Творческое домашнее задание как одна из составляющих здоровьесберегающих технологий

Ситуация успеха – субъективно воспринимаемые личностью достижения в какой-либо деятельности в контексте развития индивидуальности, приносящие ей глубокое удовлетворение как ходом, содержанием так и результатом деятельности.

Основанием ситуации успеха может быть лишь сравнение ребенка с ним самим, оценка результатов его деятельности.

Творческие домашние задания создают ситуацию успеха, т.к.

  • Ребёнок знает, что не получит отметку ниже «4».
  • Положительный психологический настрой.
  • Индивидуальность выполнения работы.
  • Использование информационных технологий.
  • Умение использовать в работе ключевые компетентности.

Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка, школьника. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости — источник его движения вперед (радость от достигнутого).

Радость в любом виде труда школьника — также от сознания достигнутого. Радость возникает, если есть — успех, который окрыляет человека. Поэтому, смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их.

Особенности успеха: с одной стороны – успех – это сугубо личностное, индивидуальное переживание радости; с другой – коллективная оценка достижений личности.

Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Также и неуспех, разделенный с другими, становится чем-то иным. Оптимальный вариант: радость одного становится радостью других, а неуспех побуждает школьника снять огорчение с окружающих. Неуспех порождает стремление к успеху.

Всякий ли успех можно считать успехом?

Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, других радует – стоит ли беспокоиться? В некоторых случаях – стоит. Важно, чтобы успех не был нужен лишь для внешнего эффекта или не превратился в самоцель.

Творческие домашние задания, используемые в моей деятельности.

Сочинения

  • История какого-нибудь вопроса.
  • Приложения математики в определенной области знаний.
  • Обобщение раздела программы.

Сказки по основным первоначальным темам математики, алгебры и геометрии.

Составление тематических задач предполагает первоначальные навыки.

Учащиеся должны иметь:

  • Знания об определенных явлениях.
  • Знания о соотношениях различных величин участвующих в процессах.
  • Умения выбирать данные в соответствии с действительностью.

Виды задач.



  • По определенной теме.
  • По данной фигуре, графику, рисунку.
  • По применению математики при строительстве, ремонте.
  • По составлению числовых ребусов, кроссвордов, логических задач, загадок, зашифрованных фраз, слов.
  • Составление тестов, лабораторных и исследовательских работ. Подбор материалов и составление обобщающих уроков.
  • Работа с устным народным творчеством.

Большие возможности приобретения навыков работы с прикладными задачами, «задачами жизни» представляют практические работы учащихся.

Задания по вычислению объёмов и площадей.

  • Оклеивание комнаты обоями.
  • Покраска стен и пола.
  • Облицовка плиткой, выкладывание паркета.
  • Высчитывание стоимости стройматериалов для постройки дома, дачи, двора.
  • Облицовка дома вагонкой.

Вычерчивание графиков, диаграмм.

  • Количество пищи потребляемое человеком, семьёй за сутки, неделю, год.
  • Опрос общественного мнения.
  • Расчет воды, электроэнергии за день, месяц, год.
  • Высчитывание бюджета, расходов, доходов.

Моделирование.

Особый вид работ, при котором развивается:

  • Точность выполнения чертежа.
  • Аккуратность.
  • Усидчивость.
  • Абстрактное представление.

Ребята выполняют модели Архимедовых тел, Платоновых тел, звезд, модели кристаллов, что в дальнейшем используется при изучении тем геометрии.

  • Составление разного рода смет.
  • Для ремонта комнаты, прихожей, детской ванной, кухни.
  • Для ремонта квартиры.
  • Постройка собачьей будки.
  • Покрытие крыши шифером.
  • Ремонт классного кабинета.

Измерительные работы на местности.

  • Разбивки огорода на грядки.
  • Измерение расстояний.
  • Вычерчивание плана дома, участка, школы и т.д.

Данный вид работ сейчас принято оформлять в виде проектов.

Ребята оформляют учебные и исследовательские проекты.

  • Векторы.
  • Мечта старшеклассника.
  • Проведение дня рождения.
  • Удобно ли расположена школа?
  • Куда пойти учиться?
  • Объемы тел
  • Математическая газета

Приведенные сведения дают полное представление об отношении учащихся к творческим работам.

При опросе был задан вопрос:

«Для чего вы выполняете творческие домашние задания?»

  • Интересно – 47 %
  • Узнаю новое – 30%
  • Получить хорошую отметку – 18%
  • Для истории своей школы (для других ребят на память), проявить себя – 5%

Творческие домашние задания являются одной из составляющих здоровьесберегающих технологий.

  • Они создают ситуацию успеха, т.е. программируют ученика на положительные эмоции.
  • На самостоятельное приобретение и применение новых знаний.
  • Развитие индивидуальности.

Планируется работа над проектом «Сборник творческих заданий учащихся школы с. Селезениха»

Предполагаемые формы продукта проектной работы :

  • Сборник задач.
  • Мультимедийная презентация.
  • Выставка.
  • Газета «Наши работы».
  • Игротека.
  • Учебное пособие.

Приложение 1, Приложение 2.




Следующий: