Творческий проект Чему нас учит ОБЖ


I. Введение

В условиях современной социально-политической
обстановки и угрозе террористических актов
особо актуальной становится работа по действиям
в ЧС и гражданской обороны.

Человек в процессе своей деятельности
постоянно стремится улучшить условия
существования, создает искусственную среду
обитания, повышает производительность труда,
идет по пути научно-технического прогресса.

Однако научно-технический прогресс
способствует не только повышению
производительности труда, росту материального
благополучия, но и приводит к возрастанию риска
аварий и катастроф, происходит загрязнение
биосферы в процессе производственной
деятельности человека.

Неумение обеспечить безопасность
жизнедеятельности в реальной окружающей среде
(природной, техногенной и социальной)
отрицательно влияет на здоровье человека и
общества в целом.

События, происходящие в нашей стране в
последнее время, вызвали глубокие изменения во
всех сферах общественной жизни. Увеличение
частоты проявления разрушительных сил природы,
числа промышленных аварий и катастроф, опасных
ситуаций социального характера, низкий уровень
профессиональной подготовки специалистов,
отсутствие навыков правильного поведения в
повседневной жизни, в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на
состоянии здоровья и жизни людей.

В этой связи возрастает роль и ответственность
системы образования за подготовку обучающихся
по вопросам, относящимся к области безопасности
жизнедеятельности, и выработку у них привычек
здорового образа жизни.

II. Задача, цель и содержание курса ОБЖ

Основная задача ОБЖ – подготовить обучающихся
к безопасному поведению в повседневной жизни, в
опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера,
сформировать у них навыки здорового образа жизни
и умения в оказании первой медицинской помощи
при различных видах травм и повреждениях.

Содержание курса включает теорию и практику
безопасного поведения и защиты человека в
повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях.

Изучение курса позволяет обучающимся получать
систематизированное представление об
опасностях и о прогнозировании опасных ситуаций,
оценить влияние их последствий на жизнь и
здоровье человека и выработать алгоритм
безопасного поведения с учетом их возможностей.

Цель изучения курса ОБЖ – стать ключевым
звеном в формировании человека безопасного типа
– личности, безопасной для самой себя,
окружающих, среды обитания, ориентированной на
созидание и развитие.

Задачи:

– дать учащимся специальные знания, умения и
навыки выживания в различных жизненных
ситуациях, в том числе самых неблагоприятных;
– научить правильно действовать в случаях
природных и техногенных катастроф;
– научить адекватно действовать в условиях
острых социальных, социально-политических и
военных конфликтов, внутренней готовности к
деятельности в экстремальных условиях.
– воспитывать патриотические чувства.

III. Направления работы

Для решения этих целей и задач работа
проводится по четырём направлениям.

1. Работа по допризывной подготовке

Наряду с изучением тем в 10 и 11 классах по
учебному плану в разделе «Основы военной службы»
используются такие формы и методы работы как:

– проведение тематических Дней здоровья;
– проведение учебных военно-полевых сборов с
юношами 10 класса;
– проведение месячника оборонно-массовой
работы. В текущем учебном году был проведен День
здоровья на тему «Учись быть сильным, смелым,
ловким» совместно с учителем физической
культуры Минасянц Н.А., медиком школы Журавлевой
Р.Г..

Вся работа позволяет учащимся получить
первичное представление о Вооруженных Силах
России, познакомится с их традициями, историей.

2. Патриотическое воспитание

Используются следующие формы и методы работы:

1. «Вахта памяти», которая по сложившейся
традиции ежегодно проводится в мае месяце.

В нее входит проведение классных часов, уроки
Мужества, участие в митинге, уборка территории
парка Победы. Учащиеся готовят для ветеранов
войны и тыла праздничные поздравления, оказывают
необходимую посильную помощь. В школе существует
кружок «Милосердие», руководителем которого я
являюсь уже шестой год. Учащиеся школы
поддерживают тесное сотрудничество с
председателем Совета ветеранов М.И Федькиным.

2. Проведение в феврале месяце месячника
оборонно-массовой работы «Учись Родину
защищать».

В рамках этого месячника проведены:

– школьные соревнования по лёгкой атлетике;
– спортивные состязания во всех возрастных
группах;
– Урок мужества;
– конкурс рисунков «Нет войне!», в организации и
проведении которого принимают активное участие
учителя начальных классов. Вся проводимая работа
сводится к воспитанию патриотизма у учащихся,
привитию чувства взаимопомощи и
взаимоподдержки, уважения к истории государства
и ее традициям, возможности изучения быта
военнослужащих.

3. Правовое воспитание. Изучение Правил
дорожного движения.

В сентябре традиционно проводятся классные
часы по изучению правил дорожного движения,
оформляются уголки по ПДД, на уроках ОБЖ
проводятся беседы с учащимися по Правилам
дорожного движения.

Классными руководителями ведутся журналы с
записью тем и дат проведения инструктажей по
Правилам дорожного движения и соблюдения
техники безопасности.

В январе среди учащихся 5-7 классов проведен
конкурс рисунков по ПДД.

В течение учебного года проводятся встречи с
представителями правоохранительных органов,
беседы по ознакомлению с Уголовным правом,
конференции, беседы о соблюдении гражданских
норм и правил, правил поведения в быту и т.д.
Эти мероприятия способствуют воспитанию у
обучащихся чувства долга, ответственности,
воспитывают культуру поведения.

4. Мероприятия по действиям в ЧС и гражданская
оборона.



В условиях современной социально-политической
обстановки и угрозе террористических актов
особо актуальной становится работа по действиям
в ЧС и гражданской обороны.

IV. Безопасность детей в ЧС

Жизнь не становится проще или легче, опасности
зачастую таятся в самых обычных местах. Даже
ежедневный поход ребенка в школу может
обернуться настоящей трагедией. Поэтому все
больше внимания я уделяю вопросам безопасности
жизнедеятельности и подготовки детей к
чрезвычайным ситуациям различного рода.
Перечень тем разнообразен: от действий в
условиях терроризма, обеспечения пожарной
безопасности до оказания первой помощи
пострадавшим и проблем семьи.

Творчески подхожу к учебному процессу, включаю
элементы практики. Один из них: для беседы в класс
я пригласила работников газовой службы, заранее
договорившись с ними о ходе урока. Практически
сразу же после начала занятий один из них
попросил детей встать и выйти из кабинета. Дети
послушно встали со своих мест и направились к
выходу, но в этот момент я их остановила, задав
вопрос: «А почему вы сразу же поверили
незнакомому мужчине, который представился
работником газовой службы?»

– Это еще полбеды! Самую непростительную
ошибку совершила ученица, которая при выходе
из-за парты уронила беспризорный полиэтиленовый
пакет, стоящий в проходе. Если бы там было
взрывное устройство, оно вполне могло сработать.

Конечно, приведенные выше приемы и логические
заключения не бесспорны. Многие из числа моих
коллег наверняка подискутируют об этом. Ну,
например, что значит «незнакомый мужчина
представился работником газовой службы». Это же
происходило не на улице, а в классе, в школе, куда
после Беслана «незнакомых мужчин» попросту не
пускают.

Или вопрос: почему дети послушались опять же
«незнакомого мужчину» и стали выходить из
класса? Почему послушались – понятно: конечно же,
знали, что будет открытый урок и тоже старались
вовсю, помогая и подыгрывая и мне, и приглашенным.
А как иначе им следовало себя вести – хором
спросить у него паспорт? Требовать вызова или
самим вызывать директора школы для опознания
«незнакомого мужчины»? Звонить по «02»?

А если исходить из того, что это урок не по
терроризму, а по пожарной безопасности и
пришедший незнакомец (ладно, пусть незнакомец) –
первый свидетель начавшегося в школе пожара,
желающий без паники и давки вывести детей на
улицу? Что делать школьникам – тоже сидеть на
местах «до выяснения обстоятельств»?

Можно осуждать школьницу по поводу
неосторожного обращения с «беспризорным
пакетом» у ее парты. Но можно также задавать
вопросы по поводу его появления там – снова
происки «незримого врага»? Или предложить всем
школьникам подписать свои пакеты и перед началом
каждого урока проверять, не появились ли
«беспризорные». В общем, на сам урок времени
может не остаться…

И еще одно: некоторые школьники уже успешно
срывают уроки такими «творческими приемами», как
«ртутные разливы», телефонный терроризм и т.п. С
помощью «беспризорных пакетов» у соседней парты
они этого пока не делали…

Что тут говорить – тема терроризма актуальна и
сложна. Столь же нелегко донести ее суть и
наиболее принципиальные моменты этой темы до
школьников, не превращая ее ни в трагедию, ни в
фарс. Несмотря на те сомнительные моменты, о
которых я попытались порассуждать выше,
творческий поиск приемов раскрытия данной темы
можно только приветствовать.

Чего только я не делаю, чтобы сделать урок
поучительным, оригинальным, лучшим: разыгрывала
сценки, показывала фильмы, делила учащихся на
группы, задавала каверзные задачки и отвечала на
бесхитростные, но порой нелегкие вопросы детей.

Практически всегда стараюсь, прежде всего, быть
услышанной и понятной детьми. Достичь этого
бывает непросто. Трудно бывает и детям в
присутствии большого количества посторонних,
высокоавторитетных людей. Хочешь не хочешь,
заволнуешься, можешь в чем-то ошибиться. Но
многие дети, поборов первый страх и
неуверенность, увлеченно участвуют в обсуждении
проблемных вопросов.

Пожалуй, наибольший интерес дети проявляют к
уроку по оказанию первой помощи пострадавшему.
Однажды я принесла с собой манекен, на котором мы
отрабатывали навыки в выполнении искусственной
вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Каждому учащемуся захотелось попробовать себя в
роли спасателя и оживить «пострадавшего».
Некоторым это удалось, и эмоции хлестали через
край, делая урок живым и плодотворным.

– Мне эти уроки понравились гораздо больше, чем
проходят у нас обычно. Было интересно и даже
весело. Кроме того, на таких уроках я узнаю много
нового, делюсь своими впечатлениями с другими
учащимися и учителями. Поэтому даже одинаковые
темы проходят с соблюдением всех требований
педагогики, но… по-своему.

V. Действия при пожаре

Ежегодно в России возникает большое количество
пожаров, при которых погибают, получают травмы и
увечья не только взрослые, но и дети и подростки.
При этом, как свидетельствует статистика,
примерно каждый шестой пожар происходит по вине
ребят. Рост числа и масштабов последствий
чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами,
особенно по причине шалости детей и
неосторожного обращения с огнем, констатирует о
необходимости проведения противопожарной
пропаганды и обучения детей и подростков мерам
пожарной безопасности, обратив особое внимание
на изучение норм и правил пожарной безопасности
(ППБ) в части обеспечения защиты людей при
пожарах, изучение типов средств защиты органов
дыхания, предназначенных для безопасности
эвакуации людей при пожарах, а также проведение
тренингов поведения обучающихся в случаях
возникновения пожаров, террористических,
криминальных и других рисков.

Формирование у обучающихся в школе системных
знаний, умений и навыков в области пожарной
безопасности требует дополнительного
внеучебного времени и должно осуществляться не
только в рамках учебных часов, предусмотренных
на изучение ОБЖ, но и путем проведения
внеклассных мероприятий (занятия, классные часы,
практикумы, «круглые столы», викторины,
спартакиады, дидактические игры по пожарной
безопасности, День пожарной безопасности и др.) в
течение всего учебного года и в особенности по
окончании учебы перед каникулярным отдыхом,
когда обучающимся крайне важно напомнить об
основных правилах пожарной безопасности, о
причинах и последствиях пожаров, а также
действиях при их возникновении. С обучающимися
изучаются требования норм и правил пожарной
безопасности и формирование навыков безопасного
поведения при возникновении пожаров в жилом
секторе, в общественных зданиях (в том числе при
возникновении паники) и на промышленных
предприятиях, способов эвакуации из горящего
здания, навыки использования первичных средств
пожаротушения; обучать способам эвакуации из
задымленных общественных зданий с применением
средств индивидуальной защиты органов дыхания
(газодымозащитных комплектов), другим способам
эвакуации.

Важным средством формирования навыков
безопасного поведения при пожарах являются
тренировки с обучаемыми по отработке плана
эвакуации при пожаре в школе.

Для обеспечения эффективности
образовательного процесса в области пожарной
безопасности необходимо использовать:

– бытовой материал, который дает возможность
усилить яркость и достоверность в изображении
пожароопасной обстановки (примеры и случаи из
жизни, воспоминания учителя и обучающихся и т.п.);
– образцы и макеты подручных и первичных средств
пожаротушения (огнетушители различных марок,
пожарный рукав, пожарный ствол, фрагмент
внутреннего пожарного крана и др.);
– средства индивидуальной защиты органов
дыхания (газодымозащитные комплекты);
– статистику пожаров за определенный период,
пострадавших в них и т.п.; – факты из жизни школы,
города, района, где расположено образовательное
учреждение.



VI. Здоровый образ жизни и профилактика ЧС

По данным Минздрава России, в школе абсолютно
здоровы лишь 11-12 % детей. За последнее время
увеличилось число детей, болеющих инфекционными,
гельминтозными, кожными и другими заболеваниями.
Возросло число бытовых травм у детей школьного
возраста. Систематические данные показывают, что
повысилось количество несчастных случаев на
водоемах, в которых фигурируют школьники. Часто
детская шалость с огнем является причиной
пожаров. По данным МВД России увеличилось
количество детей, попавших в
дорожно-транспортные происшествия, и детей,
являющиеся жертвами насилия.

В связи с этим возрастает роль и
ответственность учителя ОБЖ за подготовку
обучающихся по вопросам, относящимся к области
безопасности жизнедеятельности.

Разнообразные природные риски от
землетрясений, наводнений, оползней, обвалов,
селей и многих других опасных природных и
индуцированных непродуманной деятельностью
техноприродных процессов были в числе первых
рисков, с которыми столкнулся и продолжает
сталкиваться человек, неся при этом огромные и
увеличивающиеся с каждым годом социальные,
экономические и экологические потери. За
последние 30 лет прошлого столетия от аварий в
техногенной сфере и стихийных бедствий в России
пострадало более 10 млн. человек, из них погибло
около 500 тыс. (Справочник по опасным..,1997).
Ежегодное количество погибших при авариях и
природных катастрофах в нашей стране превышает 50
тыс., а число получивших увечья – 250 тыс. человек
(включая дорожные происшествия) (Методические
рекомендации, 1998). По данным А.П.Гречаха (2000),
средний уровень риска возникновения
чрезвычайной ситуации в России на два порядка
превышает принятый в разных странах мира
допустимый уровень.

Государственная политика обеспечения
безопасности населения и объектов хозяйства в
промышленных районах, в районах развития опасных
природных процессов базируется, прежде всего, на
профилактике возможных проявлений чрезвычайных
ситуаций, а потом уже ликвидация их последствий.
Как известно, профилактика чрезвычайных
ситуаций заключается в последовательном
осуществлении взаимно увязанных
предупредительных мер и действий по выявлению
первичных и вторичных опасностей,
прогнозированию и оценке риска возможных потерь.
Владение информацией о возможных местах,
интенсивности, размерах и сроках проявления
опасных процессов, способных нанести ущерб,
позволяет своевременно разработать и провести
мероприятия по предупреждению и локализации
такого ущерба.

Цель учителя ОБЖ в этих ситуациях очень важна.
Для достижения этих целей решаются следующие
задачи:



– понятие важности этой проблемы;
– защита детей от чрезвычайных и опасных
ситуаций;
– спасение жизни другого человека.

VII. Заключение

И если мы не готовы, не знаем, как защитить себя,
свой дом и имущество от стихийных сил природы и
других чрезвычайных ситуаций, может возникнуть
такая опаснейшая ситуация, которая не только
будет угрожать жизни людей, их интересам, но даже
и безопасности страны. Многие явления могут
приобрести такую силу, что трудно будет что-то
предпринять.

Люди поступают так, как они научены. В нашей
жизни всегда существовали и будут существовать
такие условия, когда здоровье, безопасность, а
иногда и жизнь человека зависят исключительно от
его современных и грамотных действий. Именно
поэтому моей целью, как учителя ОБЖ, является
формирование у обучающихся сознательного и
ответственного отношения к собственному
здоровью, к личной безопасности и безопасности
окружающих, приобретение ими навыков сохранять
жизнь и здоровье в повседневной жизни и в
неблагоприятных и опасных условиях. Умение
оказывать само- и взаимопомощь.

– Мне очень нравится работать с детьми. Я хочу
быть для них не просто носителем знаний, а
старшим другом, помощником, стараюсь передать
свой опыт. Я горжусь, когда кто-то из моих детей
добивается в жизни определенного успеха.




Следующий: