Творческий учебный проект Кукольный театр

Визитная карточка проекта.

Тема учебного проекта.

Формирование умения
создавать кукольный спектакль в процессе
коллективного взаимодействия на примере уроков
изобразительного искусства и художественного
труда в 3-м классе.

Дидактические цели учебного проекта.

Создаю условия для:

  • Освоения первичных знаний о театральном
    искусстве, раскрытия его сущности.
  • Овладения элементарными умениями, навыками,
    способами художественной и трудовой
    деятельности.
  • Развития художественно-творческих
    способностей учащихся и выражения своего
    отношения к окружающему миру, в процессе
    коллективного взаимодействия.
  • Воспитания эмоциональной отзывчивости, а также
    трудолюбия, усидчивости, аккуратности, чувства
    взаимопомощи и товарищества.

Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности, формируемые учебным проектом.

Познавательная деятельность

  • Умение решать творческие задачи на уровне
    комбинаций, импровизаций: самостоятельно
    составлять план действий (замысел), проявлять
    оригинальность при решении творческой задачи,
    разыгрывать воображаемые ситуации.
  • Речевая деятельность и работа с информацией

  • Работа с художественными текстами, доступными
    для восприятия младшими школьниками.
  • Правильное и осознанное пересказывание вслух (с
    соблюдением необходимой интонации, пауз,
    логического ударения для передачи точного
    смысла высказывания).
  • Организация деятельности

  • Самостоятельное установление
    последовательности действий изготовления кукол.
    Ответ на вопрос: “Что и как нужно делать, чтобы
    достичь цели?”.
  • Определение способов контроля и оценки
    деятельности. Ответ на вопросы: “Такой ли
    получен результат?” “Правильно ли я это
    сделал?”
  • Методические задачи учебного проекта.

    • Развитие умения использовать метод творческих
      проектов в собственной педагогической
      деятельности.
    • Совершенствование умения собственного
      управления творческой деятельностью учащихся
      через постановку кукольного спектакля.
    • Совершенствование собственного умения
      формирования у школьников навыков коллективной
      работы.

    Основополагающий вопрос учебного проекта.

    Как организовать кукольное представление,
    чтобы оно стало настоящим подарком для мам к
    празднику 8 марта?

    Проблемные вопросы учебного проекта.

    1. Какими способами и средствами я могу выразить
      своё отношение к спектаклю?
    2. Каково назначение кукольного театра?
    3. Какова моя роль для достижения общей цели?

    Творческое название учебного проекта.

    “В гостях у сказки”

    Предметные области.


    Чтение
    Изо
    Технология
    Музыка

    Возраст учащихся.

    3-й класс, 9-10 лет.

    Продолжительность работы над проектом.

    С 06.02.2009г. – по 05.03.2009г.

    Этапы работы над проектом.

    1. Организационно-подготовительный.

    Он включает в себя поиск проблемы, обоснование
    выбора изделия, выбор и анализ материалов и
    инструментов для выполнения изделия, анализ
    предстоящей работы, определение критериев
    контроля за качеством, организация рабочего
    места. На этом этапе перед школьниками ставится
    проблема. Школьники должны уяснить, зачем и
    почему им надо выполнять данный проект, какова
    основная задача предстоящей работы. Возникающие
    образы будущего изделия должны найти воплощение
    в эскизах и рисунках.

    2. Технологический.

    Его цель: качественное и правильное выполнение
    трудовых операций, коррекция своей деятельности,
    контроль и самооценка работы.

    3. Заключительный.

    На этом этапе осуществляется защита проекта,
    его оценка. Все учащиеся выступают со своими
    проектами, демонстрируют, что достигнуто,
    определяют дальнейшие перспективы. В данном
    случае презентация проходит перед родителями.


    Ход урока


    I. Организационно-подготовительный этап.

    На предыдущих уроках изобразительного
    искусства и художественного труда учащиеся
    познакомились с миром театра, получили первичное
    представление о том, что изобразительное
    искусство является необходимой составной частью
    зрелища. Ребята узнали, что искусство театра –
    это искусство коллективное. В создании спектакля
    участвуют драматург, композитор, режиссёр,
    художник, актёры, постановочные работники, даже
    гардеробщики и билетёры. В этом творческом
    содружестве театральный художник должен внести
    свой вклад в общее дело, помочь раскрыть идейное
    содержание драматического произведения, создать
    при помощи декораций и костюмов изобразительный
    образ действующих лиц и среды, в котором
    происходит действие спектакля, а также
    способствовать развитию эстетических чувств
    зрителя и формированию его художественного
    вкуса. В процессе изучения темы раскрывается
    перед детьми сущность театрального искусства –
    перевоплощение, лицедейство, объясняется, что
    для того чтобы зрелище, театр состоялись,
    необходима не только слаженная работа
    коллектива, но и фантазия, вера зрителя в то, что
    перед ним разыгрывают.

    Полученные знания явились основой для
    постановки учащимися собственного кукольного
    спектакля – творческого подарка для мам к
    женскому дню.

    Работа над проектом “Кукольный театр”
    началась с постановки проблемы.

    – Ребята, я предлагаю вам сейчас послушать одно
    очень важное стихотворение. А почему оно важное
    об этом вы догадаетесь сами.

    Ученица читает стихотворение:

    Завтра день такой чудесный,
    Праздник женщин и весны.
    Очень маму я люблю,
    Но немножечко грущу.
    Всё хожу, всё думаю, смотрю:
    “Что ж я завтра маме подарю?
    Может куклу? Может быть, конфет?
    Нет!
    Что же делать? Как мне быть?
    Надо что-то смастерить”.

    Е.Благинина

    – Действительно ли это стихотворение можно
    назвать важным? Почему?

    (Каждую женщину, а в особенности маму, нужно
    поздравить с весенним праздником, порадовать её)

    – А почему девочка грустит?

    (Она не знает, что подарить маме, для неё это
    целая проблема)

    Через какое-то время такая проблема возникнет и
    у вас.

    – А какой подарок для своей мамы можете сделать
    вы?

    (Дети высказывают своё мнение)

    Начинается поиск решения проблемы.

    – А сможете ли вы купить своим мамам что-то
    дорогое? Почему?

    (Мы ещё не зарабатываем, а сделать что-нибудь
    своими руками можем)

    Считается, что самый лучший подарок это тот,
    который сделан своими руками. И нам с вами,
    действительно лучше сделать его самостоятельно.
    Но он у нас должен получиться необычным, надолго
    запоминающимся и приносящим радость.

    – Что же это будет?

    (Предложения детей)

    Под руководством учителя учащиеся приходят к
    выводу, что подарок будет обязательно
    творческим. Поскольку театральным искусством
    занимаются люди творческие, решено было принять
    в этом участие и создать свой кукольный
    спектакль, что очень порадует мам.

    Дети выбрали известные русские народные
    сказки: “Колобок”, “Теремок”, “Репка”.

    Распределили персонажей, спланировали
    последовательность работы.

    – С чего начнём изготовление кукол для
    спектакля?

    • Эскиз куклы
    • Подборка материалов и инструментов
    • Изготовление куклы:

    – голова
    – туловище
    – конечности
    – детали головы (волосы, глаза, брови, рот, нос,
    уши)
    – костюм

    – Что мы будем делать после того, как смастерим
    сказочных персонажей?

    (Нужно продумать, как представить свою сказку,
    для этого приготовить ширму, вспомнить
    содержание сказки, подобрать музыкальное
    сопровождение, отрепетировать представление)


    II. Технологический этап.

    Учащиеся на протяжении нескольких уроков
    занимаются реализацией плана творческого
    проекта
    .


    III. Заключительный этап.

    Итогом всей творческой работы детей стало
    представление для родителей, а подготовка к
    этому событию повысила заинтересованность и
    ответственность ребят в работе.

    В процессе анализа проделанной работы ребята
    оценили свой вклад для достижения общей цели.
    Обратили внимание на встретившиеся трудности и
    пути их преодоления.

    Творческую работу детей высоко оценили их
    родители. Проект достиг своей цели.

    Следующий: