Учебная фирма как альтернатива организации практики студентов

На сегодняшний день важнейшим социальным
стандартом для среднего профессионального
образования являются не только государственные
образовательные стандарты, но и требования
социальных партнеров (в том числе будущих
работодателей наших выпускников). Предложения
социальных партнеров являются ценными для
модернизации содержания и технологий
профессионального обучения.

Связи с предприятиями, на которых студенты
проходят квалификационную практику, включают
постоянные контакты с руководителями практики
на предприятии, анкетирование студентов и
работодателей. Результаты практики показывают,
что на сегодняшний день технологическая
практика не выполняет поставленной задачи
формирования компетенций будущих специалистов.

При анализе документации, результатов
собеседований с социальными партнерами,
студентами выясняется ряд проблем:

Предприятия и организации не несут
ответственности за качество прохождения
практики студентами учебных заведений. Практика
зачастую сводится к выполнению мелких поручений,
незначительных функций, не раскрывающих всего
объема квалификационных характеристик
специалиста.

Несоответствие между высоким уровнем
теоретических знаний и недостаточным уровнем
практических навыков.

В итоге, выпускник не обладает целостностью
подготовки, чтобы после окончания учебного
заведения (без дополнительного тренинга)
конкурировать со специалистами, имеющими опыт
работы.

Проведенный анализ показал, что существует
потребность в альтернативных формах организации
квалификационной практики студентов, что
обусловило необходимость поиска приемлемой
формы и методики организации этой практики.

В качестве альтернативной формы организации
практики студентов нами была выбрана технология
моделирования профессиональной деятельности -
“Учебная фирма”.

Использование данной технологии – одно из
эффективных методических средств
профессионального обучения в ОУ.

Учебная фирма может являться ядром учебных
дисциплин практического блока, эффективным
средством качественной подготовки будущих
специалистов.

“Учебная фирма” выступает как фактор
повышения качества практического обучения:

  • формируется профессиональная компетентность
    студентов: закрепляются, обобщаются и
    систематизируются знания путем их применения на
    практике;
  • расширяются и углубляются знания за счет работы
    на имитационных моделях конкретных предприятий
    и учреждений;
  • происходит практическое освоение современного
    оборудования и технологий, методов управления;
  • создаются условия для приобретения студентами
    специальных умений и навыков, необходимых в
    дальнейшей трудовой жизни;
  • формируются коммуникативные навыки, умения
    работать в команде, коллективной и персональной
    ответственности, взаимопомощи;
  • обеспечивается мобильность содержания, методов
    обучения;
  • обеспечивается целостность
    учебно-производственного процесса;
  • развиваются способности профессиональной
    адаптации к изменяющимся
    социально-экономическим условиям.

Преимущества использования “Учебной фирмы”
для техникума:

  • cовершенствование образовательного процесса в
    соответствии с требованиями реального рынка
    труда.
  • освоение информационных технологий студентами
    на уровне специалиста.
  • повышение социальной адаптации обучающихся.
  • повышение имиджа образовательного учреждения.
  • новые контакты с другими образовательными
    учреждениями, социальнымипартнерами.
  • реализация кооперативной технологии обучения.

Учебная фирма “Вакансия” — модель предприятия,
в которой имитируется весь процесс управления
производственной и коммерческой деятельностью
предприятия. В ней реализуются практические цели
профессиональной подготовки. У студентов
вырабатываются личностные навыки,
способствующие их социальной адаптации.
Прививаются навыки использования
самомаркетинга и самоменеджмента, помогающие
успешно конкурировать на рынке труда.

Цели фирмы.

  1. Развивать коммуникативные навыки.
  2. Вырабатывать целеустремленность, способность
    решать проблемы.
  3. Развивать навыки работы в команде, как в
    качестве служащих, так и в качестве
    руководителей.
  4. Помогать в поиске места трудоустройства
    выпускникам техникума.
  5. Помогать студентам в поиске места
    трудоустройства для прохождения практики.

Задачи фирмы.

  1. Проводить практические занятия в среде,
    имитирующей профессиональную деятельность
    фирмы
  2. Организовывать проведение практики для
    получения первичных профессиональных навыков
  3. Проводить практические занятия учебных
    дисциплин: менеджмент, управление персоналом,
    ключевые профессиональные компетенции
  4. Отслеживать процесс трудоустройства
    выпускников отделения, вести учет их карьерного
    роста
  5. Поддерживать сотрудничество с государственной
    службой занятости по вопросам трудоустройства
    студентов на практику и основное место работы

Отделы фирмы.

Отдел сбора информации

. Отдел работает с
Городской службой занятости, с частными
агентствами по трудоустройству, со специальными
периодическими изданиями.

Отдел издательства

. Регулярно, 1 раза в месяц
отделом издаётся бюллетень «Вакансия».

Отдел социального партнёрства

. В него входят
несколько групп: поддержки базы данных о
выпускниках; по профориентационной работе;
поддержки базы данных по рабочим вакансиям; по
рабочим вакансиям на временное трудоустройство
и на работу на неполный рабочий день; по работе с
Союзом молодых ученых.

Отдел планирования

, который ориентирован на
разработку тематических мероприятий.

Преподаватель в “Учебной фирме” играет роль
консультанта для студентов. Наличие
квалифицированных преподавателей-консультантов
– важный фактор успеха работы. Функция
преподавателя Учебной фирмы –
инструкционно-консультативная, стиль
руководства – демократичный, стиль работы -
работа в команде. Оценки – решаются задачи и
проблемы. Много возможностей для
самостоятельности. Допускаются ошибки. Формы
контроля – беседа, наблюдения, аттестация.
Преподаватель – советчик, сотрудник, сам
обучаемый.

Деятельность студентов на Учебной фирме
имитируется через задание игровой ситуации.
Игровая ситуация — это учебное время, которое
необходимо выделить на ее рассмотрение с
учащимися и оформление новых документов разной
сложности для каждого отдела в процессе
проигрывания ситуации. Для того чтобы отработать
навыки в соответствии со стандартом в пределах
ограниченного времени, ситуации должны быть
тщательно продуманы.

Следующий: