией обучения на втором
    образовательном концентре,
  • не простым формированием знаний, умений и
    навыков, а формированиемn личности на основе
    новых технологий обучения,
  • преодолением до сих пор существующего
    противоречия между “большой наукой”, которая
    вырабатывает компоненты государственного
    образовательного стандарта, определяет “чему
    учить?” школьников и “малой наукой” (школа,
    учитель), которая является образом и подобием
    первой и, отвечая на вопрос “как учить?”,
    пытается представить целостным образовательный
    процесс,
  • невозможностью игнорирования принципа
    целостности в субъектах педагогической
    деятельности — личности учителя и ученика.

Интегрирование в процессе обучения это
взаимопереплетение, согласованность
образовательных задач различных предметов,
разнообразное расширение межпредметных связей,
регулируемое углубление содержания школьных
курсов. Интеграционные процессы понимаются не
как обобщение и суммирование, но как динамика,
как направленность к целостности. Интеграция
базируется на следующих принципах: комплексном
планировании наиболее важных задач обучения,
воспитания и развития личности, активизации
учебно-познавательной деятельности,
формировании основных компетенций учащихся, в
том числе навыков исследовательской
деятельности.

Интегрирование можно представить как
двусторонний процесс — внешний и внутренний. Внешняя
интеграция необходима для устранения
дублирования в содержании предметов
образовательной области, для согласованности и
синхронности задач обучения, для обоснованного
углубления содержания на уровне профильного
обучения. С учётом основных задач модернизации
образования — повышением его доступности,
качества и эффективности в первую очередь
необходимо значительное обновление содержания
образования. [1]

Так, обучение истории, обществознания на втором
концентре начинается с вводных тем, которые
согласно обязательному минимуму содержания
включают в себя:

История в системе гуманитарных наук. Основные
концепции исторического развития человечества.
Проблемы периодизации всемирной истории.

Основные источники в истории.

Общество и общественные отношения.
Исторический процесс и его участники. Проблемы
общественного прогресса. Человек как продукт
эволюции. Бытие человека. Человек, индивид,
индивидуальность, личность.

В определённой мере ключевые понятия этих тем
уже известны ученикам из курса основной школы.
Задача учителя — поднять эти знания на более
высокий теоретический уровень, ввести знания о
парадигмах-концепциях и моделях решения проблем
исторического процесса, создать позитивную
мотивацию на овладение содержанием предметов.
Эффективнее для усвоения знаний здесь
интегрировать содержание истории и
обществознания, показать, что обществознание
изучается с опорой на исторические знания, что
оба предмета взаимосвязаны. Если в курсе истории
изучается прошлое человечества в его конкретно
неповторимом облике, то в курсе обществознания
изучается мир человеческих отношений,
общественных ценностей в целом с учётом
осмысления и выработки гражданской социальной
позиции для понимания закономерностей
настоящего и будущего развития общества.
Тематическое поурочное планирование и основные
методические рекомендации можно представить в
таком варианте.

№ п/п урока Основное содержание урока Предмет, вид интеграции Основание для интегрирования
1 Понятие общества, взаимоотношения
общества и природы, общество как динамичная
система, проблемы общественного прогресса.

Интегрируется
также понятие безопасность человека в
обществе
из курса ОБЖ

Обществознание

Учебник “Человек и
общество” под ред.Л.Н.Боголюбова 4.1-10кл.- §1.

История Учебник Н.В. Загладина

“Всемирная история с древн.вр. до конца XIX
века”, 2006, 10 кл.с.27-31.

Обществознание -и стория

Обществознание — ОБЖ

Изучение понятия “общества” как
этапа исторического развития человечества или
конкретной страны. Понятие общественного
прогресса и этапы развития человечества
2 Этапы развития исторического знания История

“Всемирная история” 10кл.§
1.

История — обществознание

Познание (вид деятельности) человеком
окружающего мира, себя в этом мире через
обращение к истории. Конкретизация понятия общества
как динамичной системы
3-4 Человек, индивид, личность.

Человек как
продукт эволюции. Бытие человека

Обществознание

“Человек и
общество” Ч.1-10кл.-, § 2 Ч.П-11кл.-§2-3

История

“Всемирная история” §2

История — обществознание

Подходы к изучению человека — бытие
человека, начиная с древнейших философских
систем Китая, Индии и заканчивая философией
истории XX века
5-6

Различные теории — парадигмы
исторического развития
История

“Всемирная история” §2,
с.19-22

Обществознание

“Человек и общество” Ч.П-11кл., §1

История — обществознание

Развитие общества с позиций
цивилизационного, формационного подходов.

Концепции:
теория локальных цивилизаций, марксистская
концепция истории, теории мирового развития
У.Ростоу, Д.Белла и др.

7 Обобщение и повторение вводных тем История — обществознание

Обществознание
- ОБЖ

Из таблицы видно, что такой способ
интегрирования содержания убирает дублирование
некоторых тем обществознания, отнесённых
программой в 11 класс. Если посчитать количество
часов, отводимых на вводные уроки по истории и
обществознанию в 10 классе, то получается: [2]


Предмет Количество часов при раздельном
предметном обучении
Количество часов при использовании
интегрированного подхода история
история 4 3
обществознание 6 3
ОБЖ 2 Интегрируется с обществознанием
Урок повторения и обобщения - 1
итого 12 7

Данный вариант реализуется в тех профильных
классах, где предметы История, Обществознание,
ОБЖ изучаются на базовом уровне. Также данный
подход удобен тогда, когда предметы история и
обществознание ведёт один учитель.

В классах, где история и обществознание или
обществознание являются профильными предметами
необходимо углубление в содержании изучения
ключевых понятий и большее количество
урокочасов.

Профильное обучение вводится в режиме
личностно-ориентированного образования. Оно
призвано развивать такие компетенции учителя и
учащихся как системное мышление, способности к
критическому оцениванию и самооцениванию,
рефлексии, мотивированию, а также информационную
и коммуникативную культуру. В учебный процесс
активно вводятся интегрированные уроки в виде
ролевых, ситуативных,
организационно-деятельностных игр, заданий, в
которых обучение проходит путём свободного
общения, вовлечение в деятельность. Организация
процесса обучения, опирающаяся на оптимальный
выбор общедидактических форм, методов, приёмов и
средств обучения, становится внутренней
стороной процесса интегрирования.

Интегрированный подход позволяет проводить
бинарные уроки, разворачивать широкую
творческую и поисковую деятельность учащихся и
учителей-предметников. При этом сохраняется
возможность углубленного “однопредметного”
изучения определённой части содержания блока.
Это — оптимальное соединение содержательной
дифференциации и интеграции, которые связаны
диалектическим законом маятника, где
дидактически определяется преобладание то
первого, то второго составляющего.

Полезно посвящать целые учебные дни изучению
смежных предметов (похожих тем). О таком принципе
сообразности писал ещё Я.А.Коменский: “Пусть в
школах будет установлен порядок, при котором
ученики в одно и тоже время занимались бы только
одним предметом”. [3] Критиковал классно-урочную
систему П.П.Блонский за много предметность
учебного дня, ведущую к тому, что “уроки
растерзывают внимание учащихся”. [4]

Обновление содержания и технологии обучения в
условиях профильного обучения также
предполагает широкую предметную интеграцию
непрофильных предметов и углублённое изучение,
даже с индивидуальной траекторией обучения
профильных предметов.

Способствует процессу интегрирования
представление содержательного программного
материала в виде тематических блоков. Блок — это
совокупность, объединение частей отдельных
школьных курсов или тем в единую конструкцию, где
содержание подобрано в определённом порядке и
отвечает дидактическим принципам и
закономерностям обучения, обеспечивающим
целостность педагогического процесса.

Ведущими принципами для построения блоковой
конструкции являются принципы научности и
доступности; преемственности, систематичности и
последовательности; проблемности и мотивации
обучения. Блок- это проявление внешней
интеграции.

Принципы научности и доступности обучения
требуют, чтобы содержание обучения знакомило
учащихся с объективными научными фактами,
понятиями, законами, раскрывало современные
достижения науки. В процессе обучения ведущими
становятся исследовательские и практические
работы, постановка проблемных заданий, умение
выдвижения и доказательства гипотез, дебаты и
дискуссии. Принципы преемственности и
систематичности предполагают рациональный
выбор вариантов последовательного изучения
содержания на основе логики и
проблемно-хронологического подхода построения
учебных курсов. Так, в 10 классе могут быть
следующие тематические блоки:

  1. Вводный блок. (интеграция обществознания, ОБЖ,
    всеобщей истории, истории Отечества).
  2. Предцивилизационная стадия истории
    человечества и цивилизации Древнего мира
    (обществознания и всеобщей истории).
  3. Средневековые цивилизации: европейская,
    византийская, восточнославянская, арабская,
    восточноазиатские V — XIV века. (всеобщей истории и
    истории Отечества).
  4. Культурное и философское наследие
    средневековья. (всеобщей истории, истории
    Отечества, литературы, МХК, обществознания)
  5. Кризис и модернизация традиционного общества.
    Направления социально-экономического развития
    стран в ХV-ХVП веках. (всеобщей истории, география,
    истории Отечества, обществознания)
  6. Политическое развитие мира: эволюция
    европейской государственности, первые
    буржуазные революции, укрепление
    самодержавности в России, традиционализм в Азии
    конец XVII-XVIII века. (всеобщая история,
    обществознание, история Отечества).
  7. Время потрясений и перемен. Становление
    индустриальной эпохи конец ХVIII-ХIХ век.
    (обществознание, ОБЖ, всеобщая история, история
    Отечества).
  8. Культурное и философское наследие нового
    времени. (всеобщей истории, истории Отечества, литературы,
    МХК
    , обществознания).

Курсивом выделены учебные дисциплины, которые
в составе блока реализуют межпредметные связи,
рассматриваемые как часть технологии
интегрирования.

Содержательная интеграция опирается на
широкие межпредметные связи, где происходит
слияние знаний, способов деятельности,
технологий, что представляет больше
возможностей для развития интеллектуальных,
творческих способностей учащихся. Но за рамками
межпредметности формируются общенаучные
понятия, выступающие средством систематизации и
упорядочения знаний. К этим общенаучным понятиям
относятся: понятия и законы формальной логики,
методологические, философские, историко-научные
знания, показывающие эволюцию идей, теорий,
представлений. Так, по мнению Выготского Л.С.,
мыслительная деятельность “движется в пирамиде
научных понятий”, которые формируются во
взаимосвязях и взаимопереходах, что позволяет
достичь диалектического мышления.

Таким образом, механизм интеграции
(способность к синтезу информации) заключен в
самой природе человеческого мышления, диктуется
объективными законами психологии и физиологии.
Если межпредметность — это целостное
представление о какой-либо области научного
знания, то интегративность — это целостное
представление об окружающем мире. Если в
межпредметных связях подход к знаниям
статический, то интегративность отличается
динамичностью.

Создание тематических блоков позволяет
реализовать в более полной мере и принцип
прочности результатов учебного процесса. Знания
должны носить действенный, а не
пассивно-созерцательный характер, проявляющийся
в активной творческой деятельности, в
учебно-познавательных, информационных и
коммуникативных компетенциях учащихся.

Обществознание в тематическом блоке как
учебная дисциплина представляет собой целостную
систему знаний об обществе и человеке. Её
содержательным стержнем является социология,
собственно наука об обществе, вокруг которой
науки о различных сферах жизни общества -
экономика, политология, культурология, а также
социальная психология и социальная философия.
Одна из целей обществоведческой подготовки в
старших классах указывает на овладение
учащимися системой знаний, формирующих
целостную картину мира и жизни человека в нём. [5]
В профильных классах освоение учащимися основ
общественных наук должно отвечать уровню,
необходимому для будущего профессионального
образования и самообразования. [6]

В реализации этой цели базовую роль играют
исторические знания, что является основанием для
более тесной содержательной интеграции этих
предметов. При этом оба учебных предмета имеют и
самостоятельную ценность, та как история изучает
прошлое человечества в его конкретном,
неповторимом облике, а обществознание
систематизирует знания об обществе и человеке
для его социализации в настоящем и развитии в
будущем.

Содержательная сторона обществознания
дидактически интегрирована, знания об обществе
представлены в обобщённом виде.

Московский региональный базисный учебный план,
разработанный на основе

Федерального базисного учебного плана (БУПа),
утвержденного приказом Министерства

Образования России от 9 марта 2004 года № 1312 и
Федерального компонента государственного
стандарта общего образования определил
специфику регионального компонента образования.
Среди региональной специфики БУПа отмечается
направленность на: вариативность системы
московского образования путем фиксации
минимального объема изучения укрупненных
образовательных областей, а не отдельных
предметов; и на практику интегративного изучения
отдельных дисциплин. [7]

Таким образом, интеграционный подход
предполагает модернизацию предметных программ
на основе внешней интеграции, что ведёт к
постоянной связи образовательных предметов
вместо эпизодических межпредметных связей, к
планированию предметного курса на основе
тематических блоков и определённому выбору
приёмов, методов, средств обучения при сочетании
фронтальных, групповых и индивидуальных форм
обучения (внутренняя интеграция). Это даёт
синхронность обучения, убирает излишнюю часовую
нагрузку учащихся, преодолевает дробление
знаний, позволяя достичь большей концентрации
внимания учащихся и погружения в изучаемый
материал.

  1. Сборник нормативных документов. Федеральный
    компонент государственного стандарта.
    Федеральный базисный учебный план. История.
    М.:Дрофа, 2004, с.З.
  2. Загладин Н. В., Козленко С.И., Загладина Х.Т.
    Методические рекомендации по использованию
    учебников при изучении предмета на базовом и
    профильном уровнях. М.: “Русское слово”, 2005, с.6,
    49-51. Боголюбов Л.Н. и др. Обществоведение.
    Методические рекомендации 10-11 класс. М.
    “Просвещение” 2001, с.9-11.
  3. Коменский Я.А. Избранные педагогические
    сочинения. М., 1982, т.1. Великая дидактика, с.333.
  4. Блонский П.П. Избранные педагогические
    сочинения в 2-хт., М., 1979, т.1, с.211.
  5. Обществоведение 10-11. Методические рекомендации
    по изучению курса в соответствии с различными
    вариантами учебного плана. Под ред.
    Л.Н.Боголюбова. М., “Просвещение”, 2001, с.3
  6. Там же, с.4
  7. Приказа № 252 Департамента Образования города
    Москвы от 18.04.2007 г.

Следующий: