Творческий подход к проверке домашнего задания

В начале 2010-2011 учебного года, на августовском
педсовете в школе, заполняя анкету, я отметила,
что у меня вызывает затруднение проверка
домашнего задания. Не могу сказать, что это была
правда, просто отметила, потому что все остальное
мне интересно и понятно, а что явилось новым
когда-то, было позже мною изучено в процессе
работы или нахождения в отпуске. Тему проверки
домашнего задания я отметила потому еще, что
подумала об интересных формах проверки, как их
осуществить, чтобы не превратить домашнее
задание в банальное повторение классной работы
со стороны обучающихся и в элементарный контроль
воспроизведения изучаемого материала с помощью
родителей или ГДЗ, столь популярных сегодня. Как
с помощью домашней работы и контроля ее
развивать мыслительную деятельность
обучающихся, познавательную активность,
самоанализ и самооценку детей, эстетическое и
нравственное начало в детях? Это и привело к тому,
что наряду с ведением микро-семинара о роли
исследования и проекта в рамках урока и во
внеурочной деятельности, темой работы по
самообразованию я выбрала именно «Творческий
подход к проверке домашнего задания.
Нестандартные формы работы».

Организация домашней учебной работы – часть
общей проблемы совершенствования
учебно-воспитательного процесса в школе. Являясь
одной из форм организации обучения в школе,
домашняя работа имеет контролирующее и
воспитывающее значение. Работая дома, ученики не
только закрепляют полученные на уроке знания,
совершенствуют умения и навыки, но и приобретают
навыки самостоятельной работы, воспитывают в
себе организованность, трудолюбие, аккуратность,
ответственность за порученное дело.
Нельзя забывать о том, что требованием времени
является воспитание инициативы, активности, тех
качеств, без которых невозможен творческий труд.
Способствовать творческому отношению к делу –
одна из задач домашней учебной работы. С
пытливости, любознательности, интереса и
начинается творчество. В младшем возрасте обычно
ребёнка направляет учитель.

Многие учащиеся начальных классов с
готовностью находят и читают книги, журналы,
обращаются к энциклопедиям и затем уместно
сообщают на уроке дополнительную информацию. В
среднем школьном возрасте у подростков
познавательные интересы углубляются, появляются
внеучебные интересы, которые учитель не должен
игнорировать. В старшем школьном возрасте
познавательные интересы дифференцируются.
Изменяется и роль домашних заданий. Нельзя здесь
рассчитывать одинаково на возросшие возрастные
возможности школьников и предъявлять одинаково
высокие требования к домашней работе по всем
предметам. Необходимо учитывать
учебно-профессиональные интересы, склонности
учащихся, которые формируются уже в
девятом-одиннадцатых классах. Поэтому функция:
развитие самостоятельности мышления путём
выполнения индивидуальных заданий в объёме,
выходящем за рамки программного материала, также
очень важна.

Наконец, домашняя работа должна быть средством
сближения обучения и самообразования.
Действительно, овладение общими учебными
умениями и навыками, развитие интереса к
самостоятельной учебной работе, формирование
опыта творческой деятельности – всё это
является условиями формирования потребности в
самообразовании. Готовность к самообразованию –
это необходимейшее качество выпускника школы
проявляется и может формироваться не только в
старших, но и в самом младшем школьном возрасте.
Многозначность роли домашней учебной работы,
значительность её функций обуславливают её
необходимость как органической части единого
учебно-воспитательного процесса в школе.

В школьной практике используются следующие
виды домашней учебной работ
:

Индивидуальная домашняя работа задаётся,
как правило, отдельным учащимся класса. В этом
случае учителю легко проверить уровень
усвоенных знаний конкретного ученика. Такая
работа может быть выполнена на карточках или с
использованием тетрадей на печатной основе. Это
могут быть сообщения к последующим темам,
содержащие дополнительную информацию,
презентации, карты, плакаты и т.д.

При выполнении групповой учебной домашней
работы
группа учащихся выполняет какое-то
задание, являющееся частью общего классного
задания. Домашние задания в этом случае
подготавливают учащихся к работе, которая будет
проводиться на предстоящем уроке. Такие задания
целесообразнее задавать заранее.

Дифференцированная домашняя работа может
быть рассчитана как на «сильного», так и на
«слабого» ученика. Основой дифференцированного
подхода на этом этапе является организация
самостоятельной работы школьников, которая
реализуется посредством типичных приёмов и
видов дифференцированных заданий, которые
позволяют решать следующие задачи: подготовить
учащихся к усвоению новых знаний, обеспечить
возможность дальнейшего их углубления,
систематизации обобщения, способствовать
развитию самостоятельности школьников.
Дифференцированные задания учитывают реальные
возможности учащихся. При разработке
дифференцированных домашних заданий
целесообразно использовать разноуровневый
подход. Для учащихся с высокой степенью
обучаемости и познавательной активности
домашнее задание должно включать опережающие
проблемные вопросы. Для учащихся со средним
уровнем познавательной активности планируются
задания реконструктивного характера. Учащиеся,
обладающие низкой познавательной активностью и
обучаемостью, получают подробный инструктаж к
заданию, выполняемому по образцу. Учитель
поясняет порядок выполнения работ и рекомендует
источники знаний. Не надо бояться разрешать
учащимся выполнять задания по желанию, а
наоборот, поощрять и стимулировать такие формы
работы. Это вызовет повышенный интерес к
изучению предмета.

Одна на весь класс – самый
распространённый вид домашней работы, берущий
начало с дореволюционных времён и сохранившийся
до наших дней. Постоянное применение таких
заданий не ведёт к развитию творческих
способностей учащихся, однако исключать их из
арсенала педагогических средств не стоит
торопиться, так как в ходе их выполнения у
учащихся отрабатываются навыки, формируются
умения.

Творческую домашнюю работу необходимо
задавать не на следующий день, а на несколько
дней вперёд. Творческие домашние задания
раскрывают индивидуальность и «спрятанные»
способности ребёнка, придают ему самобытность и
уникальность. Очень важно предоставлять
оригинальные задания, проблемные ситуации,
которые бы подталкивали ученика самостоятельно
искать ответ на вопрос. Домашние задания – та
сценическая площадка, где не только излагаются
знания, но и раскрываются, формируются
личностные особенности учащихся. Домашняя
работа значительно в большей степени, чем урок,
может быть индивидуализирована . Являясь одной
из форм организации обучения в школе, домашняя
работа имеет контролирующее и воспитывающее
значение.

Основные цели творческого домашнего
задания:

Во многих методических источниках я читала, что
рекомендуется давать одно творческое задание в
месяц с временным периодом на подготовку –
неделя. Сегодня не могу согласиться с данными
рекомендациями, поскольку объем творческого
задания можно варьировать, соответственно и срок
на выполнение увеличивать или уменьшать.
Например, изучая большую по объему тему,
рассчитанную на две-три недели, можно в начале
изучения, на уроке первом, ставя проблему, дать
творческое задание по составлению проекта по
заданным направлениям. Каждая группа или
отдельные учащиеся сами определятся с
направлением, формой работы, учитывая, что у них
срок до указанной учителем даты, когда состоится
урок «Представления (презентации) проектов по
теме»…». Или наоборот, в учебнике русского языка
по программе С.И. Львовой содержится огромное
количество творческих заданий по написанию
мини-сочинения, сочинения-рассуждения, эссе и т.д.
или упражнений «На уроке физики (биологии, химии,
математики)…», что требует небольшого объема
работы: 10-12 строк, но серьезной мыслительной
деятельности и поиск информации в источниках по
другим школьным предметам. Такое творческое
задание мои ученики получают 1 раз в неделю.
Сначала сочинения их пугали, поиск в
справочниках не удавался, но со временем они
поняли, что не просто научились рассуждать и
находить нужные им сведения самостоятельно, а
этот способ обучения и выполнения домашней
работы им нравится. Подобный путь прошли и
задания типа «Составить схему (таблицу, конспект,
рисунок) по теоретическому материала & …».
Причем последний тип задания не только носит
дифференцированный характер, но и помогает
развивать мыслительную активность, повторить
теоретические сведения, помочь выяснить ученику
самостоятельно алгоритм для практической работы
по теме.



Классификация творческих домашних
заданий


По содержанию

По виду деятельности

По уровню оформления

Вопросник
Кроссворд
Макет, модель
Ребус
Сообщение
Доклад
Сочинение
Реферат
Исследование
Эссе
Индивидуальная
Парная
Групповая (3–7 чел)
Групповая (10–15 чел)
Коллективная
Рабочая (в тетради, «с листа»…).
Экспозиционная (на отдельном формате,
содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…):
  • файл-лист;
  • буклет;
  • брошюра;
  • газета;
  • альбом;
  • «раскладушка»

Роль домашних заданий практически
обесценивается, если не налажена их проверка
.
Учителя практикуют разные формы проверки. Это и
устный опрос у доски или с места по домашнему
заданию, и короткая письменная работа, но, прежде
всего это непосредственная проверка задания в
тетрадях. Таким образом, можно выделить
следующие основные способы проверки домашнего
задания
:

Индивидуальный контроль выполнения
домашнего задания осуществляется на уроке с
помощью индивидуальных практических или
теоретических вопросов, ученики выполняют
задания во время работы класса с другим заданием.
Данная форма контроля позволяет проследить
уровень выполнения работы и усвоения материала
отдельными учащимися, но довольно точно.
Индивидуальная проверка может быть
разноуровневой, дифференцированной. Кроме того
при индивидуальном опросе я практикую прием
анализа ответа ученика не мною, а другим
обучающимся, назначая консультанта заранее или
после ответа, обращаясь к ребятам. За анализ
ответа тоже можно выставить оценку. Оснащение
кабинета, в котором я работаю, позволяет мне
также проводить индивидуальный контроль
выполнения домашнего задания с помощью тестовых
программ по русскому языку, когда не я, а
компьютерная программа комментирует ученику его
оценку, указывает на направления в теме, слабо
усвоенные им. Возможность выполнения
интерактивных тестов или диктантов на
образовательных сайтах или порталах, когда мои
обучающиеся регистрируются как мои ученики на
моей странице учителя (Тест-мастер, gramota.ru и т.д.),
позволяет мне дома или после урока проследить
on-line не только общий рейтинг, т.е. уровень и
качество компетенций по изучаемым темам всего
класса или всех моих учеников, но и каждого
ученика в отдельности, поскольку результаты
тестов фиксируются в каждом отдельном ряду и
выполняется общий анализ работы.

Фронтальный контроль, чаще всего
используемый в школьной практике, может носить
поверхностный характер (при проверке работ
письменных всех учащихся класса во время их
самостоятельной работы на уроке), а может быть
более глубоким во внеурочное время учителя,
когда педагог может полно проследить не только
наличие и правильность работ, но и выполнение
дополнительных заданий к упражнению.

Фронтальный устный опрос полезен тем, что
включает в работу всех учащихся класса,
позволяет определить общий уровень усвоения
материала, а также уровень знаний учащихся
«слабой группы» в отдельности. Кроме того, при
фронтальном устном опросе можно использовать
как вопросы для воспроизведения информации,
так и вопросы, ставящие проблему, что
развивает мыслительную активность обучающихся,
а не просто позволяет им воспроизвести
выученное.

Самопроверка, на мой взгляд, очень
полезная форма контроля выполнения домашнего
задания на уроке, поскольку обучающиеся еще раз
анализируют свою работу, оценивают ее, что
развивает самоанализ и самооценку. Самопроверка
чаще всего выполняется по образцу. Но различными
способами. Например, после написания словарного
диктанта, учащиеся открывают словари и ручкой
другого цвета отмечают и исправляют ошибки,
затем некоторые из них устно комментируют
правильное написание. Другая самопроверка
проводится сначала с закрытыми тетрадями, дети
комментируют правописание в тексте домашней
работы, воспроизведенном на доске, отмечая для
себя «слабые» точки, затем исправляют ошибки в
домашнем упражнении.

Взаимопроверка – наиболее любимый детьми
способ, им всем хочется побыть в роли учителя.
Взаимопроверка осуществляется по образцу
соседом по парте или по выбору самого
проверяемого. Я требую от проверяющих
исправления ошибок и вынесения количества
ошибок на поля, позволяю им ставить оценку,
указывая фамилию проверяющего. В этом есть некая
корысть с моей стороны, поскольку я не только
могу потом, проверяя эти работы,
проанализировать уровень усвоения изученной
темы, выявить готовность обучающихся к изучению
следующего материала, но и поставить за одну
работу две оценки: и выполнившему работу, и
проверившему ее, проанализировав знания каждого
ученика с обеих сторон, ведь каждый выполнял, и
каждый проверял. При взаимопроверке возможен и
полезен прием, который я называю «Веер». Проверив
на перемене работы нескольких сильных
обучающихся, назначаю консультантами тех из них,
кто выполнил работу без ошибок или с 1-2 ошибками,
но смог объяснить свою ошибку, прокомментировав
правило, которым следует руководствоваться.
Затем назначенные мною консультанты проверяют
работы своих одноклассников: как устные, так и
письменные ответы.

Выборочную проверку я чаще всего
осуществляю письменных работ, называя отдельных
учеников на перемене перед уроком или во время
самостоятельной работы ребят, проверяя их
домашние задания полно и глубоко, затем
анализирую общую картину ошибок и недочетов. Или
же в собранных со всего классах работах проверяю
отдельные задания, которые дают картину полноты
усвоения теоретического материала или
формирования компетенции.

Мера помощи родителей в выполнении домашнего
задания
, направление воспитательного
воздействия, способ поддержки во многом зависят
от уровня развития школьника, его возраста и
степени его самостоятельности, его отношения к
учебе, чувства ответственности и других факторов
индивидуального развития. Не должно быть
сомнений в том, что родители наряду с учителями
несут ответственность за выполнение ребенком
домашнего задания, и здесь возможна совместная
работа. Так же однозначно следует принять и то,
что домашнее задание открывает перед ребенком
простор для самостоятельной деятельности,
способствует развитию самостоятельности,
препятствовать которому не должна родительская
помощь.Какая помощь может и должна быть
оказана?Прежде всего, она заключается в
укреплении и развитии их самостоятельности и
поддержке их чувства ответственности. Учителя,
родители и, конечно, сами дети должны следить за
тем, чтобы рабочее место было хорошо освещено,
стул соответствовал росту ребенка, домашнее
задание выполнялось в спокойной обстановке,
рабочая комната была проветрена, температура
воздуха была нормальной. Интерес родителей, всей
семьи к школьной жизни ребенка – предпосылка его
успешного обучения. Если домашняя работа
школьника воспринимается ими серьезно, тогда и
ребенок так же серьезно и ответственно относится
к выполнению своих заданий.

Эффективность домашней работы в процессе
обучения во многом зависит от того, как учитель
организует и направляет деятельность учащихся,
связанную с выполнением домашних заданий.

Руководство домашней работой он
осуществляет не только в процессе задавания
уроков на дом, но и в процессе их проверки. От
способов и приёмов проверки выполнения домашних
заданий существенно зависит и характер их
выполнения, отношение обучающихся к выполнению
домашнего задания, их ответственность и
добровольность, интерес и желание выполнить
домашнее задание.

Литература и интернет-ресурсы:

  1. /Харламов И.Ф./ Педагогика М./ 2000/
  2. /Познавательные задачи в обучении русского
    языка// Русский язык в школе/2000/ № 3/
  3. /Шевченко С.Д./ Как научить каждого/Москва,
    «Просвещение»/ 1991 г/
  4. /Голуб Б.П. /Средства активизации
    мыслительной деятельности учащихся// Педагогика,
    1998/№ 3/
  5. http://toshi2009.ucoz.ru
  6. http://www.kkulikeev-yaltch.edu.cap.ru



Следующий: