Творческая работа с учебником географии


Учебник является наиболее важным средством
обучения, раскрывающим основы наук. В нем
определены объем и глубина знаний, а также
содержание умений и навыков. Учебник – главное
средство обучения – тесно связан с другими
пособиями и имеет ряд принципиально
отличительных особенностей. Содержание учебника
во многом определяет содержание других средств
обучения.

Учебник постоянно находится в распоряжении
каждого школьника, и они могут с ним работать и в
классе, и дома, тогда как другие пособия
применяются главным образом в классе.

Ни одно из средств обучения не материализует
учебный материал в полном и всеохватывающем
объеме, как учебник. В отличие от него другие
пособия, например картины, таблицы, фильмы,
диапозитивы и т.д., раскрывают один или несколько
вопросов программы. При этом они могут
детализировать, дополнять, эмоционально
окрашивать материал, но охватить все содержание
не могут.

Материал учебника географии, кроме текста,
включает иллюстрации, схемы, диаграммы и т.д.
Поэтому учебник можно назвать комплексным
средством обучения. Благодаря именно этой
особенности, он является главным в учебном
процессе, как для учителя, так и для учащихся.
Задача географического образования в школе
состоит не только в том, чтобы дать ученикам
теоретические и практические знания в различных
областях географии, но и, что очень важно, научить
их добывать эти знания самостоятельно. И
помощником в этой работе может служить обычный
школьный учебник географии.

Как правило, учебник используется для
закрепления и повторения материала дома. Но
работа с учебником именно на уроке, под
руководством учителя, позволяет использовать
его не только как источник информации, но и как
средство для формирования учебных навыков.
Таких, как умения самостоятельно получать
знания, находить и выделять главное,
систематизировать и фиксировать мысли в виде
планов, схем, таблиц и опорных конспектов,
которые облегчают формирование приемов
сравнения и обобщения.

Задания при работе с учебником могут носить
различный характер: поисково-репродуктивный,
сравнительно-аналитический и творческий (таблица 1), что позволяет в рамках
обычного урока осуществлять дифференцированный
подход в обучении. Кроме того, при этом
значительно облегчается выполнение домашних
заданий.

В настоящее время большую помощь в подобной
работе оказывают издающиеся рабочие тетради с
печатной основой, которые предлагают большой
выбор заданий для работы с учебником географии.

Творческая работа с учебником географии

Зоны совместного творчества учителя и учащихся
безграничны – изменение и преобразование
окружающих условий и сложившегося образа жизни,
создание художественных ценностей, материальных
продуктов, изобретательская и конструкторская
деятельность, познавательная деятельность
ученика и обучающая деятельность учителя.
Диапазон творчества так же велик — от решения
задач по применению знаний на практике до
самостоятельного добывания и конструирования
знаний.

Составление вопросов.

Что может
быть проще, чем задавать вопросы? Однако на самом
деле это требует от учеников вполне определенных
усилий. Тем более что их вопросы не должны
дублировать вопросы, приведенные в параграфах
учебника.

Вопросы могут носить произвольный характер или
начинаться определенным образом. Например:
“Докажите, что …”; “Объясните, почему …”;
“Какой вывод можно сделать из …”. Важно
объяснить ученикам, что оценивается не столько
количество (его можно ограничить), сколько
качество вопросов и плюс умение самим отвечать
на них.

Проверку данного вида работы можно проводить
несколькими способами:



а) выборочно или у всего класса в тетрадях;

б) заслушать вопросы нескольких учащихся и
ответы на них других учеников;

в) организовать работу в парах: ученики задают
друг другу свои вопросы и отвечают на них, делают
необходимые комментарии и оценивают ответы;



г) организовать работу внутри групп (как в
парах);

д) организовать работу между группами.

Последние три способа наиболее интересны и
полезны, особенно для детей: их слышат, они
слушают и самостоятельно дают оценки. Все
результаты передают учителю, который оставляет
за собой право при необходимости их
корректировать.



Интересно отметить, что при составлении
вопросов многие ученики обращают внимание на
такую информацию в учебнике, которой учитель
зачастую по инерции не придает значения.

Составление рассказов с географическими
ошибками

, которые надо заметить и
исправить, вызывает у ребят особый интерес.
Однако данная работа довольно сложна. Она
требует хороших знаний, воображения, логики,
умения формулировать мысли. Хороший текст должен
иметь выраженный сюжет, быть оригинальным и
занимательным – лучше всего в форме
приключенческого рассказа или рассказа о
путешествиях. Выполнение таких заданий
способствует развитию речи и творческих
способностей. Ученики любят слушать такие тексты
и с огромным удовольствием ищут “спрятанные”
ошибки.

Составление текстов с пропущенными
словами

не составляет большого труда.
Такое задание можно давать на первых этапах
обучения, а затем оставлять его для
слабоуспевающих, которым не под силу выполнение
более сложных заданий, типа составления текстов
с ошибками.

Составление рассказов по заданным словам


способствует развитию мыслительной и речевой
деятельности. При изучении нового материала
рассказы составляются на основе прочитанного в
учебнике текста и представляют, по сути, сжатое
его изложение.

На первом этапе опорные слова предлагаются в
той последовательности, в которой они должны
быть упомянуты в рассказе. Затем работа
усложняется: слова даются без определенной
последовательности или вносятся “лишние”,
которые не могут быть использованы в тексте. Эти
варианты требуют большей внимательности и
сообразительности. В любом случае ученику
предлагается озаглавить рассказ и объяснить, на
какой вопрос он отвечает, какой вопрос к нему
можно задать и т.д.

Этот вид работы удобен для дифференцированного
обучения: слабым ученикам можно давать простое
задание, сильным – сложное. Составление
рассказов по заданным словам можно также
применять и при повторении материала. В этом
случае предлагается составить рассказ, вспомнив
опорные слова без помощи учителя и не используя
учебник.

Тесты

– наиболее распространенный
вид проверки усвоения материала. В качестве
формы творческой работы с учебником ребятам
предлагается разработать тесты применительно к
конкретному параграфу или разделу. Разумеется,
такую работу можно предлагать только в том
случае, если ученики уже имеют понятие об общих
принципах организации и различных видах тестов
– вопрос и несколько вариантов; перечень верных
и неверных утверждений; обозначенные буквами и
цифрами понятия и определения, которые нужно
привести в соответствие и т.п. Кроме того,
предъявляемые к хорошим тестам – четкая и
однозначная формулировка вопросов (или
утверждений), предполагающая наличие точных и
правильных ответов. При каждом задании
оговаривается минимальное и максимальное
количество вопросов или утверждений, которые
надо придумать в каждом конкретном случае.

Иногда ребята делают очень интересные работы,
которые могут быть использованы в дальнейшем для
индивидуального опроса.

Вид работы, всегда вызывающий особый интерес, — составление
кроссвордов
. (Рисунок 1).

Ученики любят не только решать кроссворды, но и
составлять их, проявляя при этом все свои
интеллектуальные и творческие способности.
Регулярное использование такого вида заданий
способствует росту мастерства, интереса к
предмету и качества заданий, т.к. при этом
необходимо заново пересмотреть и повторить весь
материал темы.

Как правило, кроссворды составляются дома
после изучения какой-либо темы. Они могут быть
тематическими, включающими любые вопросы,
связанные с темой, или терминологическими, в
которых используются только термины данной темы.
Как и в других случаях, необходимо оговаривать
определенные требования:

а) четкая, а по возможности и оригинальная
постановка вопросов;

б) аккуратность выполнения;

в) наличие ответов на отдельном листке.

Все сданные работы оцениваются, а из лучших
оформляется выставка или они используются при
проведении различных внеклассных мероприятий по
географии.

Творческие задания выполняются с
удовольствием и интересом, особенно если нет
ограничений в выборе: каждый берется за то, что
ему нравится и что в его силах. Хорошо
выполненная работа – маленькая победа в
процессе познания, повышение самооценки, веры в
свои силы в стремлении учиться.

Различные формы работы с учебником позволяют
выработать навыки самостоятельно добывать
знания, умения задавать вопросы и находить на них
ответы, различным образом оформлять и применять
свои знания. Важно помнить, что, предлагая разные
по сложности задания, нельзя явно выделять
“слабых” и “сильных” учеников, необходимо
тактично предлагать выполнение индивидуальных
работ. А еще лучше предложить выбор – каждый
ребенок сам определит свои силы, а если по
какой-то личной причине не справится с заданием,
не надо упрекать его за неправильный выбор – он
сам все поймет.

Предложенные формы работы с учебником и навыки,
полученные при этом, могут быть использованы на
различных типах уроков и как элементы игр, а
также могут применяться при развивающем
обучении.

Литература

  1. Душина И.В., Таможня Е.А., Пятунин В.Б. Методика и
    технология обучения географии в школе. – М.: ООО
    “Издательство Астрель”. 2002. — 203 с.
  2. Методика обучения географии в школе (под ред.
    Л.М. Панчешниковой). – М.: Просвещение, 1997.
  3. Шебанова Е.Ф. Работа с учебником на уроке. Газета
    биология в школе. 2001. № 33.
  4. Я иду на урок географии: физическая география
    материков и океанов (под ред. К.С. Лазаревича. – М.:
    Издательство “первое сентября”, 2000. 272 с.



Следующий: