Творческие задачи по физике

Главной целью своей работы я считаю развитие
творчески мыслящей, самостоятельно принимающей
решение в любой ситуации личности. Поэтому на
своих уроках я использую технологию
развивающего обучения.

Считаю, что учебная деятельность учащихся
должна быть приближена к научному процессу:
гипотеза – эксперимент – теория.

После создания учителем проблемной ситуации на
уроке ученики предлагают различные способы ее
решения, выдвигают спорные гипотезы. Работая в
группах, школьники проводят исследовательскую
работу, проверяют справедливость предложенных
гипотез, самостоятельно, входе диспута приходят
к общему выводу. С радостью и удивлением ученики
обнаруживают, что они сами “ открыли”
физический закон или вывели формулу, найдя
подтверждение своим результатам в учебнике.

Но мой опыт работы убедительно показал, что
успешное развитие творческих способностей
учащихся невозможно без систематического
применения в учебной работе не только
уроков-исследований, но еще и творческих задач.

В течение нескольких лет я занимаюсь подбором
такого типа задач, в которых представлены
исследовательские задания, требующие
принципиально творческого решения.

К сожалению, большинство задач в учебниках и
сборниках являются тренировочными, и учащиеся
недостаточно практикуются в решении такого типа
задач.

Что следует понимать под творческой задачей?
Это задача, в которой сформулировано
определенное требование, выполнимое на основе
знания физических законов, но в которой
отсутствуют какие-либо прямые или косвенные
указания на те физические явления, законами
которых следует воспользоваться для решения
задачи. В творческой задаче прежде всего
необходимо найти принцип решения, в задаче же
тренировочного характера принцип решения по
существу уже содержится в ее условии.

Творческие задачи всегда сложнее в том
отношении, что они требуют от ученика большей
самостоятельности мышления. По содержанию их
можно разделить на следующие виды:

1)Экспериментально-исследовательские, которые
являются основным видом творческих задач,
используемых на уроках, и широко применяются как
при изучении нового, так и при закреплении
пройденного материала. Приведу примеры задач
такого типа: “ Вам даны пробирка, порошок
нашатыря, спиртовка и лупа. Необходимо получить
кристаллы из паров. Зарисуйте результаты в
тетради и объясните наблюдаемое явление.” (10-й
класс). “ Известно, что между молекулами в
твердых телах существуют силы притяжения.
Проверьте на опыте, одинаковы или различны эти
силы у двух разных веществ, например у меди и
стали.(7-й класс)”

2)Домашние творческие задания я задаю на срок от
трех дней до шести дней, а иногда и более. Приведу
пример: “ Вам необходимо проградуировать сосуд,
но никакой мерной посуды (мензурки ) в Вашем
распоряжении нет. (7-й класс ).”

3) Конструкторские задачи – это задания типа “
Сконструируйте прибор, при помощи которого можно
показать, что теплота хорошо распространяется в
жидкости путем конвекции. ( 8-й класс )”.
“Изготовить динамометр, в котором вместо
спиральной пружины использовалась бы упругая
пластина Определить предел ее измерения. (7-й
класс)”.

4) Задачи практического содержания – это
задания, в которых требуется отыскать физический
способ решения задачи. Например, “ Придумайте
способ определения мощности лампочки, пользуясь
только амперметром и реостатом.”

5)Задачи на проектирование физических опытов.
На уроке, выдвинув проблему, учитель может
предложить учащимся спроектировать опыты,
необходимые для исследования этой проблемы.
Например, поставив вопрос “ Нельзя ли получить
выигрыш в работе, пользуясь подвижным блоком?”,
предложить ученикам подумать над идеей опыта, с
помощью которого это можно было бы установить.

Успех выполнения творческого задания, его
обучающее и развивающее значение во многом
зависят от того, насколько широким будет поиск,
насколько разнообразными и содержательными
окажутся решения. Но для того , чтобы идеи
учащихся отличались разнообразием, чтобы ими был
затронут больший объем физического материала, во
многих случаях необходима вводная беседа, в ходе
которой намечают некоторые принципиально
возможные пути поиска, обращают внимание
учащихся на возможность использования различных
физических идей, законов, явлений. Подготовка
учеников к выполнению творческих заданий,
осуществляемая в ходе вводной беседы, особенно
необходима на первых порах применения таких
заданий, пока учащиеся еще не освоились с
методами и особенностями творческой,
исследовательской работы.

Работая над творческими заданиями, ученики
могут пользоваться индивидуальными
консультациями учителя, которые оказываются им
на ходу. Но помощь не должна носить характер
подсказки, полностью устраняющей творческую
работу.

Завершающая часть работы над заданием –
коллективное обсуждение итогов его выполнения
или самоанализ результатов. Для этого отбирают
самые оригинальные, интересные работы, в которых
использованы различные идеи решения или
различная методика выполнения. Обсуждают также
работы, содержащие поучительные ошибки. В
результате обсуждения выявляют лучшее из лучших.

Для того чтобы активность учащихся была более
высокой, целесообразно, чтобы с отобранными для
обсуждения решениями учащихся знакомили сами
авторы решения. Различные виды творческих задач
в своей совокупности позволяют широко
варьировать содержание творческих заданий и
степень их сложности. Это дает возможность
учитывать разнообразные интересы учащихся и
уровень их подготовки.

Следующий: