Учебная деятельность школьников в процессе персонифицированного обучения

В общем виде самостоятельную работу можно определить как форму организации
обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной
деятельности.

Различают два вида самостоятельной работы школьника:

  1. аудиторную, которая выполняется на учебных занятиях по заданию учителя и
    под его руководством;
  2. внеаудиторную, которая выполняется школьником по заданию учителя, но без
    непосредственного его участия.

Задача ученика в ходе обучения – спланировать свою самостоятельную учебную
деятельность, т.е. составить её модель, в основе которой будет лежать самоучение,
т.е. собственная, самоуправляемая деятельность, которая никем, кроме его самого
не обусловлена, не контролируется и ничем не регламентируется1. Роль
преподавателя – содействовать, способствовать эффективному учению, но не мешать.

Знаниевый подход в учении предполагает два варианта:

  • либо сразу же приступить к освоению действий и деятельностей, основанных на
    предназначенных к усвоению знаниях, и через эти действия и деятельности
    совместить их освоение с усвоением знаний, т.е. в начале я узнаю, как «добывать»
    знания, а потом мне будет легче эти знания усвоить2;
  • либо начать с усвоения знаний, а уже затем, на втором этапе, приступить к
    освоению действий и деятельностей, основанных на этих знаниях3.

1. Репьев Ю.Г. Система интерактвного самообучения // Высшее образование
сегодня. 2003. № 11. С. 21.
2. Репьев Ю.Г. Система интерактвного самообучения // Высшее образование
сегодня. 2003. № 11. С. 23.
3. Там же.

Мы рекомендуем первый вариант знаниевого подхода, т.к. на практике он показал
наилучший результат. С этой целью нами разработан спецкурс «Учись думать и
действовать», в котором отражены некоторые разработанные нами формы и методы
самостоятельного получения знаний. Представим некоторые из них.

У ученика старших классов, а затем и первокурсника на аудиторных занятиях для
лучшего понимания предмета появляется новая форма работы – написание лекции, в
ходе которой часто складывается мнение, что на лекции он – лицо пассивное и все
что от него требуется – слушать и записывать то, что говорит учитель. Однако это
ошибочное и даже опасное представление. На самом деле слушание лекции
предполагает активную мыслительную деятельность, где главная задача – понять
сущность рассматриваемой темы, усвоить логику рассуждений лектора, размышлять
вместе с ним, оценивать его аргументацию, составлять собственное мнение об
изучаемых явлениях и соотнести с тем, что уже изучено. В связи с этим особое
значение приобретает техника конспектирования.
Конспект является полезным тогда,
когда записано самое главное, существенное, основное. Ученику важно понять, если
он будет стремиться записать всю лекцию дословно, то такое «конспектирование»
принесет больше вреда, чем пользы. Иногда, ученики просят преподавателя «читать
помедленнее». В этом случае вся или большая часть обучающей составляющей лекции
теряется, т.к. она превращается в лекцию-диктовку, где мысль слушателя почтиотключена. Чтобы этого не происходило, мы разработали и предлагаем вашему
вниманию, не претендуя на истину в последней инстанции, несколько другие виды
школьных конспектов, которые отличаются от традиционных конспектов. В
последствии они могут быть использованы и в вузе.

Вариант конспекта 1.

Для лучшего понимания излагаемой учителем темы на лекции ученику необходима
предварительная работа, которая заключается в том, чтобы заранее ознакомиться с
материалами рассматриваемой темы, изложенными в учебнике. Такая подготовка
включает в себя следующие действия ученика:

  • вверху развернутого двойного листа тетради пишется дата, номер урока и
    название темы;
  • оставить место (возможно одну страницу) для плана рассмотрения темы, списка
    обязательной и дополнительной литературы, сообщаемой преподавателем, если это не
    указано в учебно-методическом комплексе;
  • разделить двойной лист тетради на три части, где каждая из частей имеет
    свое назначение и название.

В общей сложности образец «заготовки» для написания конспекта выглядит
следующим образом:

24 декабря 2007 г. Урок 5. Тема. Реформы Петра Великого.

Мои мысли до урока Мысли преподавателя на уроке Мои мысли после урока
1 2 3
1.
2. и т.д.

Рассмотрим подробнее назначение каждой из частей конспекта.

В первой части такого конспекта ученик до урока:

  • При предварительном изучении темы урока находит и записывает основные
    мысли, высказанные в предлагаемом параграфе автором учебника, а при
    необходимости и изученной дополнительной литературе;
  • Каждая основная мысль обязательно нумеруется и записывается через интервал
    (например, через 2-3 клеточки или 2 строчки), что позволяет вырабатывать
    системность мышления, появляется умение выделять главное в тексте. Необходимо убедить ученика
    не вести «переписку» с учебником, т.к., это не будет выполнением задания по
    нахождению главной мысли или предложения, несущем основную смысловую
    нагрузку;
  • Все подробности, комментарии к записанной мысли следует указывать следующим
    способом: берется стикер, помещается сбоку оформленной мысли и на нем
    записываются номера страниц, на которые можно опереться при рассмотрении данной
    мысли. Хорошо, если стикер будет разного цвета. Кроме того, при необходимости в
    ходе подготовки этой части конспекта можно пользоваться выбранными или
    любыми составленными на усмотрение ученика значками, например, «!, ?», а
    также словами «уточнить», «задать вопрос преподавателю», «выяснить» и т.п.
    Таким образом учеником создается «вторичный» документ, по которому ему будет
    комфортно работать на уроке.

Вторая часть такого конспекта учеником заполняется на уроке, совместно с
учителем, под его руководством. Учитывая, что ученик уже первоначально отработал
тему дома, учителю нет необходимости тратить время на знакомство детей с её
содержанием. В этой ситуации у преподавателя появляется возможность дать больше
дополнительной информации, акцентировать внимание слушателей на важном, главном,
особенном, прокомментировать наиболее трудные места, проанализировать разные
точки зрения в рассматриваемой теме, и т.п.

С целью обучения написанию такой лекции запись предполагает структурирование.
Часть того, что говорит учитель, ребята записывают дословно — синим цветом, то,
что очень важно — красным, а часть, слушая учителя, записывают сами зеленым
цветом пасты. Возможно использование маркера. Цель — научиться выделять главное
из услышанного. В последствии, осуществляя контроль, при проверке тетрадей можно
увидеть, как ребенок сумел сделать самостоятельную запись и дать совет, как
лучше вести конспект данной части.

Третья часть рассматриваемого конспекта является самой трудной, но и
одновременно самой результативной для ученика. Работая над ней, нужно соединить
обе записи в форме «шпаргалки» для себя. В ней будут расшифрованы сокращения,
определены основные моменты темы, записано то, на что нужно обратить внимание,
сделаны выводы, задать дополнительно вопросы учителю и т. п. Должно быть четко,
ясно показано и доказано понимание изученного материала Возможности данной части
конспекта неограниченны.

Эта запись заканчивает рассматриваемый нами вариант предложенного конспекта.

Работа над таким конспектом позволяет снять очень важную проблему как
добиться усвоения материала всеми учащимися. Ведь при такой подготовке тема
рассматривается самим обучающимся трижды, что при традиционном методе обучения
сделать невозможно4.

Вариант конспекта 2.

Этот вариант конспекта полезен при подготовке дома к уроку, а в дальнейшем и
к семинарскому занятию в вузе, т.к. при изучении практически любого учебного
предмета необходима и возможна активная переработка информации. В ходе урока
тоже может иметь место составление такого конспекта. Например, если это урок
обобщения материала или подготовка к зачету, экзамену.

Ученик, работая по такому варианту конспекта, включается в логику размышления
автора учебника, имеет возможность как бы под его руководством получить
представление о структуре интеллектуального труда, которое затем подкрепляется
собственными действиями. Таким образом, обучающийся от первоначального
непосредственного руководства преподавателя – через «руководство» опосредованное
«идет» к самоуправлению собственной деятельностью5.

4. Тирская Е. А. (в соавторстве) Основы проектирования самостоятельной учебной
деятельности студентов в вузе: Учебно-методический комплекс. Омск: Изд-во ОмГПУ,
2004, -139с. С. 15-16.
5. Брановский Ю, Беляева А. Работа в информационной среде // Высшее образование
в России. 2002. №1. С. 84.

Чтобы составить такой конспект нужно:

  • научить ученика выделять в тексте предложение, несущее основную смысловую
    нагрузку, а также «второстепенный» текст, который будет вынесен за рамки
    составляемого конспекта;
  • уметь ученику видеть причинно-следственные связи, место данного конспекта в
    проекте готовящегося ответа по теме на уроке;
  • уметь делать выводы.

Предлагаем алгоритм написания конспекта:

Составление, написание такого конспекта начинается с правой стороны (по
часовой стрелке) и это не противоречит требованиям, рекомендациям психологов к
усвоению и запоминанию изучаемого материала.

Конспект размещается на одном или развернутом двойном листах обычной школьной
тетради в зависимости от объема рассматриваемого материала. В центре избранного
формата пишется название темы, а затем вправо и влево от нее идет запись текста,
т.е. главные (опорные) мысли. Для лучшего восприятия написанного рекомендуется
использовать пасту разных цветов.

Представим алгоритм выполнения этой учебной деятельности:

  1. Прочитать необходимый текст или тексты, дополнительный материал;
  2. Определить количество частей (их может быть несколько) и блоков в части,
    озаглавив их так же как в представленном тексте, но возможно придумать свои. Для
    удобства пользования составленными частями и блоками необходимо их
    пронумеровать, а блоки в части разделить большими горизонтальными стрелками;
  3. В каждом блоке под порядковым номером в логической
    последовательности записать нужную мысль, т.е. выбрать предложение, несущее
    основную информацию. Это обычно те предложения, которые мы подчеркиваем в
    сплошном печатном тексте. Они соединяются между собой словами-связками.
    Например, а, потому как, но, однако, как, и т.п. Эти слова располагаются
    посередине строчки и пишутся красным цветом. Блок заканчивается либо
    микро-выводом, либо полным выводом по рассматриваемому вопросу;
  4. За рамки опорного конспекта выносится материал, который является пояснением,
    дополнением, комментарием к главным мыслям, помещенным в блоках. Это так
    называемые «примечания». Они тоже номеруются, выделяются другим цветом, причем и
    в блоке и в примечании. Например (1). Это дает возможность ориентироваться в
    рассматриваемом объеме материала, быстро находить нужные сведения, что экономит
    время в ходе подготовки к семинару, экзамену, зачету. Здесь же можно помещать и
    дополнительный материал, делать выписки из научных статей и т.п.;
  5. В конце опорного конспекта делается общий вывод6.

(см.
Приложение 1)

Кроме письменной формы работы над представлением содержательного аспекта,
есть необходимость обучения ребенка еще и устным формам изложения
подготовленного материала, которые крайне важны при изучении гуманитарных
предметов. Одну из них мы представляем. Это мысленная модель ответа (в
дальнейшем будем называть ММО), которая, по нашему убеждению, является наиболее
сложным и в то же время наиболее полной формой самостоятельной учебной
деятельности.

6. Тирская Е.А. (в соавторстве) основы проектирования самостоятельной учебной
деятельности студентов в вузе: Учебно-методический комплекс. Омск: Из-во ОмГПУ,
2004, -139 с., С.65 – 66, 103 – 113.

Проектируя данную модель ответа, следует исходить из того, что она помогает
школьнику аргументировано и логично излагать свои мысли в течение длительного
времени. Кроме того, ММО – это небольшой объем вторичного документа, что дает
возможность в отличие от достаточно крупных форм, например, академического
реферата, составлять опорный конспекта,многократно воспроизводить творческий
процесс, отрабатывать умения в изменяющихся условиях7.

7. Брановский Ю, Беляева А. Работа в информационной среде //Высшее образование в
России. 2002. №1,.С.85.

Представляем шаги построения такой модели:

  1. называется тема ответа, рассуждения и т.д.;
  2. после прочтения выбранного текста (ов), формируется главная мысль (цель)
    ответа с использованием ключевых слов: пояснить, объяснить, доказать, показать,
    рассказать с обоснованием («потому, что»; «для того, чтобы» и т.д.), т.е.,
    имеется ввиду, использование полученных знаний в дальнейшем;
  3. осуществляется опора на ранее изученный материал (повторение), т.е.
    обращается внимание на то, без чего не могло бы произойти рассматриваемое
    событие;
  4. тезисное содержание ответа (или его план), так называемый «принцип ладошки»;
  5. на выбор ребенка определяется «изюминка» ответа – важное (с ответом на вопрос
    «почему?»), сложное или интересное. Эта часть темы раскрывается подробно;
  6. в конце мысленной модели делается вывод, который созвучен с главной мыслью;
  7. допускается примечание, т.е., дополнение для более полного раскрытия темы.

Рассмотрим каждый шаг подробнее.

Первый и второй шаги. Определяется тема ответа, рассуждения и т.д. Затем,
происходит формулирование главной мысли (цели) ответа. Для этого применяются
ключевые слова (на выбор): пояснить, объяснить, доказать, показать, рассказать.
Данный выбор обосновывается словами: потому, что; для того, чтобы и т.п., т.е.
имеется в виду, необходимость использования ребенком полученных знаний в
дальнейшем.

Это начало модели ответа. От него зависит направление раскрытия содержания
темы. Это главное, т.к., цель любой деятельности, в том числе и учебной – это ее
предвосхищаемый результат. Поставить цель
– значит, предсказать, спрогнозировать
предполагаемый результат. Хорошо понятая и обозначенная цель «наводит» на
соответствующий результат того, кто ее сформулировал.

Говоря об обосновании цели, поставленной обучающимся, необходимо иметь в
виду, что на данном этапе построения мысленной модели ответа создание вторичной
информации дает возможность получать информацию «впрок», создавая «эффект
бокового зрения» по теме, вырабатывает гибкость мышления.

Покажем это на примере. Рассматривая тему «Опричнина», необходимо показать,
что ее введение было обусловлено как объективными противоречиями, так и личными
мотивами Ивана Грозного, для того, чтобы понять, что опричнина – это
форсированная централизация, предпринятая без достаточных экономических и
социальных предпосылок, а потому вылившаяся в массовый террор.

Третий шаг. Опора на ранее изученный материал (повторение), т.е. обращается
внимание на то, без чего не могло произойти рассматриваемое событие.

На этом этапе построения ММО от ученика требуется обязательное возвращение к
ранее пройденному материалу (повторение)
, который постоянно держится в поле
зрения, позволяет видеть «светящиеся» точки на протяжении всего изучения
предмета, создавая долговременную память. Таким образом, происходит естественный
процесс накопления знаний, их усвоение в удобном для обучающегося темпе. Наш
пример, продолжение его выглядит следующим образом: для раскрытия поставленной
цели необходимо вспомнить, что в самые сложные для России времена появляется
личность, которая берет на себя ответственность за решение назревших проблем.
Пути решения могут быть разные, но для Руси характерно их принятие «сверху», чем
не преминул воспользоваться Иван Грозный. Тем более, что экономика страны носила
традиционный характер, основанный на господстве натурального хозяйства и
укреплении феодально – крепостнических порядков, а экономической основной
крепостничества была феодальная собственность на землю.

Для работы над раскрытием данного шага возможен набор материала из других
тем, использование дополнительных источников, т.е. школьнику дается возможность
проявить свое творчество, показать высокий уровень знания темы.

Четвертый шаг. Тезисное содержание ответа (или его план), так называемый
«принцип ладошки».

На этом этапе работы необходимо продумать план ответа (выступления), либо
составить тезисы раскрытия темы, которые бы соответствовали поставленной цели
(см. второй шаг). Это очень важно, т.к. от логики изложения проработанного
материала зависит качество знаний. Кроме того, необходимо, чтобы выступление, по
выражению К.С.Станиславского, имело «сверхзадачу», т.е. нужно представить себе
идеальный исход: чего Вы хотели бы в идеале? Если Вы будете иметь в виду
сверхзадачу, то задачу уж точно выполните.

В результате продолжение нашего примера выглядит следующим образом:

Рассматривать данную тему можно, используя следующие направления:

  1. влияние личности на ход исторических событий — Иван Грозный;
  2. основные причины введения опричнины;
  3. репрессии – основной метод выполнения цели, поставленной Иваном Грозным в
    достижении личной власти;
  4. оценка опричнины в отечественной исторической науке.

Пятый шаг. По выбору ребенка определяется «изюминка» ответа (один пункт
плана, который будет наиболее полно отражать поставленную цель). Её можно
рассмотреть, как важную — (с ответом на вопрос «почему?»), сложную или
интересную. Данная часть ответа раскрывается наиболее подробно, т.к.
выступающему изложить весь материал не предоставляется возможным по временным
рамкам, однако, если у слушающих будут вопросы по другим пунктам плана, то
возникнет необходимость на них ответить.

Если выбирается направление важности, то необходимо обязательно это
объяснить, т.к. может это важно только для Вас, а другие это не считают важным.

Если Ваше направление в данной части ММО на Ваш взгляд является сложным или
интересным, то в таком случае пространных объяснений не требуется.

При разработке данной части ответа особенно важна работа над понятийным
аппаратом, т. е. пользование словарями.

Шестой шаг. Вывод, который должен быть созвучен с главной мыслью модели
ответа.

В выводе используется ключевое слово, которое было заявлено в главной мысли.
В нашем примере вывод будет звучать следующим образом. Таким образом, мы
показали, что опричнина явилась форсированной централизацией русского
государства, а также способом достижения личной власти Ивана Грозного без
достаточных экономических и политических условий.

Седьмой шаг. Примечание, т.е., что еще можно было бы добавить для полного
раскрытия темы.
В этой части модели можно показать пути дальнейшего рассмотрения
заявленной темы.

Вместе с тем отметим, что для полного овладения умением составления мысленной
модели ответа, каждый ее шаг или несколько объединенных шагов отрабатываются
определенной время и только тогда, когда и преподаватель и школьник будут
уверены в сформированности данного умения, можно переходить к следующему шагу
или группе шагов. Выполнение этого требования позволяет избежать перегрузки, а
обучающийся не будет бояться затруднений, возможных на следующем этапе работы.

Таким образом, создается атмосфера «управляемой свободы», где обучающимся
предоставляется возможность выбора способа деятельности, а это в свою очередь,
выступает побудительной силой в овладении знаниями. Структура ММО образует
замкнутую систему, имеющую цель, средства реализации и результат. Кроме того,
важно сказать, что при проектировании и реализации ММО контролируются:

  • доступность материала;
  • эффективность использования знаний на уровне воспроизведения и обобщения;
  • качество усвоения знаний.

Использование ММО в процессе учебной деятельности, дает студентам стимул,
стремление получить более качественные знания самостоятельным путем, а также
применить их в новых условиях.

Таким образом, представленный опыт работы по изучению истории России
совпадает с целями современного образовательного процесса в школе. Это позволяет
нам сделать вывод о том, что, предоставляя учащимся оптитмальные условия для
развития своих способностей, и сохранению себя как личности мы формируем у них
установки на самообразование, самовоспитание, творческое отношение к своей
деятельности, критичность мышления, гуманистическое отношение друг к другу.

Следующий: