Творческий отчет Формирование ЗОЖ в условиях МО ШИСП

Устойчивая мотивация на физкультурно-оздоровительную деятельность, утверждение здорового образа жизни рассматриваются сегодня как одно из приоритетных направлений школьного образования. Социальной заказ родителей нашей школы – воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, укрепление здоровья детей и достижение в спорте. «Концепция модернизации российского образования» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает: проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья, в том числе за счет: использования эффективных методов обучения, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, организации мониторинга состояния здоровья детей. Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является сохранение и укрепление здоровья школьников, пропаганда здорового образа жизни, содействие утверждению в жизни школьников идей добра и красоты, физического духовного совершенства. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Здоровый образ жизни в условиях МО ШИСП.

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Исследования показывают, что 25% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются (К выпускным классам % соотношение вырастает наполовину).

Это важный показатель благополучия общества. Эту социальную проблему нужно решать на всех уровнях общества, в т. ч. и образовательном. Ведь через школу проходит все население страны, в школе дети проводят больше времени в течение дня. Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков.

Здоровье человека зависит:

  • на 50% — от образа жизни
  • на 25% — от состояния окружающей среды
  • на 15% — от наследственной программы
  • на 10% — от возможностей медицины.

(По данным исследований Всемирной организации здравоохранения) И хотя, традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.

Здоровьесберегающая среда в МО ШИСП предполагает реальную возможность каждому ученику получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. Ведение учащимися здорового образа жизни выражается: в процессе обучения школьников элементарным приемам здорового образа жизни, профилактическим методикам — пальцевой, оздоровительной, дыхательной гимнастике; в привитии учащимся элементарных навыков гигиены путем реализации в процессе обучения здоровьесберегающих технологий, проведения физкультминуток, подвижных перемен. Проветривания и влажная уборка помещений, чередование занятий с высокой и низкой активностью; в организации массовых оздоровительных мероприятий; в совместной работе с семьей, что проявляется в пропаганде здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий на родительских собраниях. Основным принципом здоровьесберегающего обучения является принцип психологической комфортности. Он предполагает снятие возможности стрессообразующих факторов образовательного процесса. Реализация принципа психологической комфортности позволяет педагогам не только укрепить эмоциональное состояние своих воспитанников, но и повысить их работоспособность и творческую активность. Личность педагога, его доброта, человечность, преданность делу становятся важными нравственными, познавательными, личностными ориентирами для воспитанников. Поэтому так важна работа по поддержанию в коллективе благоприятного микроклимата. Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет, несомненно, применение в педагогическом процессе здоровье сберегающих технологий в совокупности с охранительным педагогическим режимом обучения. Весь год у первоклассников безотметочная система, что способствует более спокойному усвоению знаний, не расстраиваясь из-за плохих отметок. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования спортивного профиля» (МО ШИСП) отличается от других общеобразовательных школ города. Наши учащиеся профессионально занимаются спортом. Рабочий день у них начинается в 7 утра и заканчивается в 7 вечера. Все дети совмещают учебный и тренировочный процессы, поэтому нагрузка на детей увеличивается. Одна из задач МО ШИСП — развитие творческого потенциала школьника. Каждый выпускник спортивной школы должен представлять собой функционально грамотную, универсально образованную, способную управлять своим здоровьем, готовую к высоким результатам в спорте и самостоятельной жизни личность. Однако сниженное состояние здоровья, переутомление замедляют процесс развития детей и подростков. Становится очевидной необходимость формирования здоровья школьников в рамках образовательного учреждения на основе активного взаимодействия педагогических и медицинских работников, родителей и самих учащихся. Достаточно большим количеством работ отечественных и зарубежных авторов показано, что совершенствование качества двигательной деятельности, прогрессивный рост спортивных результатов возможен только при максимальном и высоком уровне двигательной активности. Для решения данной проблемы мною составлена программа « В здоровом теле – здоровый дух» на основе учета психолого-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста. Она объединяет и согласовывает работу педагога по формированию здорового образа жизни учащихся начальной школы, их родителей и учителей, охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены, закаливания, борьбы с вредными привычками, безопасной жизнедеятельности детей, их досуга и нацелена на формирование соответствующих навыков.Создать благоприятные условия для осознания ценностей сбережения здоровья школьников — это значит обеспечить психологический комфорт и условия для самосовершенствования, воспитать у учащихся культуру здоровья, развить физическую культуру личности учащихся, родителей.

Роль здоровьесберегающих технологий в создании здоровьесберегающей среды в МО ШИСП.

В основополагающих документах Министерства образования РФ под здоровьесберегаю-щими технологиями понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся, включающая: реальную разгрузку содержания общего образования; использование эффективных методов обучения; повышение удельного веса и качества занятий физической культурой; организацию мониторинга состояния здоровья детей; улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях; рационализацию досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей. В своей работе я использовала элементы социально-оздоровительной технологии, в основу которой легли идеи Ю.Ф. Змановского о том, что оздоровление детей включает в себя организацию рациональной двигательной активности детей; организацию системы активного закаливания; комплекс психогигиенических и психокоррекционных средств; обеспечение полноценного питания; создание условий для оздоровительных режимов детей. Другими словами технология основана на факторах положительного влияния на организм детей, причем акценты сделаны на медицинских средствах и методах. Н.К.Смирнов особое внимание уделяет формированию гигиенической культуры учащихся, мотивации здорового образа жизни. Им предлагается создание программ по предупреждению вредных привычек у школьников. Цель здоровьесберегающих технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Среди здоровьесберегающих технологий выделяются группы:

  • Медико-гигиенические технологии.
  • Физкультурно-оздоровительные технологии.
  • Экологические здоровьесберегающие технологии.
  • Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровый образ жизни в условиях МО ШИСП.

В настоящее время здоровый образ жизни в МО ШИСП рассматривается как одно из наиболее приоритетных направлений работы. В начальной школе учебно-воспитательный процесс строится с учетом индивидуальных потребностей младшего школьника в движении, при строгом выполнении санитарно-гигиенических норм. Разработан режим двигательной активности учащихся в течение дня, обеспечивающий удовлетворение биологической потребности учащихся начальной школы в движении. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка. Для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности проводится комплексная физкультурно-оздоровительная работа.

В системе внеклассной работы класса большое внимание уделяю спортивному совершенствованию учащихся, развитию их способностей в различных видах физкультуры и спорта, пропагандирую здоровый образ жизни.

Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации самоподготовки, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для кистей рук; гимнастика для глаз; гимнастика для слуха; упражнения, корректирующие осанку; дыхательная гимнастика.

Важное значение имеет эмоциональный климат на самоподготовке: “Хороший смех дарит здоровье”, мажорность самоподготовки, эмоциональная мотивация в начале самоподготовки, создание ситуации успеха.

Экологическое пространство:

  1. Проветривание помещений;
  2. озеленение кабинета,
  3. освещение кабинета.

Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. В озеленении класса помощь оказывают родители. В начале учебного года проводится операция “Цветик — семицветик”. В нашем классе всегда много цветов, что позволяет поддерживать естественный микроклимат внутри комнаты. Есть игровая комната для отдыха детей, где тепло, много света, своевременно проводится влажная уборка, проветривание.

Рисунок 1

После первого урока провожу динамические паузы (хождение по коврикам с пуговицами для воздействия на точечные окончания стоп конечностей) с использованием ароматерапии и музыкального сопровождения, гимнастику по предупреждению сколиоза. Динамическая пауза снимает перегрузку, нормализует чередование труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление.

Администрацией школы была получена консультация детского педиатра по фитотерапии, директора МУ Центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями Малыгиной Е.А. по вопросу грамотного использования ароматерапии в профилактических целях. Ароматерапия — это — идеальное средство самопомощи, поскольку это лёгкий и приятный способ лечения, укрепления здоровья и улучшение самочувствия в целом. Все без исключения эфирные масла обладают бактерицидным, антисептическим и противовоспалительным действием, положительно влияют на нервную систему, успокаивают, вызывают сон и хорошее настроение, тонизируют, убивают микробов. Основная ценность эфирных масел в том, что они действуют постепенно, умеренно, деликатно. Вдыхание ароматизированного воздуха во время динамической паузы вызывает в организме перестройку иммунной системы, снимает интоксикацию, улучшает общее самочувствие, память, внимание, дезинфицирует помещение, что немаловажно для учащихся МО ШИСП.

Организация и проведение двигательных перемен.

В жизни ребенка двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение такой потребности — важнейшее условие его жизнедеятельности. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма (Тихвинский С. Б., Воронцов И. М., 1991). Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности детского организма, влияет на формирование психофизического статуса ребенка. (Пиманова Е.М., 1988, Солодков А.С., Есина Е.М., 1998, 1999) Главная цель двигательной перемены — дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире. Помимо развития физической активности детей, двигательные перемены способствуют сохранению психического здоровья детей. Двигательные разминки дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключится, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения. На переменах провожу различные подвижные игры с детьми, небольшие эстафеты. Говоря словами А. Фромма: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете». Обучающиеся нашего класса очень любят играть в различные спортивные и подвижные игры: « Мы идем на вы», «Арам, шим, шим», «Третий лишний»,«Мышеловка», «Догоняжки», «Сова» и т.д. Игры помогают в развитии, тренировке силы, ловкости, смекалки, развивают глазомер, точность движений и приучают к настойчивости в достижении цели, обладают развивающим, оздоровительным и тренировочным эффектом.

Прогулка является важным моментом, предупреждающим переутомление детей, восстанавливающим их работоспособность. Обязательной составляющей режима МО ШИСП является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся, в том числе на свежем воздухе, ежедневный объем которой должен составлять не менее 20% времени, отводимого на учебную и досуговую деятельность. Прогулка обеспечивают бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям, является паузой на восстановление сил, снятие умственного и физического утомления, повышение работоспособности учащихся. Провожу познавательные прогулки, наблюдая с детьми за явлениями природы, с последующим использованием наблюдений на уроках. Ежедневные прогулки детей являются эффективным методом закаливания ребенка, так как потребности растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает норму у взрослых. Проведение экскурсий, прогулок на свежем воздухе укрепляет здоровье детей.

Внеклассная воспитательная работа.

Цель работы — обеспечение активного отдыха и удовлетворение естественной потребности учащихся в движении, развитие познавательного интереса, что способствует воспитанию подрастающего поколения, формированию спортивных навыков. Внеурочная деятельность обучающихся МО ШИСП направлена на формирование и развитие умений и навыков здорового образа жизни у учащихся путем проведения дней здоровья и спорта, уроков здоровья, циклов занятий и лекций по проблемам здорового образа жизни и отказа от вредных привычек, разрушающих здоровье, конкурсов творческих работ. Составной частью этой работы является внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа. Большая воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ, ценности здоровья, профилактике вредных привычек в системе проводится в нашем классе. Мои воспитанники с удовольствием принимают участие в познавательных беседах: «Режим дня», «Очень вкусная еда, но не детская она», «Чистота – залог здоровья», «Что такое сон», «Безопасная жизнь в твоих руках», «Что такое хорошо, что такое плохо»; классных часах: «Без привычек вредных жить на свете здорово», «Дружить, значит жить», «Мы зарядку делали – прыгали и бегали»; спортивно-развлекательных мероприятиях: «Если вместе, если дружно», «Мы – спортивные ребята», «Состязания здоровячков», «Ах, баня, баня», «Вместе дружная семья», «Веселые старты», «Пять олимпийских колец» и др; устных журналах: «Путешествие в страну чудес», «Парад вредных привычек»; фотовыставках: «Спорт в моей жизни», конкурсах плакатов и рисунков «Здоровым быть – это здорово». В основе мероприятий лежат идеи праздника, радости, улыбки, что делает человека более активным, уверенным в себе, общительным, счастливым. Создание веселой непринужденной обстановки позволяет участникам чувствовать себя комфортно и безопасно в детском коллективе.

С целью профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата в МО ШИСП создана группа для занятий ЛФК. Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника. Ежегодно мы с обучающимися оформляем совместно уголок здоровья, отражающий здоровьесберегающую деятельность классного коллектива.

Большая работа ведется мной по охране жизни и здоровья обучающихся основам безопасности жизнедеятельности. Ребенок, часть общества, и ему приходится решать ряд задач, которые встают перед ним на каждом возрастном этапе. Повышению социальной ориентации в обществе в современных условиях, знанию основ ПДД и ОБЖ служат классные часы: «Без вредных привычек жить на свете здорово», «Говорим здоровью – да!», беседы: «Безопасная жизнь в твоих руках», «Здоровье».Тренировочные эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций формируют у детей желание заботиться о своем здоровье. Понимая, что развиваться творческая личность ребенка будет быстрее эстетически, я воспитывала в ребятах понимание и любовь к различным видам искусства, в частности, к театру. Один раз в месяц вместе с детьми мы посещаем филармонию, никогда не пропускаем ни одного театра в ДК Ярославского, являемся постоянными посетителями детской библиотеки № 4, различных выставок в выставочном зале, несколько раз были в краеведческом музее, встречаемся с интересными людьми (тренер Мальцева Е.И, ветеран ВОВ и труженик тыла Чернышова В.М.) На новогоднюю елку мы ездили всем классом вместе с родителями в Драмтеатр города Кемерово. В классе на всеобщем добровольном голосовании выбран актив класса, у каждого обучающегося в классе есть своя должность (координаторы по учебе, корреспонденты, цветоводы, библиотекари, санинспектор и т.д.) Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашей классе направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной. Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. Учащиеся нашего класса являются призерами и участниками муниципальных, областных, всероссийских, международных конкурсов.

В рамках здоровьесберегающего направления медицинские работники школы-интерната: делают профилактические прививки; дополнительно витаминизируют детей, своевременно выявляют и проводят диспансеризацию детей с заболеваниями; проводят кварцевание и обеззараживание помещений (обработка дез. средствами) в период подъема ОРЗ и гриппа, профилактическое орошение зева травами; используют травяные чаи, озонотерапию, аромотерапию (аппарат “ЭФА” для аромотерапии с применением эфирных масел эвкалипта, лимона и чайного дерева, которые обладают бактерицидным противовирусным иммуностимулирующим действием). Учитывая специфику школы-интерната спортивного профиля, контроль за здоровьем учащихся осуществляется в тесном сотрудничестве с городским физкультурно-оздоровительном диспансером.

В тесном контакте работаю с психологом. Деятельность психолога осуществляется в следующих основных направлениях: психодиагностика, консультирование, психокоррекционная и развивающая и психопрофилактическая работа. В 1 классе было проведено обследование, с целью определения адаптации к школе. Психолог постоянно помогает родителям грамотно и эффективно строить свои взаимоотношения с детьми, выступает практически на каждом родительском собрании, проводит индивидуальные консультации для родителей и педагогов, что позволяет более качественно и комплексно решать проблемы психологической помощи детям.

Школьная столовая МО ШИСП обеспечивает всех учащихся полноценным бесплатным горячим питанием в соответствии с режимом работы школы. Организация двухсменного качественного горячего питания (завтрак, обед) благоприятно влияет на состояние здоровья обучающихся.

Работа с родителями.

Хорошее самочувствие ребёнка в семье – важное условие успешного усвоения им школьной программы. Цель моей работы помочь родителям грамотно и эффективно строить свои взаимоотношения с детьми. На каждом родительском собрании рассматриваем вопросы укрепления здоровья детей. В начальных классах провожу совместные мероприятия с родителями «Мама, папа и я — спортивная семья», «Зов джунглей», «Веселые старты», посещаем каток, ходим на лыжах. Вместе с родителями посещаем соревнования в манеже спортивной гимнастики, болеем за наших детей и радуемся их успехам. Два раза в год проводится мониторинг результатов совместной деятельности, где родители заполняют анкеты, которые помогают отследить режим дня школьника, его питание и уровень здоровья, самочувствие в семье. Стараюсь сплотить коллектив детей и родителей, чтобы они по-иному оценили друг друга, познали и, возможно, открыли для себя новые грани содержания личности друг друга.

Контроль за состоянием здоровья учащихся, профилактика и предупреждение заболеваний, своевременная информация о предстоящих прививках, оформление информационных стендов, рекомендации, советы, выступления на родительских собраниях — вот некоторые формы работы с родителями нашего класса. В моем классе нет «трудных детей», никогда не было правонарушений, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних

Рисунок 2

Вывод: В сравнении с 2009 и 2011 учебным годом немного снизилось количество уроков, пропущенных по болезни. Создание здоровьесберегающей среды в школе позволяет каждому обучающемуся получать полноценное образование с учетом его склонностей и возможностей, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

В течение 2009 — 2011 учебного года на школу не накладывался карантин по острым вирусным воздушно-капельным инфекциям. Все дети моего класса посещают летний лагерь при МО ШИСП, где соблюдая режим дня, продолжают развивать потребности в здоровом образе жизни, активном отдыхе и формировании спортивного стиля жизни.В результате целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся повышается положительная мотивация учащихся на учебную деятельность, ЗОЖ, грамотность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

Заключение.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности. В МО ШИСП созданы благоприятные условия для успешной реализации задач, направленных на оздоровление воспитательно-образовательного процесса. Учащиеся нашей школы осознают значимость здорового образа жизни, соблюдают режим дня и профессионально занимаются спортом. В 3 классе обучающиеся уже имеют определенные спортивные результаты. Кристина, Ваня, Соня защищают честь нашего города на городских, областных и всероссийских соревнованиях по спортивной гимнастике. Вовлечение обучающихся в различные виды деятельности по здоровьюсбережению оказывает самое плодотворное влияние на их здоровье. Результаты моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Анализ работы, проведенной за три года в рамках программы «В здоровом теле – здоровый дух » показал, что обучающиеся более осмысленно выбирают здоровый образ жизни.

Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности крепкого здоровья, основ нравственности и культуры.

Следующий: