Учебная дисциплина Отечественная история. Тема: СССР в 1965–1985-х гг.: застой или прогресс

Цель занятия:

познакомить студентов с ключевыми показателями и
основными тенденциями социально-экономического развития СССР в 1965-1985 гг. с
использованием статистических данных.

Студент должен:

  • знать основные показатели экономического развития СССР в рассматриваемый
    период;
  • уметь анализировать статистические данные и на их основе выявлять
    основные тенденции экономического развития страны;
  • уметь сравнивать показатели экономического развития СССР и ведущих стран
    в рассматриваемый период;
  • знать основные социальные показатели уровня жизни людей в
    рассматриваемый период;
  • уметь сравнивать и оценивать статистические показатели социального
    развития СССР и других стран в рассматриваемый период;
  • уметь анализировать и оценивать соответствующие показатели социального
    развития СССР;
  • уметь аргументировать своё отношение и оценку основных тенденций
    социально-экономического развития СССР в данный период;
  • уметь объяснять содержание понятий: количественные показатели
    экономического развития, качественные показатели экономического роста,
    уровень жизни, показатели социального развития, реальная заработная плата,
    номинальная заработная плата, дефицит товаров.

План

  1. Экономическое развитие СССР в 19651985 гг.
  2. Социальное развитие СССР в 19651985 гг.

I. Экономическое развитие СССР в 1965–1985 гг.

Вводное слово преподавателя (постановка цели и задач учебного занятия)

Время Л.И. Брежнева в советской литературе называли эпохой “развёрнутого
строительства коммунизма”, “дружбы народов”. В современных публикациях часто
встречаются весьма негативные оценки рассматриваемого нами периода: называют
эпохой “застоя”, “массовой публичной лжи” и т.д. Например, в учебнике В.Д.
Губина “Основы философии”, изданного в 2008 году для студентов средних
специальных учебных заведений, представлена распространённая для сегодняшнего
дня оценка социального развития СССР: “Верили [автор подразумевает советских
людей – Н.О.] в то, что живут хорошо и всё имеют, хотя страна по уровню жизни
занимала одно из последних мест в мире”.

Для того чтобы разобраться в недалёком прошлом, нам необходимо
проанализировать статистические данные по экономическому и социальному развитию
СССР 1965-1985-х гг. Работа на занятии потребует от студентов хорошей
обществоведческой подготовки. Приведённые в таблицах материалы подобраны таким
образом, что позволяют проводить широкие сравнительные обобщения.

Вопросы и задания Источник Предполагаемые ответы студентов
1. Из школьного курса “Обществознание” вспомните,
что имеется ввиду, когда говорят об экономике той или иной страны.
Обществознание. 100 экзаменационных ответов.
Учебное пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского. Ростов н/Д.,
2000.
Под экономикой понимают хозяйство (хозяйственный
комплекс), включающий как материальное (промышленность, сельское
хозяйство, транспорт т т.д.), так и духовное (культура, искусство,
образование и т.д.) производство. Каждое общество в сфере экономики
пытается решить проблемы, которые можно свести к трём вопросам: Что
следует производить? Как производить товары и услуги? Для кого
производить? По способам организации хозяйственно-экономической
жизни принято выделять разные экономические системы: традиционная,
командно-централизованная, рыночная, смешанная.

Нам уже известно
из предыдущих тем по отечественной истории, что экономика СССР
являлась командно-централизованной.

2. Какие существуют показатели экономического
развития, которые позволяют оценить динамику развития страны?
Обществознание. 100 экзаменационных ответов.
Учебное пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского. Ростов н/Д.,
2000.
Существует много показателей. Наиболее важными из
них являются:

Валовой внутренний продукт (ВВП) – это стоимость
всех товаров и услуг конечного назначения, произведённых в стране за
год. Общепринято приводить также данный показатель применительно к
отдельным отраслям хозяйства (промышленность, сельское хозяйство).

Национальный доход (НД) – это совокупный доход собственников всех
ресурсов (в СССР собственником всех ресурсов являлось государство).

Производительность – это показатель эффективности производства
товаров и услуг (для измерения производительности обычно определяют
объём продукции на каждую единицу затрат).

Структура экспортно-импортных связей.

Динамику развития страны можно определить, если сравнивать
экономические показатели разных лет и выражать их соотношение в
процентах. Экономика может быть в состоянии роста, застоя, упадка.

3. Познакомьтесь со среднегодовыми темпами прироста
основных показателей развития экономики СССР и США 1971-1985 гг.
Сделайте выводы.
Таблица № 1 Темпы экономического роста СССР замедлялись.
Особенно в плачевном состоянии оказалось сельское хозяйство. Темпы
роста производительности труда в СССР были невысоки. США имели также
невысокие темпы развития.
4. Посмотрите материалы о темпах роста промышленной
продукции ведущих стран мира. Сформулируйте выводы.
Таблица № 2 Темпы роста промышленного производства СССР были
примерно такими же как у большинства западных держав. Однако, СССР
значительно уступал по темпам промышленного роста Китаю.
5. Рассмотрите данные о соотношении основных
показателей развития экономики СССР и США. Сделайте выводы.
Таблица № 3 По основным экономическим показателям соотношение
экономик СССР и США оставалось примерно неизменным. Наиболее
неблагополучный показатель советской экономики – это
производительность труда.
6. Посмотрите показатели технического уровня
развития производства некоторых стран и сформулируйте выводы.
Таблицы № 4,5 СССР по двум показателям научно-технического
прогресса уступал индустриально-развитым странам.
7. О чём свидетельствует структура
экспортно-импортных связей СССР? Сформулируйте выводы.
Таблица № 6 Советский Союз постепенно сокращал вывоз машин, при
этом увеличивал экспорт топливного сырья. СССР превратился в
экспортно-сырьевую державу. Увеличивалась в структуре импорта доля
продовольственных товаров.
8. По таблицам сделайте выводы о состоянии
экономики СССР в 1965-1985 гг.
Таблицы

№ 1,2,3,4,5,6

Выводы:

1. Темпы экономического развития СССР
были невысокими. Можно обнаружить явную тенденцию к замедлению
экономического роста. Особенно низкими были показатели развития
сельского хозяйства.

2. По важнейшим показателям СССР уступал индустриально-развитым
державам мира.

3. В мировой экономике СССР всё более становился поставщиком
преимущественно топливного сырья. Происходило сокращение экспорта
машин, увеличение импорта продовольствия. По показателям
научно-технического прогресса СССР также уступал отдельным ведущим
странам ведущим странам.

II. Социальное развитие СССР в 1965-1985 гг.

Вопросы и задания Источник Предполагаемые ответы студентов
1. Из школьного курса “Обществознание” вспомните,
что имеется в виду, когда говорят о социальном развитии страны.
Обществознание. 100 экзаменационных ответов.
Учебное пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского. — Ростов н/Д., 2000.
Под “социальным” обществоведы обычно понимают
общественный, относящийся к жизни людей в обществе. Ключевым
показателем социального развития является уровень жизни, включающий
в себя реальные и номинальные доходы граждан, уровень цен, объёмы
потребления людьми товаров и услуг, степень расслоения общества,
уровень безработицы, средняя продолжительность жизни и т.д.
2. Цены на потре-бительские товары и услуги
устанавливало советское государство и удерживало их на одном уровне
на протяжении десятилетий. А вот доходы граждан СССР изменялись.
Сделайте выводы по таблице № 7.
Таблица № 7 В эти годы происходил рост заработной платы при
относительной неизменности цен на товары и услуги. Следовательно,
можно утверждать о росте реальных доходов советских людей в
рассматриваемые годы.
3. О чём свидетельствует данные таблицы № 8?
Сделайте выводы.
Таблица № 8 Данные таблицы свидетельствуют, что население СССР
распоряжалось всё большим количеством денег, денежные вклады в
учреждениях Сбербанка СССР из года в год неизменно увеличивались.
Однако данный факт может свидетельствовать о существовании
отложенного спроса. Имея деньги, советским людям было трудно купить
нужный товар. По-видимому, в данный период имел место дефицит
товаров и услуг.
4. Познакомьтесь с данными о потреблении продуктов
питания (литрах и килограммах) на одного человека в год.
Сформулируйте выводы.
Таблица № 9 По абсолютным показателям потребления большинства
продуктов граждане СССР не уступали жителям США и даже превосходили.
Значительно меньше, чем в США, советские люди потребляли овощи и
фрукты.
5. Об уровне жизни граждан свидетельствует уровень
младенческой смертности. Сделайте выводы по таблице № 10.
Таблица № 10 Можно выделить высокий коэффициент младенческой
смертности в СССР по сравнению с другими странами Также нам известен
факт, что по показателю продолжительности жизни людей СССР несколько
уступал индустриально-развитым странам.
6. По таблицам сформулируйте несколько тезисов о
социальном развитии СССР в 1965-1985 гг.
Таблицы

№ 7,8,9,10.

Выводы.

1. Благосостояние советских людей в
рассматриваемый период росло.

2. Уровень жизни советских людей был несколько ниже уровня жизни
граждан индустриально-развитых стран.

7. На ваш взгляд, справедливым ли является термин
“застой” применительно к социально-экономическому развитию СССР в
1965-1985 гг.? Ответ аргументируйте.
Таблицы № 110 Экономические показатели развития СССР
свидетельствуют о приближении нашей страны к черте, за которой
начинается застой.

Показатели благосостояния жизни советских граждан (рост доходов,
отсутствие безработицы, стабильность цен и т.д.) показывают об
определённых достижениях нашей страны в этот период.

8. Внеаудиторная самостоятельная работа.

Выпишите в тетрадь оценки социально-экономического развития СССР
в 1965-1985 гг. из учебника. Сравните выводы и интерпретации авторов
учебника с вашими результатами.

Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества с
древнейших времён до наших дней. – М., 2002.
Основные оценки авторов учебника по теме:

1. СССР
отставал в развитии новых технологий от США и европейских стран.

2. В СССР была создана неэффективная экономика.

3. Рост реальных доходов населения СССР сокращался.

4. Государство проводило социальную политику для улучшения
условий жизни трудящихся.

Таблицы к учебному занятию представлены в приложении № 1.

Технологическая карта

Учебная дисциплина “Отечественная история”

Тема: СССР в 1965-1985-х гг.: застой или прогресс

(с использованием статистических данных)

Цель занятия

: познакомить студентов с отдельными показателями и
основными тенденциями социально-экономического развития СССР в 1965-1985 гг. с
использованием статистических данных.

Студент должен

:

  • знать основные показатели экономического развития СССР в рассматриваемый
    период;
  • уметь анализировать статистические данные и на их основе выявлять
    основные тенденции экономического развития страны;
  • уметь сравнивать показатели экономического развития СССР и
    индустриально-развитых стран;
  • знать основные показатели уровня жизни людей;
  • уметь сравнивать и оценивать статистические показатели социального
    развития СССР и других стран в 1965-1985 гг.;
  • уметь анализировать и оценивать соответствующие показатели социального
    развития СССР;
  • уметь аргументировать своё отношение и оценку основных тенденций
    социально-экономического развития СССР в данный период;
  • уметь объяснять содержание понятий: экономический рост, уровень жизни,
    показатели экономического и социального развития, дефицит товаров.

План

  1. Экономическое развитие СССР в 1965-1985 гг.
  2. Социальное развитие СССР в 1965-1985 гг.

Учебно-методическая литература и дидактические материалы к занятию

  1. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества с древнейших времён до
    наших дней. — М., 2002.
  2. Обществознание. 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие / Под ред.
    Б.Ю. Сербиновского. — Ростов н/Д., 2000.
  3. СССР в цифрах в 1988 году. Краткий статистический сборник. – М., 1989.
  4. Таблицы и схемы по истории Отечества / Сост. Н.В. Остапов. – Сыктывкар,
    2002.

Средства активизации на уроке

  • Статистические данные
  • Вопросы и задания

Содержание самостоятельной работы

  • Знакомство студентов со статистическими данными
  • Анализ статистических данных по предложенным вопросам
  • Участие в обсуждении вопросов

Творческие задания

Студентам необходимо самостоятельно сформулировать выводы на основе данных 10
таблиц.

  1. Познакомьтесь со среднегодовыми темпами прироста основных показателей
    развития экономики СССР и США 19711985 гг. Сделайте выводы.
  2. Познакомьтесь с темпами роста промышленной продукции ведущих стран мира.
    Сделайте выводы.
  3. Познакомьтесь с соотношением основных показателей развития экономики
    СССР и США. Сделайте выводы.
  4. Посмотрите показатели технического уровня развития производства
    некоторых стран и сформулируйте выводы.
  5. О чём свидетельствует структура экспортно-импортных связей СССР?
    Сформулируйте выводы.
  6. Цены на потребительские товары и услуги устанавливало советское
    государство и удерживало их на одном уровне на протяжении десятилетий. А вот
    доходы граждан СССР изменялись. Сделайте выводы по таблице № 7.
  7. О чём свидетельствует данные таблицы № 8? Сделайте выводы.
  8. Познакомьтесь с данными о потреблении продуктов питания (литрах и
    килограммах) на одного человека в год. Сформулируйте выводы.
  9. Об уровне жизни граждан свидетельствует уровень младенческой смертности.
    Сделайте выводы по таблице № 10.
  10. На ваш взгляд, справедливым ли является термин “застой” применительно к
    социально-экономическому развитию СССР в 19651985 гг.? Ответ
    аргументируйте.

Межпредметные связи

Обществознание

Формы контроля знаний

  • Наблюдение
  • Устный опрос

< Приложение>

Следующий: