Участие в реализации программы для одаренных школьников и молодёжи Будущее Алтая

Нынешнее образование ориентировано на
развитее личности. Современному обществу, как
неоднократно в последние годы подчеркивал
президент России Д. Медведев, нужен выпускник,
самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и
творчески разрешать возникающие проблемы.

Программа для одаренных школьников и молодежи
“Будущее Алтая” уже не первое десятилетие
объединяет самых интересных, самых талантливых
ребят, способных мыслить нестандартно,
самостоятельно, способных соревноваться со
сверстниками, общаться и сотрудничать с учеными,
реализовать идеи и войти во взрослую жизнь
успешными, востребованными современным
обществом.

В ходе исследовательской деятельности в
области филологии старшеклассник учится не
только работать со словом, текстом, он формирует
умение довести свою позицию до слушателя,
учиться быть готовым к экспертной оценке своей
работы, представляя на конкурсе презентацию
своих исследовательских выводов. Повышается
социальная компетентность учащихся, возрастает
их авторитет среди сверстников.

Основная задача педагога при организации
исследовательской деятельности – приобщить
учащихся к объективным противоречиям развития
научного знания и способам их решения.

С 2005 года мы участвуем в программе “Будущее
Алтая”. За это время 10 исследовательских работ
было представлено на суд жюри конкурса в секции
“Филология”:

1. Б. Акунин “Провинциальный детектив”
Признаки постмодернизма в романе. (Диплом I
степени лауреата Всероссийского открытого
конкурса “Первые шаги” — 2006).

2. Роль метафоры в поэзии Л. Мерзликина”.

3. “Хайку Б. Акунина в романе “Алмазная
колесница” (Диплом III степени лауреата
Алтайского края конкурса для одаренной молодежи
и школьников “Будущее Алтая”).

4. “Мотив испытания любовью в произведениях И.С.
Тургенева “Ася” и В. Набокова “Машенька”.

5. Мотив детства в главе “Мальчики” романа Ф.М.
Достоевского “Братья Карамазовы” и рассказах
В.М. Шукшина “Долгие зимние вечера”.

6. Проблема двойного времени в романе В.Набокова
“Приглашение на казнь”.

7. Художественный мир поэзии Л. Мерзликина.

8. Признаки постмодернизма в поэзии рубежа XX-XXI
веков.

9. Художественный мир поэзии В. Торшина.

10. Мотив звезды в поэзии Л.Мерзликина.

Выбирая тему исследовательской работы,
необходимо, во-первых, изучить всю имеющуюся
литературу по данному вопросу, чтобы знать, кто,
по каким вопросам исследовал творчество данного
автора и насколько твоя проблема является новой,
актуальной. Во-вторых, необходима научная
новизна в исследовательской работе. В-третьих
следует представить собственное наблюдение над
текстом.

К исследовательской работе предъявляется
требование оригинальности и самостоятельности:
постановка цели и задачи, обзор литературы по
теме, постановка и выполнение исследовательской
части. В процессе учебно-исследовательской
работы выводы должны быть сделаны
самостоятельно учеником под руководством
учителя.

Итак, выбирается объект исследования, предмет
исследования, определяются цели работы, задачи,
за основу берется какой-то из методов
исследования:

  1. Историко-типологический
  2. Структурно-семиотический (с элементами
    этимологического анализа, или с элементами
    интертекстуального анализа, или с элементами
    мифологического анализа).
  3. Сравнительно-исторический и другие.

В ходе работы над исследовательской темой
“Литературный анализ цикла детективных романов
Б. Акунина “Провiнциальный детективъ”,
выпускница проявила филологическую и общую
эрудицию, создав исследование, функционирующее
на стыке филологии – культурологии – истории –
философии.

45 источников было проанализировано автором
работы, прежде чем была сформулирована тема
исследования: “Признаки постмодернизма в цикле
детективных романов Б. Акунина:
интертекстуальность, ироничность и другие”

Поставив целью исследования: рассмотреть цикл
детективных романов “Провiнциальный детективъ”
как произведение постмодернизма, автор работы
обосновала актуальность исследования –
читательский интерес к произведениям Б. Акунина,
наличие в них постмодернистских приемов,
соседствующих с прекрасной стилизацией.

В выводах звучит заключение о наличии
ироничности и интертекстуальности в цикле
романов. Интеллектуальный читатель находит в них
цитаты и намеки на известные исторические и
культурные события, наслаждается блестящими
стилизаторскими способностями автора.

Кроме двух основных признаков постмодернизма,
автор выделяет еще целый ряд особенностей,
обусловленных этим литературным течением и
характерных только для “Провiнциального
детектива”. Это “пересечение” актуальных
проблем современности в тот век, где
разворачиваются события цикла (девятнадцатый
век); “посмодернистские корни” средств
художественной выразительности; определенная
символика цвета и “говорящие имена”.



Автор работы приходит к главному выводу:
“Провiнциальный детективъ” не относится к
классическому детективному жанру, так как многие
правила традиционного детектива в нем нарушены.

Таким образом, исследовательская часть
полностью соответствует целям и задачам работы.

На конкурсе ученица представляла презентацию
своих исследовательских достижений как в
стендовом варианте, так и в мультимедийном.

Не меньший интерес у школьников вызывают такие
темы исследовательских работ, как “Анекдот как
отражение базовых культурных ценностей”
(английский язык — русский язык), “Древесный код в
поэзии барнаульского поэта Виктора Торшина”,
“Образ звезды в лирике Леонида Мерзликина”,
“Путешествие в прошлое моей семьи”, “Тема
детства в произведениях Ф. М. Достоевского и В. М.
Шукшина”, “Проблема двойного времени в романе
В.В.Набокова “Приглашение на казнь””, “Хайку
Бориса Акунина” (По роману “Алмазная колесница.
Том 2. Между строк”, “Автобусные артефакты”.

В исследовательской работе “Проблема двойного
времени в романе В.В.Набокова “Приглашение на
казнь”” предметом исследования стали
пространственно-временная организация романа,
его предметный мир, языковая ткань произведения.
Автор работы приходит к выводу, что В.Набоков
создал свою модель бытия, опирающуюся на идеи
философии рубежа Х1Х-ХХ веков: двоемирие
реального и идеального, дихотомия внутренней и
внешней свободы и двойничество героя.

Автор исследовательской работы “Хайку Бориса
Акунина” (По роману “Алмазная колесница. Том 2.
Между строк” выделяет пять основных методов,
использованных автором произведения для
адаптации хайку к русскому языку, которые
открывают возможности для создания нового жанра:
“русское хайку”. Этот жанр может быть полезен
уже тем, что будет развивать мышление читателя,
приобщать его к процессу творчества. Ведь хайку
направлено на создание различных ассоциаций, на
поиск интертекстуальных и культурных связей с
другими произведениями как литературы, так и
культуры. В одном хайку можно обнаружить
множество смыслов, и поиск их всех становится
стартовой площадкой для развития творческих
способностей читателя. В “русском хайку” не
обязательно описывать ту страну, в которой оно
родилось. Наоборот, гораздо эффективнее станет
использование в нем образов традиционной
русской культуры и сюжетных линий из
произведений русских писателей. Это не будет
повтором, так как хайку изменяет традиционные
сюжеты до неузнаваемости, освежает их. Это даст
возможность русскому читателю узнать свою
родную литературу с другой стороны и вникнуть в
те детали, на которые раньше читатель, может быть,
не обращал внимания.

Чтобы помочь читателю в познании традиций
Японии, Б. Акунин посвящает каждое хайку
событиям, произошедшим в главе, после которой
хайку и помещается в тексте “Алмазной
колесницы”. Хайку – это больше чем просто
поэзия, это способ достижения гармонии поэта с
миром, особый способ мышления и видения мира.

Исследовательские работы учащихся школы
представлены на краевых и Всероссийских
конкурсах: “Озарение”, “Ступени”, “Юность.
Наука. Культура”, “Будущее Алтая”, “Первые
шаги”.

Итак, занимаясь учебно-исследовательской
деятельностью, следует знать, что работа не может
быть признана исследованием, если, во-первых, она
является рефератом, во-вторых, если она содержит
несостоятельное исследование, то есть такое, в
котором не поставлены цели и задачи; цели и
задачи не соответствуют исследовательской
части; исследовательский материал не достаточен
для аргументированных выводов;
исследовательская методика имеет серьезные
погрешности.

Благодаря сотрудничеству с программой
“Будущее Алтая”, мы вышли на исследование
творчества алтайских писателей и поэтов: В.М.
Шукшина, Л.С. Мерзликина, В.Я. Торшина. Авторы этих
исследовательских работ стали участниками
Шишковских чтений 2007 и 2008 года, которые проводит
краевая библиотека имени В. Шишкова.

В заключение следует еще раз отметить, что
участие во всевозможных конкурсах и олимпиадах
закрепляет в детях уверенность в своих
способностях, осознание своей творческой
индивидуальности. Продвижение их успехов на
официальном уровне (призовое место) становится
очередным кирпичиком в построении здания их
мотивации саморазвития. Увеличивает активность
ученика на уроке. Инициативность становится
качественно новой.




Следующий: