Учебная экскурсия как средство формирования историко-краеведческих компетенций обучающихся

Перед современным образованием стоят важные задачи формирования у обучающихся
значимых социокультурных компетенций. В настоящее время принципиально изменились
подходы к учебно-воспитательному процессу. Приоритетным стал компетентностный
подход, предполагающий, помимо прочего, формирование способности и готовности
обучающихся анализировать события прошлого и настоящего, выявлять
причинно-следственные связи, рассматривать альтернативные варианты хода
исторического процесса, на основе изучения исторических источников делать
собственные выводы и умозаключения.

Задача современного образования – утвердить в сознании каждого воспитанника
патриотическое мироощущение, сделать учебный процесс значимым для студентов,
представляющим непосредственный, жизненно важный интерес, формировать стремление
вести самостоятельную научно-исследовательскую работу. Компетентность включает в
себя способность изучать, анализировать, делать выводы и т.д.

Важно научить прослеживать связь между историей всей страны и ее местными
особенностями, выявлять взаимовлияние событий и процессов, происходящих в
масштабах всего государства и совершающихся на территории конкретного региона. В
ходе освоения историко-краеведческого материала происходит формирование
гражданской позиции, чувства ответственности и сопричастности к судьбам своей
страны, края, города. Достижению этих целей и задач служит реализация дисциплины
««История и культура сочинского региона» в Сочинском колледже поликультурного
образования, готовящего специалистов педагогических и сервисных специальностей.

Помимо аудиторных занятий, учебная программа дисциплины предусматривает
объемный экскурсионный блок, включающий следующие экскурсии:

  • Прошлое нашего города (Приложение 1).
  • По историческим местам Лазаревского района (Приложение
    2).
  • Раннехристианский храм в пос. Лоо.
  • Мацеста – сердце курорта.
  • Экскурсия к дольмену-монолиту в Волконском ущелье.
  • Экскурсия к кудепстинскому («черкесскому») культовому камню.
  • Тисо-самшитовая роща.

Экскурсии являются преимущественно комбинированными (автобусно-пешеходными)
либо пешеходными. Протяженность во времени составляет от двух до восьми часов.
Каждая экскурсия включает знакомство с историко-культурными и природными
объектами с обязательным выходом к ним для непосредственного осмотра и изучения.

Цель и задачи экскурсии определяются содержанием учебного материала, по
которому она проводится, например: дольменная культура Кавказа, распространение
христианства на Черноморском побережье, Черноморская береговая линия,
возникновение курорта Сочи, Сочи в период Великой Отечественной войны.

Критериями успешной экскурсии является ее познавательная ценность и
направленность на формирование историко-краеведческих компетенций.

Содержание отвечает следующим требованиям к учебной экскурсии:

  1. Раскрывается основная тема и подтемы.
  2. Любая экскурсия имеет воспитательную цель – формирование патриотизма,
    любви к «малой Родине», толерантности.

В ходе подготовки и непосредственного проведения экскурсий применяются особые
приемы – предварительных заданий, исследования, ритуала.



При изучении соответствующей темы в процессе аудиторных занятий студенты
получают предварительное задание: собрать теоретический материал по тому или
иному экскурсионному объекту. Например, познакомиться с историей изучения
дольмена-монолита на р. Годлик, историей возникновения того или иного
населенного пункта, куда будет совершена экскурсия (Лазаревское, Лоо, Нор-Луйс),
архитектурными особенностями объекта (раннехристианского храма в Лоо,
византийского укрепления на территории тисо-самшитовой рощи, Зимнего театра,
морского вокзала и др.). Выполняя предварительное задание, студенты привлекают
различные источники информации – научные публикации, архивные материалы,
свидетельства очевидцев, публикации в СМИ, Интернет-ресурсы. Применяется прием
сопоставительного анализа материалов, полученного их различных источников.

Непосредственно перед началом экскурсии перед студентами ставятся задания
исследовательского характера: произвести замеры; определить ориентацию объекта
(либо его фрагментов) по сторонам света, выполнить фотосъемку.

К числу ритуальных приемов относится минута молчания на месте захоронения;
возложение цветов к памятникам. Использование данного приема имеет
непосредственное воспитательное значение.

Завершающая часть любой экскурсии включает обработку собранного материала,
подготовку отчета в той или иной форме, проведение итогового занятия или
конференции, на которой будут заслушаны результаты.

По каждой из экскурсий подготовлены электронные презентации. На их основе в
случае невозможности по тем или иным причинам организовать реальную экскурсию
проводится заочная экскурсия. Презентации используются как преподавателем
дисциплины «История и культура сочинского региона», так и самими студентами в
ходе педагогических практик в сочинских школах при проведении уроков по
краеведению и классных часов.

Практикой работы стало не только создание студентами электронных презентаций
на основе собранных во время экскурсий фотоматериалов, но и их обязательная
защита на заседаниях Студенческого научного общества и студенческих
конференциях. Применение таких форм работы позволяет познакомить с
историко-краеведческим материалом широкую аудиторию — учащихся школ и студентов
всех специальностей колледжа, повышает их мотивацию на изучение региональной
истории.

В ходе подготовки и проведения экскурсий создаются условия для формирования у
обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных,
организационных, исторических, нравственно-правовых и иных проблем, составляющих
содержание образования.

Применение экскурсии как формы обучения позволяет формировать не только
историко-краеведческие, но и более широкие информационные компетенции:

  1. Запрашивать различные базы данных.
  2. Опрашивать окружение.
  3. Консультироваться у экспертов.
  4. Работать с документами, классифицировать их.
  5. Критически осмысливать полученную информацию.

Таким образом, экскурсия является средствам формирования
историко-краеведческих компетенций, вносит существенный вклад в формирование
личностных и профессиональных компетенций будущего специалиста.




Следующий: