Творческий проект Карта Ямало-Ненецкого автономного округа

. … жизнь каждого человека начинается с малой
Родины,
поэтому каждый ребенок должен знать историю
своего края,
его символику, место расположение на общей карте
страны.
Карта – важнейший источник знаний по географии.
(Н.
Н. Баранский. )

Задачи

по выполнению поставленной цели в
различных ракурсах:

  1. Определение проектного метода обучения как
    одной из области общепедагогических технологий
    на примере творческого проекта.
  2. Воспитание патриотизма и гражданственной
    ответственности детей — популязация герба
    города, района, края в истории геральдики
    государства.
  3. Оформление кабинета, символикой родного края –
    герб, флаг, атрибуты народного колорита, развивая
    эстетический вкус, знания региональной
    символики у детей.

Проектный метод обучения.

Он все больше
овладевает умами передовых учителей
образовательных дисциплин, а так же его успешно
осваивают и ученики. Это не открытие в
психолого-педагогической науке, а повторение уже
имеющегося опыта на более высоком уровне
развития человека и его среды обитания. Ведь еще
в середине XIX века метод проектов активно
применялся в сельскохозяйственных школах США, в
20-е годы нынешнего столетия он заполонил школы
России; в развитых государствах мира (США, Англия,
Германия, Франция и др. ) он развивался,
усовершенствовался и в настоящее время является
одним из распространенных методов обучения
школьников. В СССР из-за допущенных перегибов в
1931 году высшим партийным руководством этот метод
был осужден и с тех пор практически не
применялся.

В настоящее время метод проектов возрождается.
В России, одной из богатейших стран мира по
природным ресурсам, принесшей миру наиболее
крупные открытия, метод проектов имеет свои
особенности.

Основными особенностями метода проектов в
Российской школе является то, что он:

  • направлен в большей степени на создание новых
    проектов изделий и услуг в сфере материального
    производства;
  • способствует созданию проектов новых изделий и
    услуг с учетом сохранения и приумножения
    природных богатств;
  • соответствует знаниям выполненной учебной
    программы;
  • имеет широкий диапазон (изделия для школы, дома,
    досуга, игр, реализации и т. д. );
  • применяет новейшие информационные технологии в
    процессе выполнения проектов.

Метод проектов актуален в образовательной
области «Технология» – это гибкая модель
организации учебного процесса, ориентированная
на творческую самореализацию развивающейся
личности в учебном процессе. Проектная
технология обучения открывает буквально перед
каждым, даже перед самым трудным в
интеллектуальном развитии школьником, те сферы
развития, где он может проявить себя и достичь
вершин творчества. Но, самое главное, она дает
прекрасные возможности для развития воли
ученика, так как школьник научится изготавливать
свое изделие от появления идеи до ее воплощения в
готовом изделии, из урока в урок постепенно
делает школьника более находчивым,
дисциплинированным, собранным и
целеустремленным.

Особенностью метода проектов является
исследовательская работа, включающая:

  • исследование потребности данного товара или
    услуги;
  • исследование истории данной проблемы;
  • исследование конкурентов;
  • поиск оптимального варианта изделия (услуги) из
    многих (5-7) и оценка их положительных и
    отрицательных качеств;
  • определение и оценка наиболее подходящих
    материалов для данного изделия (услуги);
  • разработка наиболее эффективной технологии
    изготовления изделия или выполнения услуги;
  • оценка изделия в начале самим автором, а затем
    экспертами.

Проектность — одно из измерений уровня культуры
народа. Умение проектировать в большом и малом,
выбрать наиболее оптимальные, в тоже время
конкурентоспособные варианты — этому и учит
метод проектов.

Выполнение школьниками различных по своей сути
и сложности творческих проектов, работа над
которыми предполагает не только применение
знаний, умений и навыков, уже полученных
учащимися на уроках технология, но и
приобретение новых, проведение различного рода
исследовательских и конструкторских работ в
процессе выбора, анализа, реализации проекта
связанно с решением ряда проблем:

  • где получить информацию о проектах;
  • как определить сферу деятельности;
  • как выбрать проект;
  • как выбрать конструкцию изделия;
  • как разработать технологический процесс
    изготовления изделия;
  • как провести экономический расчет изделия;
  • как оформить отчет по проекту и т. д.

Каждое изделие появляется в результате
процесса проектирования и предположения
(гипотеза). С помощью дизайн — анализа можно
попытаться понять, какие решения принимались на
каждой стадии работы над изделием.

Дизайн-анализ – это способ исследования
изделий, предметов интерьера, созданных другими
людьми. С помощью него можно узнать о материалах,
способах производства и характеристиках
изделия. Выполняя дизайн-анализ изделия, мы
пытаемся понять, почему именно такая форма;
почему были использованы именно эти материалы;
какие причины заставили выбрать именно этот
способ производства; связаны ли эти факторы с
назначением изделия и его дальнейшим
использованием; каковы другие ограничивающие
факторы, повлиявшие на решение дизайнера, каково
влияние процесса изготовления, использования и
утилизации изделия. По мере анализа всех этих
элементов мы открываем тот путь, который был
пройден дизайнером, пытаемся понять принятые им
решения и стоящие за ним причины.

Дизайн-анализ — эффективное средство, которое
поможет преподавателю привить школьникам
полезные навыки:

  • сделает учащихся пытливыми исследователями;
  • поможет приобрести знания о свойствах
    материалов и способах их обработки;
  • разовьет эстетическое восприятие;
  • объяснить взаимоотношения между технологией и
    обществом.

Дизайн-анализ может быть как отдельным видом
деятельности, так и частью проекта. Учащийся
исследует изделие во всех деталях, рассматривая
его с различных точек зрения (характеристика):

  • эргонометрической (что делает его удобным в
    использовании, включая безопасность
    изготовления и использования — человеческий
    фактор);
  • экологической;
  • социальной;
  • функциональной (хорошо ли работает);
  • эстетической (почему оно так выглядит красиво),
  • экономической (принесет ли прибыль).

При этом учитываются также процессы
изготовления, распространения и продажи изделия
(или отдельных деталей).

Эргонометрические характеристики изделия
связаны с образом, стилем, ассоциациями, которые
вызывает изделие, с тем, какую атмосферу оно
создает, насколько просто его можно
использовать.

Анализировать эстетические характеристики
изделия очень непросто. В группах лучше всего
проводить анализ нескольких похожих изделий.
Учащиеся, обсуждают вопросы: какое изделие более
привлекательно? почему? Очень важно, чтобы
школьники принимали во внимание предполагаемый
рынок и могли представить точку зрения
потенциальных покупателей — конечных
пользователей, а не опирались только на свой
вкус.

Форма работы творческого проекта – как
индивидуальная, так и в группах.

Выполнение творческого проекта, необходимо
придерживаясь плана (алгоритм работы), либо
используя дизайн-анализ готового изделия по
образцу представленной таб. №1 (Приложение 1).

Целью представленного творческого проекта
“Карта ЯНАО” – развитие самообразовательной
активности, как учителя, так и учащихся в
процессе совместной творческой деятельности.

Представленная Вашему вниманию творческая
работа “Карта ЯНАО” (рис. 1), является уникальным
наглядным примером проектного метода обучения с
использованием теоретических сведений
исследовательского характера по изучению
творчества народов Севера (поисковый метод
обучения), геральдики края (Приложение
3), а так же практические умения по выполнению
вышивки в оформлении работы, и в составлении
композиции карты. Работа служит в качестве
методического оснащения класса в форме -
административная карта региона, по дисциплинам
“География”, “Краеведение”, “Окружающий мир”,
классному руководителю в помощь в оформлении
классного кабинета.

Новизна и актуальность, является залогом
успешности выбранного творческого проекта.

Классный час.

Оформление класса:

творческое панно (рис.
1), флаг города, региона, России, макет народного
костюма.

Содержание.

Главный символ любого
государства – его герб…

Еще в первобытные времена, когда люди жили
родами и племенами, у них было стремление как-то
выделиться среди других родов, показать свое
отличие. Для этого служил тотем. Это изображение
какого-то животного или птицы: медведя, льва,
орла. По верованиям первобытных людей тотем
считался родоначальником племени. Эти верования
называют тотемизмом. Род считал тотем своим
покровителем и защитником.

Любое современное государство имеет гимн, флаг
и герб. Это — главные символы каждого государства.
Уже в раннем средневековье в западноевропейской
культуре складывается четкая система, по которой
составляли гербы. Этим занимались специальные
люди – герольды. Они разработали свод правил,
составивших основы особой дисциплины –
геральдику Учитель предлагает ученикам
вспомнить, как выглядит герб Российской
Федерации.

Изначально гербы помещались на боевом щите,
имевшем различную форму. Каждый цвет имел свое
символическое значение. Например: красный цвет
обозначал страсть, голубой или синий – верность
и честь, зеленый – свободу, золотой – знатность,
а серебряный – благородство.

Кроме композиции из цветных полос и фона в
гербах использовали различные элементы –
изображения башен, животных, растений, а также
небесных светил и мифологических персонажей. Все
они имели четкое значение: лев — отвага, роза -
чистота, лилия — рассвет, гриф – свирепость,
единорог – непобедимость.

Поэтому для человека, жившего в то время и
знавшего с детства смысл сложной геральдической
символики, каждый герб являлся рассказом о
заслугах и достоинствах его носителя

Задание:

определяет основные составляющие
герба ЯНАО и его районов. При этом учитель
демонстрирует изображения гербов (приложение 3). Обратить
внимание на составляющие герба изображения;
разработать в группах свой герб ЯНАО (дом.
задание), анализ его составляющих.

Познакомимся с историй образования герба
нашего края ЯНАО и включающего в себя районов:

10 декабря 1930 года Президиум Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета в числе
новых 8 национальных округов РСФСР образовал в
составе Уральской области Ямальский (Ненецкий) с
центром в селе Обдорском. В него вошли четыре
района: Ямальский, Приуральский, Надымский,
Тазовский, позднее Шурышкарский, Пуровский,
Красноселькупский.

Столица Ямало– Ненецкого автономного округа –
Салехард. Основан Салехард, в прошлом – Носовой,
Обдорск, во времена Иоанна Грозного русскими
казаками. 410 лет исполнилось Салехарду в сентябре
2005 года.

В июне 1995 года, Госдума округа объявила конкурс
на лучший эскиз герба и флага ЯНАО. Надо сказать,
что никогда прежде у Ямала собственных символов
не было.

В 1997 году Государственная Герольдия при
Президенте России одобрила флаг Ямала и внесла
его в Государственный реестр. Примерно в это же
время на экспертизу в Государственную Герольдию
были направлены герб ЯНАО и Закон о гербе ЯНАО.
Зимой 2000 года в Госдуму округа пришло письмо от
Государственного герольдмейстера Г. Ф.
Вилинбахова, в котором сообщается, что закон о
гербе ЯНАО “вполне удачен в геральдическом
отношении; герб Ямала будет рекомендован к
регистрации на очередном заседании
Геральдического совета при Президенте РФ”. И с
этого времени флаг, и герб стали олицетворением
округа на государственном и международном
уровне.

Можно сделать вывод, что создание окружной
символики – плод коллективного творчества. В
новый век Ямало-Ненецкий автономный округ
вступил с собственной геральдикой.

Герб состоит

из геральдического щита,
увенчанного короной, которые поддерживают два
полярных медведя. В лазоревом (сине-голубом) поле
геральдического щита идущий белый (серебряный)
северный олень, сопровождаемый вверху и слева
Полярной звездой о четырех лучах того же металла,
из которых левый короче остальных; щит увенчан
традиционной золотой региональной короной
особого вида с золотым пламенем на среднем зубце
и имеющей лазоревую шапку; в опорах щита
серебряные полярные медведи с червлеными
пастями и с черными носами и когтями, стоящие на
серебряных заснеженных льдинах, соединенных с
лазоревой лентой, на которой воспроизведен
орнамент, соответствующий бело-сине-красному
горизонтальному рисунку флага автономного
округа (Приложение 2. рис. 2)

Герб города Надым и Надымского района Дата
принятия: 26. 12. 1998

Номер в Геральдическом регистре РФ: 429 Геральдическое
описание герба
:

«В лазоревом (синем, голубом) поле поверх
пониженного червленого (красного) шара (диска),
тонко окаймленного серебром, зеленая
оконечность, окаймленная серебром, имеющая
посередине дугообразную серебряную впадину, над
которой возникает короткое серебряное острие,
увенчанное тремя серебряными соединенными
опрокинутыми свободными стропилами (двумя и
одним), и обремененную лазоревым (голубым, синим)
пламенем о трех языках».

Герб Приуральского района утвержден решением
Районного собрания депутатов № 12 от 23 апреля 1999
года. Геральдическое описание герба:

«В рассеченном зеленью и лазурью (синим,
голубым) поле золотая голова оленя, изображенная
прямо, сопровождаемая вверху серебряным с
усеченными углами бруском, а по бокам серебряным
песцом и рыбой, опрокинутыми в стропило». Герб
внесен в Государственный геральдический регистр
под №489.

На современном гербе Тазовского района
изображен северный олень, две рыбы, солнце. На
красной ленте написано: «ТАСУ ЯВА» Тазовский
район образован в 1930 году. С 1949 года и
административный центр района получил имя
поселок Тазовский.

Герб Шурышкарского района утвержден Решением
Собрания депутатов Шурышкарского района № 65 от 29
июня 1999 года. Геральдическое описание герба:»В
рассеченном зеленью и лазурью (голубым, синим)
поле стоящий прямо с распростертыми крыльями
стерх (журавль), сопровождаемый вверху тремя
малыми вольными опрокинутыми стропилами,
соединенными в опрокинутое стропило же, имеющее
внизу уширенное основание, по бокам -
обернувшимся песцом и рыбой, положенными
навстречу друг другу в опрокинутое стропило; все
фигуры серебряные». Герб внесен в
Государственный геральдический регистр под № 566.
(Приложение 3. рис. 1) .

Государственный флаг России

знают все. Он
состоит из трех цветов, его еще иногда называют
“триколор”, т. е. три цвета. “Колор” –
происходит от французского слова colore, что
означает “цвет”. Многие сразу могут назвать эти
три цвета, из которых состоит флаг, но не все
знают их порядок. Может быть, современному
школьнику такое незнание не грозит особыми
неприятностями, но лет сто назад, если ученик не
знал ответа на этот вопрос, его могли наказать
розгами, а проще говоря, выпороть на глазах у всех
учеников. В таких случаях особенно доставалось
маленьким юнкерам – мальчикам, которые учились в
военных школах и училищах.

Но ведь из любого положения есть выход, стоит
только хорошо подумать. Вот и юнкера подумали –
подумали и придумали слово “бесик” – белый,
синий, красный – именно в таком порядке
располагаются три полотнища на государственном
флаге России. Сначала белая полоса –“бе”, потом
синяя –“си” и красная – “к”. А если составить
этот на первый взгляд бессмысленный набор букв в
одно слово, то и получится “бесик”. Стоит
запомнить это забавное слово “бесик” и сразу же
можно ответить: из каких трех цветов состоит
государственный флаг России и в каком порядке
они следуют друг за другом: “бесик” — белый,
синий.

Флаг ЯНАО представляет собой прямоугольное
полотнище яркого сине-голубого цвета
(приложение 2. рис. 1).

Гимн

в переводе с греческого торжественная
песня. В России долго не было своего гимна. Во
времена Петра І и Екатерины ІІ в качестве гимна
использовались разные музыкальные произведения,
например, полонез Козловского на слова Державина
“Гром победы раздавайся”: впервые он был
исполнен на празднике в Петербургском доме Г. А.
Потемкина в честь взятия Измаила (1791).

С 1816 года официальным в России стал английский
гимн. И только в 1833 году по указанию императора
Николая І композитор А. Ф. Львов написал русский
национальный гимн. Особенно необычна история
создания текста. Первая строчка текста является
точным переводом английского гимна “Боже, храни
короля”, две следующие принадлежат Пушкину,
который еще в 1816 году сделал первый оригинальный
перевод английского текста. А в 1833 году В. А.
Жуковский дополнил и закончил текст гимна,
который получил название “Молитва русского
народа”. Первое публичное слушание этого
произведение состоялось в 1833 году в Большом
театре и имел огромный успех. Вскоре после этого
указом императора Николая І гимн “Боже, царя
храни” был объявлен официальным и являлся
таковым до 1917 года. В советское время (с 1917 по 1943
гг. ) Государственным гимном был
“Интернационал”- международный пролетарский
гимн (текст Э. Потье, музыка П. Дегейтера).

Музыку второго гимна СССР написал А. В.
Александров на основе своей песни “Гимн партии
большевиков”; авторами текста были С. В. Михалков
и Г. Г. Эль-Регистан. Впервые гимн прозвучал по
радио 1 января 1944 г.

10 лет (с 1991 и до 2001 гг. ) в качестве гимна в России
исполнялась музыка из оперы М. И. Глинки “Жизнь
за царя”.

12 января 2001 года Государственным гимном снова
стало произведение с модифицированным,
современным текстом С. В. Михалкова на музыку А. В.
Александрова. Текст гимна утвержден
Государственной думой и Президентом.

Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к доброте.

Дороги ребята, вашими старшим поколением,
родителями сделано очень многое – наш округ,
благодаря их самоотверженному труду, стал
“энергетическим сердцем” не только России, но и
всего мира. Благодаря их усилиям на карте России
появились города, прекрасные школы, медицинские
учреждения – светлое будущие и настоящие для вас
и будущего поколения, чтобы продолжить дело и
приумножить славу родной земли…

Наш полуостров тропами обвит.
Как узкими ремнями следопыт.
Тропинок в тундре пролегло немало…
Ходили наши деды по земле,
По нитям троп, таящихся во мгле,
И знать не знали то, что под ногами,
Что там доисторическое пламя,
Преобразовавшись в уголь, нефть и газ,
Дремало, видно, поджидая нас.

Вопрос – ответ (викторина):

  1. Какой это полуостров? Почему его называют
    “полуостров сокровищ”?
  2. С какими государствами Европы можно сравнить по
    площади территорию ЯНАО?
  3. Что общего между словами “Сор” и “Мужи”?
  4. Какое место занимает округ по добыче нефти и
    газа в России?
  5. Каковы причины образования Северного Сияния?
  6. Самая крупная река Округа?
  7. Назовите два государственных заповедника на
    территории округа?

Используемая литература:

  1. Н. Лысенко. “Русская символика”. Ленинград. 1990.
  2. Серов Б. Н. Поурочные разработчики по курсу
    “Государственная символика” Гимн. Герб. Флаг. -
    М. : ВАКО, 2005 г.
  3. Полякова Т. Ю. Занимательная география Ямала:
    Пособие для учащихся 8-9 кл. — СПб. : ООО “Миралл”,
    2004 г.
  4. Дар Божий. Сибирские просторы. Т. 1. М. : “Луч”, 2005
    г. Популярная энциклопедия Западной Сибири.
  5. Жураковская В. М. Учебное – методическое
    пособие. НИЦ “Октид”, 1997 г

Следующий: