Творческая проектная работа Поэтические листы. Серебряный век

“Без стремления к научной работе учитель
попадает во власть трех демонов:
механистичности, рутинности, банальности. Он
деревенеет, каменеет, опускается”, – безусловно,
Дистервег ил Дистерви прав, но мое обращение к
экспериментальной проектной деятельности –
дело больше вынужденное, вызванное
необходимостью. Зато какой интересной для меня и
учеников оказалась эта работа!

В старших классах преподаю с самого начала
педагогической деятельности, с того времени,
когда программа по литературе в выпускном классе
была определена рамками произведений нескольких
крупных советских писателей и поэтов.
Иллюстрации к ним, раздаточный материал,
портреты великих авторов никогда не были
дефицитом даже в сельской школе. Затем пережила
вместе со всеми “открытие” Серебряного века,
когда мы листали томики “необязательных”
поэтов, читали стихи запоем и радовались
возможности поделиться с
учениками-единомышленниками прочитанным,
выученным.

Сейчас поэзия Серебряного века входит в
обязательную школьную программу. Значит, нужно
познакомить с её удивительным и многообразным
миром всех ребят, независимо от их увлечений и
интересов. А у нас в запасе всего несколько
уроков о Блоке, Есенине, Маяковском, Ахматовой,
Пастернаке… Творчество остальных поэтов
рассматривается лишь обзорно. Как важно
заинтересовать, привлечь внимание, удивить! А
затем это внимание и удивление – закрепить.
Сделать это можно, согласитесь, только тогда,
когда есть возможность не раз обращаться к
материалу, прежде всего – к наглядному. Такого
материала по теме “Серебряный век” у нас,
словесников, пока нет.

Что обычно помогает запомнить материал? Это
схемы и таблицы, портреты писателей, иллюстрации
к их произведениям, любые зрительные образы,
яркие цитаты, которые применяются в качестве
эпиграфов. Когда-то впервые я продемонстрировала
выпускникам видеомы Андрея Вознесенского
(“Сергей Есенин и Айседора Дункан”, “Борис
Пастернак”), изданные в журнале “Юность”. Они
произвели большое впечатление на учеников и
помогли закрепить в их памяти страницы биографии
и творчества поэтов. Как создать столь же яркий и
содержательный наглядный материал? Как быть?
Постепенно родилась идея, мечта – заманчивая и,
на первый взгляд, – недостижимая.

В новой для себя школе сразу взялась за
авторский элективный курс “Основы
интерпретации и анализа художественного
текста”, в 2004–2005 учебном году вела его первый
год. Девочки работали с удовольствием, но среди
моих старшеклассниц не было тех, кто мечтал бы об
углублении в филологию, о поступлении на
гуманитарный факультет. Однако они с
удовольствием читали стихи, пытались их
анализировать, интерпретировать. Мы вместе
придумывали образ стихотворения, рисовали его
словесно. И некоторым из них, учившимся в
художественных школах и студиях, конечно,
хотелось взяться за карандаш и кисти. То есть
рядом со мной оказались интереснейшие человечки,
умеющие просто слушать и читать стихи, развивать
творческие идеи, воплощать их по-своему. И тогда
появилась идея: что если самим создать
зрительные образы, составить краткий перечень
основных биографических дат, фактов творческой
жизни, найти цитаты, которые помогут лучше
запомнить образ поэта? И, может быть, стоит самим
попробовать создать видеомы, подобно тому, что
сделал Андрей Вознесенский об Есенине и
Пастернаке? Так определился круг будущих
деятелей-исполнителей, способных воплотить
мечту в реальность.

Оставалось определиться с педагогической
технологией. Собственно, выбирать не пришлось,
ведь именно создание проекта – это всегда
попытка решить актуальную, значимую проблему. За
основу был принято следующее определение:
учебно- познавательный проект – ограниченное во
времени, целенаправленное изменение
определенной системы знаний на основе
конкретных требований к качеству результатов,
четкой организации, самостоятельного поиска
решения проблемы учащимися.

В новом, 2005–2006 учебном году, был разработан еще
один элективный курс – “Твой проект”,
направленный на помощь старшеклассникам в
приобретении новых знаний и освоении новых для
них способов деятельности (за рамками данной
работы остаются другие проектные работы
старшеклассников). Необходимо было обучить ребят
приемам и способам учебно-исследовательской и
практической деятельности; коммуникативным
умениям и навыкам: вести диалог, работать в
группе, презентовать свои идеи. Не менее важным
было научить способам и приемам самостоятельной
работы со специфическими источниками
информации; а также развивать
общеинтеллектуальные умения. Конечно,
определение концепции работы и направляющая
роль всегда остается за учителем, но требования к
проектной деятельности: инициатива учащихся,
значимость их труда для ближайшего и
опосредованного окружения, исследовательский
характер – оказались для решения нашей
конкретной задачи самыми “подходящими”.

Цель своего проекта

мы сформулировали так:
создание “поэтических листов”, каждый из
которых представит одного поэта Серебряного
века, совместив самый интересный и важный
материал о его личности и творчестве.

Задачи:

  • Познакомиться подробнее с биографией и
    творчеством поэтов Серебряного века.
  • Составить хронологические таблицы по биографии
    и творчеству каждого из поэтов.
  • Найти портреты, соответствующие нашим замыслам.
  • Найти такие высказывания о каждом из поэтов,
    которые определяли бы суть его характера и
    творчества.
  • Определить стихотворения, которые могли бы
    послужить своеобразной “визиткой” творчества
    поэта.
  • Придумать видеообраз творчества поэтов,
    основываясь на изученном материале.
  • Изучить материал по оформлению и дизайну.
  • Выбрать стиль оформления, соответствующий
    творчеству поэта.
  • Оформить “поэтические листы.
  • Этапы работы:

  • Изучение и отбор литературного материала.
  • Обработка собранного материала на компьютере.
  • Создание видеомов.
  • Написание анализа стихотворений и описания
    видеомов.
  • Оформление поэтических листов.
  • Представление работы.
  • Нашей гипотезой

    было мнение о том,
    что “поэтические листы” помогут
    старшеклассникам не только познакомиться с
    поэтами Серебряного века, но и закрепить в памяти
    особенности их личности и творчества, полюбить
    удивительный мир русской поэзии.

    В творческую группу по созданию проекта вошли
    четыре выпускницы. Работа была распределена
    следующим образом: одна из девушек отвечала за
    обработку литературной информации и за
    оформление письменной части проекта. Три девушки
    выбрали по четыре поэта: они собирали
    литературный материал, подбирали портреты,
    работали над видеомами по творчеству выбранных
    поэтов.

    На наших поэтических листах представлены:

    • портрет поэта;
    • хронология его жизни;
    • основные творческие этапы;
    • цитата, отражающая суть личности и творчества
      поэта;
    • стихотворение, которое можно назвать
      “визиткой” поэта;
    • творческая оригинальная работа – видеом.

    При выборе портретов

    мы учитывали
    следующие условия: он должен соответствовать
    созданному на листе образу поэта, быть
    выразительным, ярким и узнаваемым.

    Для сбора и изучения биографического материала
    мы обратились, конечно, к учебнику, но в нем
    нужного материала оказалось явно недостаточно
    для полной биографической таблицы. И поэтому мы
    обратились к другим книгам, а также к
    энциклопедиям, журналам, сборникам
    стихотворений и Интернету. Не хотелось
    перегружать листы лишней информацией, но в то же
    время материал, по нашему замыслу, должен был
    полно отражать основные события жизни поэта.

    В хронологических таблицах о творчестве
    поэтов мы отметили первое напечатанное
    произведение, сборники и циклы стихотворений, а
    также произведения крупных форм: поэмы,
    драматические произведения и т.п.

    Мы решили включить в оформление каждого
    поэтического листа такую цитату, которая
    стала бы эпиграфом к листу, отражала бы
    своеобразие личности и творчества поэта. Это
    могла быть строчка из стихотворения самого
    поэта, высказывание других поэтов, или строчка из
    какой-либо речи поэта. Иногда нам приходилось
    выбирать такую цитату из нескольких, и в споре мы
    обычно все же приходили к общему мнению. Кроме
    того, возникали ситуации, когда цитату трудно
    было выбрать, потому что все найденные слова
    звучали недостаточно кратко и афористично, что
    тоже было условием для нашего выбора. В некоторых
    случаях мы брали цитаты из стихотворений,
    высказываний самих поэтов, потому что это был
    наиболее выразительный вариант. Например, на
    листе об Игоре Северянине: “Я выбран королем
    поэтов, да будет подданным светло”. В этом – и
    гордость, и позерство поэта, и его великодушие. И
    в то же время – отражение важного события
    биографии.

    Стихотворение-“визитка”,

    по нашему
    мнению, должно закрепить образ
    творчества поэта в сознании учеников. Необходимо
    было выбрать такое стихотворение, по которому
    ученик смог бы сразу “узнать” автора. Поэтому
    выбиралось наиболее яркое, выразительное
    стихотворение, часто этапное в творчестве. В
    большинстве случаев мы предпочли “программные”
    произведения.

    Самая трудная и в то же время самая интересная
    часть нашей работы создание видеомов.
    Конечно, для выполнения творческой работы
    потребовались знания и умения, приобретенные в
    художественных учебных заведениях. Но сначала мы
    вместе обсуждали каждый будущий видеом. В этом
    нам и помогли занятия элективного курса “Основы
    интерпретации и анализа художественного
    произведения”. Мы читали и анализировали стихи
    Серебряного века, а также пытались представить
    мир поэта в образах и красках, отбирали важнейшие
    детали. Иногда вместе определяли технику
    выполнения работы. Позже нас все время
    спрашивали: что же такое “видеом”? Как уже
    отмечалось, этот неологизм мы взяли в готовом
    виде у поэта Андрея Вознесенского. Но многие наши
    “видеомы”, честно говоря,– больше видеообразы,
    живописное творческое обобщение поэзии
    конкретного поэта. Подробнее о каждом видеоме
    можно прочесть в Приложениях.

    Даже обработка информации на
    компьютере заняла немало времени и труда. Чтобы
    работа была успешной, пришлось поработать над
    каждой мелочью: размером шрифта, расположением
    материала на листе. Для разных поэтов мы
    подобрали, по возможности, свой шрифт. Нам
    кажется, что некоторые отражают своеобразие
    творчества: например, шрифт на листах о В.
    Маяковском, В.Хлебникове.

    При оформлении листа мы старались
    учесть следующее:

    1. Размеры всех поэтических листов должны быть
      одинаковыми, так же, как их отдельные компоненты.
    2. Напечатанный материал должен хорошо смотреться
      с определенного расстояния.
    3. Листы не должны быть “бледными”, но в то же
      время нельзя их перегружать цветом.

    В результате обсуждения решено было
    использовать цветные листы на белом фоне,
    предпочтение отдали пастельным цветам. Выбор
    цвета определялся и колоритом видеома.

    Ещё одна небольшая, но важная деталь
    “поэтического листа” – уголочки. Это
    небольшие фигурки, своеобразные образы из
    цветной бумаги. Они, с одной стороны, выполняют
    роль “ограничителей” (дизайнерское решение), с
    другой стороны – вносят дополнительный смысл в
    содержание листов, рождают ассоциации: Сергей
    Есенин – березовый листочек, Велимир Хлебников
    – перо птицы и в то же время писательское перо,
    Николай Гумилев – экзотическое дерево, Блок –
    сиреневый фонарь на желтом фоне.

    На выполнение всей работы – 12 поэтических
    листов – у нас ушло 6 месяцев.

    Кроме собственно поэтических листов мы
    выполнили описание каждого из них. Эти
    ёмкие описания можно использовать и как слово
    учителя, и как материал для сообщений учеников.
    Естественно, в отдельные папки каждой участницей
    проекта был собран материал о “своих” поэтах.
    Его тоже можно активно использовать при
    подготовке к урокам.

    Наши листы посвящены И.Анненскому, А.Ахматовой,
    А.Блоку (Рисунок
    1,
    Приложение
    1), М.Волошину, С.Есенину (
    Рисунок
    4,
    Приложение
    4) Н.Гумилеву (Рисунок 3,
    Приложение
    3), О.Мандельштаму, В.Маяковскому (
    Рисунок
    5,
    Приложение
    5), Б.Пастернаку, Игорю Северянину (
    Рисунок
    6,
    Приложение
    6), Велемиру Хлебникову (
    Рисунок
    2,
    Приложение
    2), М.Цветаевой.

    Таким образом, соединились не только два
    элективных курса – “Основы интерпретации и
    анализа художественного текста” и “Твой
    проект”, но материал уроков литературы и
    творческая, практическая деятельность.
    Результат такого сотрудничества – проектная
    работа “Поэтические листы “Серебряный век”,
    которую мы с группой девушек-разработчиков
    представляли на научно-практической конференции
    нашего района и открытом Молодежном форуме в г.
    Северске Томской области, где завоевали Гран-при.
    Наша работа была завершена в марте 2006 года, и
    несколько “поэтических листов” были опробованы
    на уроках литературы. Эффект был достоин наших
    ожиданий!

    Хочется добавить, что наш проект достаточно
    технологичен: его легко перенести в условия
    любой школы, где есть несколько
    художников-оформителей. Естественно,
    предложенный материал можно заменять, если
    учитель и его единомышленники видят личность и
    творчество поэта иначе.

    Подведем итоги. Старшеклассницы, авторы
    проекта, увидели в проектной деятельности
    возможность самовыражения, реализации своих
    талантов и возможностей. Под руководством
    учителя дети попробовали спроецировать знания,
    полученные на уроках литературы и занятиях
    элективных курсов, на практическую деятельность
    Их инициативность, ответственность, креативные
    качества были по достоинству оценены на
    конференциях разного уровня. Сейчас, после
    окончания школы, три девушки получают профессию
    дизайнера, а четвертая, отвечавшая за
    литературный материал и координацию действий
    внутри группы, осуществила свою мечту о
    получении профессии, требующей таких качеств,
    как адекватная самооценка, коммуникативность,
    умение распределять обязанности в коллективе и
    ответственно выполнять свою работу. Опыт такого
    типа деятельности, как проектная, безусловно,
    окажется полезным любым выпускникам в
    современной социально-экономической жизни.

    Для учителя литературы в проектной
    деятельности абсолютно все: работа над
    хронологическими таблицами, выбор портретов,
    анализ стихотворений и, конечно, помощь в
    создании видеомов и описании листов –
    приобретает новый, исследовательский,
    диалоговый характер. Таким образом, в процессе
    выполнения проектной работы “Поэтические листы
    “Серебряный век” учитель выступает в качестве
    разработчика программ учебного курса, осваивает
    проектную деятельность, руководит
    исследованиями и практической работой детей,
    дает детям образец лидерского поведения в
    творческой группе.

    В итоге же (кроме педагогического и
    психологического результата) мы получили
    оригинально выполненное наглядное пособие по
    изучению творчества отдельных поэтов и всего
    Серебряного века в целом.

    Поэтические листы выполняли Екатерина
    Милентей, Кристина Матвеева, Ольга Скробко. За
    литературную часть отвечала Екатерина
    Колмакова.

    Следующий: