Творческая педагогическая мастерская Подвиг русская литература; 6-й класс. Подвиг Геракла

Цели и задачи Мастерской

  1. Расширять представление о понятии героизма
    через проблемное прочтение литературного
    материала, начиная от древнегреческой мифологии
    до произведений современных авторов.
  2. Учить созданию словесного портрета героя.
  3. Развивать речь учащихся, мышление,
    ассоциативную память, творческие способности.
  4. Воспитывать чувство коллективизма,
    взаимовыручки, патриотизма; формировать
    положительное отношение к высоким нравственным
    ценностям.

Оборудование:

  • тексты мифов Древней Греции (книжная выставка),
  • форматы А-4,
  • фломастеры,
  • цветные карандаши,
  • иллюстрации на доске,
  • набор заданий для каждой группы.

Время проведения: 90 минут

Ход мастерской

Жеребьевка.

Учитель предлагает ребятам подойти к столу и
взять билет, на котором написано название группы:
“Олимпийцы”, “Титаны”, “Пегасы”, “Нимфы”,
“Кентавры”. Затем все рассаживаются по группам.

Методические комментарии: Названия групп носят
абстрактный характер, никакой смысловой
нагрузки, обуславливающей деятельность группы,
они не имеют. Это просто способ разделить детей
на группы произвольно, без участия в делении
личностного фактора. Но все же, после того, как
ребята расселись, мы просим их коротко объяснить,
кто такие Олимпийцы, Кентавры, Нимфы, Пегасы,
Титаны.

Задание 1

Учитель записывает в центре доски слово
“подвиг”. Каждая группа должна растолковать это
на уровне ассоциаций.

Методические комментарии: дети называют
ассоциирующиеся слова, а учитель записывает эти
слова на доске, располагая их вокруг слова
“подвиг”.

Обратная связь: подвиг – поступок, решение,
хороший поступок, борьба, страшно, смерть, кровь,
торжество, победа, награда, удовлетворение, боль,
воин, Геракл, Иисус Христос и т.д.

Задание 2

Социоконструкция (работа в группе).

Методические комментарии: Предлагая учащимся
прочесть текстовый материал, мы ориентируем их
на то, что каждый вначале читает текст
самостоятельно, бегло, а затем с карандашом в
руках, подчеркивая или выделяя те моменты,
которые с их точки зрения являются важными. Затем
ребята обмениваются мнениями внутри группы,
создавая единый продукт (ответ).

Задание для 1-й группы

Прочитать отрывок из предложенного
произведения и, анализируя текст, составить
мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?

“Он любил людей и думал, что может быть, без
него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло
огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и
тогда в его очах засверкали лучи того могучего
огня… А они, увидев это, подумали, что он
рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись его
очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он
будет бороться с ними, и стали плотнее окружать
его, чтобы им легче было схватить и убить Данко. А
он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в
нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел,
и лил дождь…

Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул
Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал
из нее свое сердце и высоко поднял его над
головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и
весь лес замолчал, освещенный этим факелом
великой любви к людям, а тьма разлеталась от
свете его и там глубоко в лесу, дрожащая пала в
гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как
камни.

– Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на
свое место, высоко держа горящее сердце и освещая
им путь людям”

(М. Горький, “Старуха Изергиль”)

Обратная связь: “Ради конкретных людей, ради
своего племени, его свободы и жизни”.

Методические замечания: Поскольку общее
эмоциональное мнение групп совпадает в том, что
подвиги совершаются ради высоких идеалов, то мы
приводим лишь ту часть ответов детей, которая
относится именно к данному отрывку.

Задание для 2-й группы

Прочитать отрывок из предложенного
произведения и, анализируя текст, составить
мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?

Булат Окуджава “Бумажный солдат”

Один солдат на свете жил,
Красивый и отважный,
Но он игрушкой детской был,
Ведь был солдат бумажный.

Он переделать мир хотел,
Чтоб был счастливым каждый,
А почему? А потому,
Что был солдат бумажный.

А он, судьбу свою кляня,
Не тихой жизни жаждал
И все просил: “Огня! Огня!”,
Забыв, что он бумажный.

А сам на ниточке висел,
Ведь был солдат бумажный.
Не доверяли вы ему
Своих секретов важных,

В огонь? Ну что ж! Иди! Идешь?
И он шагнул однажды.
И там пропал он ни за грош,
Ведь был солдат бумажный.

Обратная связь: “Ради себя и всех живущих на
Земле. Ведь солдатик просто не мог жить иначе, его
душа требовала этого поступка. Он жил по
принципу: “Если не я, то кто же?…”

Задание для 3-й группы

Прочитать отрывок из предложенного
произведения и, анализируя текст, составить
мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?

Юлия Друнина. Поэма “Зинка”

С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со Славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

Обратная связь: “Для того, чтобы вывести свой
батальон из окружения, чтобы не попасть в плен,
чтобы сражаться до конца”.

Задание для 4-й группы

Прочитать отрывок из предложенного
произведения и, анализируя текст, составить
мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?

“Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул
на Днестр, уже козаки были на челнах и гребли
веслами; пули сыпались на низ сверху, но не
доставали. И вспыхнули радостные очи у старого
атамана.

– Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху. –
Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте
сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли,
чертовы ляхи? Думаете, что есть что-нибудь на
свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет
время, узнаете вы, что такое православная русская
вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы:
подымается из русской земли свой царь, и не будет
в мире силы, которая бы не покорилась ему!..

А уже огонь подымался над костром, захватывал
его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да
разве найдутся такие огни, муки и такая сила,
которая бы пересилила русскую силу!”

(Н.Гоголь, “Тарас Бульба”)

Обратная связь: “Ради братьев своих козаков,
ради православной веры”.

Задание для 5-й группы

Прочитать отрывок из предложенного
произведения и, анализируя текст, составить
мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?

“После первого подвига Эврисфей послал
Геракла убить лернейскую гидру. Это было
чудовище с телом змеи и девятью головами дракона.
Как и немейский лев, гидра была порождена Тифоном
и Ехидной. Жила гидра в болоте около города Лерна
и, выползая из своего логовища, уничтожала целые
стада и опустошала окрестности. Борьба с
девятиголовой гидрой была опасна, потому что
одна из ее голов была бессмертна. Отправился в
путь Геракл с сыном Ификла Иолаем. Придя к болоту
у города Лерны, Геракл оставил Иолая с колесницей
в ближайшей роще, а сам отправился искать гидру.
Он нашел ее в окруженной болотом пещере. Раскалив
до красна свои стрелы, стал Геракл пускать их
одну за одной в гидру. В ярость привели гидру
стрелы Геракла. Она выползла, извиваясь покрытым
блестящей чешуей телом, из мрака пещеры, грозно
поднялась на своем громадном хвосте и хотела уже
броситься на героя, но наступил ей сын Зевса
ногой на туловище и придавил к земле. Гидра
обвилась хвостом вокруг ног Геракла и старалась
свалить его. Как непоколебимая скала стоял герой
и взмахами своей тяжелой палицы одну за другой
сбивал головы гидры. Как вихрь свистела в воздухе
палица, слетали головы гидры, но она все-таки была
жива. На месте каждой сбитой головы у гидры
вырастали две новые. Явилась и помощь гидре. Из
болота выполз чудовищный рак и впился своими
клешнями в ногу Геракла. Тогда герой призвал на
помощь Иолая. Иолай убил чудовищного рака, зажег
часть ближней рощи и горящими стволами деревьев
прижигал гидре шеи, с которых Геракл сбивал
головы. Новые головы перестали вырастать у гидры.
Все слабее и слабее сопротивлялась она сыну
Зевса. Наконец и бессмертная голова слетела у
гидры. Чудовищная гидра была побеждена и рухнула
мертвой на землю. Глубоко зарыл ее бессмертную
голову победитель Геракл и навалил на нее
громадную скалу, чтобы не могла она опять выйти
на свет. Затем рассек герой тело гидры и погрузил
в ее ядовитую желчь свои стрелы. С тех пор раны от
стрел Геракла стали неизлечимыми. С великим
торжеством вернулся Геракл в Тиринф. Но там ждало
его уже новое поручение Эврисфея.”

(Мифы. Второй подвиг Геракла).

Обратная связь: “Геракл хочет противостоять
гидре, которая уничтожала людей, стада овец,
опустошала окрестности и разрушала города”.

Методические комментарии: Мы настаиваем на том,
чтобы все тексты были озвучены детьми, прежде чем
они будут высказывать свое мнение, т.к. у
шестиклассников читательский опыт не столь
велик, а для анализа предлагаются тексты, не
входящие в программу 6-го класса. Итак, один
ученик из группы озвучивает текст, а другой
высказывает общее мнение группы.

Задание 3

Тексты, проанализированные детьми, лишь малая
часть огромного литературного материала,
который уместно вспомнить. Поэтому мы даем
следующее задание: Назовите еще героев в
литературе и в жизни, которые совершили подвиг,
коротко скажите ради чего подвиг был ими
совершен. Учитель делает записи на доске.

Обратная связь: Илья Муромец – ради Родины,
Жилин (“Кавказский пленник” Л.Н. Толстого) –
ради собственной свободы, Элиза (“Двенадцать
лебедей” Х.К. Андерсена) – подвиг любви, Соловей
(“Роза и соловей” О.Уальда) – подвиг служения
красоте, Алия Молдагулова, Маншук Мамедова – на
подвиг их подвигли патриотические чувства, Юрий
Гагарин – ради науки и т.д.

Методические комментарии: после выполнения
последнего задания мы говорим ребятам, что
подвиги совершались во все времена: и в
древности, и сегодня. Наверное, самым первым
героем был Геракл.

Задание 4

На стол каждой из групп кладется лист с
перечнем возможных подвигов Геракла. Из
приведенного списка необходимо вычеркнуть те
подвиги, которые Гераклом не были совершены.
Затем раздаем листы с правильными ответами. Дети
самостоятельно осуществляют проверку. Мы лишь
спрашиваем, сколько ошибок допустила каждая
группа.

Тест

  1. Кони Диомеда
  2. Пение Орфея
  3. Дочь царя Ээта
  4. Немейский лев
  5. Яблоки Гесперид
  6. Геракл спасает Гесиону
  7. Геракл у Адмета
  8. Скотный двор царя Авгия
  9. Критский бык
  10. Рождение и воспитание Геракла
  11. Геракл в Фивах
  12. Пояс Ипполиты
  13. Геракл берет Трою
  14. Геракл у Омфалы
  15. Цербер (Кербер)
  16. Коровы Гериона
  17. Геракл и Деянира
  18. Эриманфский кабан и битва с кентаврами
  19. Керинейская лань
  20. Тесей в Афинах
  21. Стимфалийские птицы
  22. Лернейская гидра
  23. Геракл и Эврит

Задание 5

Геракл совершил множество подвигов. Сейчас вам
необходимо вжиться в предложенный образ Геракла.
Для этого мы просим выбрать собственного
“героя”, который с помощью группы должен
подготовиться к интервью.

Методические комментарии: Прежде чем ребята
начнут готовиться к интервью, мы предлагаем им
объяснить, почему именно Кайрата или Мишу или
кого-то еще они решили назвать своим героем.
Говоря об этом, дети отмечали не качества
товарищей как учеников, а их личностные
достоинства: смелый, всегда поможет в трудной
ситуации, никогда не даст в обиду, умеет
поддержать добрым словом и т.д.

Выступая от групп, каждый из “Гераклов” вел
речь от первого лица. Это имело эффект вживания в
образ. Перед нами были настоящие герои мифологии.
Совокупив все 5 ответов, мы получили словесный
портрет Геракла.

Каждая группа (Геракл) получает свитки с
заданиями. После подготовки отвечает каждый из
“Гераклов”.

1 группа

: Почему Вас прозвали Гераклом? Что
означает Ваше имя? Каково Ваше настоящее имя?

Обратная связь: При рождении мне дали имя Алкид,
что значит “сильный”. Гераклом меня прозвали
из-за преследований Геры – “совершающий подвиги
из-за гонений Геры”. Римляне меня называют
Геркулесом.

2 группа

: Опишите Ваше воинское облачение,
включая оружие.

Обратная связь: Золотой панцирь сделал мне
Гефест, а Афина соткала для меня одежду. Еще
юношей, когда я убил грозного киферонского льва,
я снял с него шкуру. Эту шкуру я накинул как плащ
на свои могучие плечи, лапы связал на груди, а
шкура с головы льва служила мне шлемом. Позже
Аполлон подарил мне лук и стрелы, которыми были
повержены стимфалийские птицы, лернейская гидра
и керинейская лань.

3 группа

: Вы один из самых могучих героев.
Рассказывают, что еще будучи младенцем, Вы
поразили всех, обнаружив недюжинную физическую
силу. Как это было?

Обратная связь: В восьмимесячном возрасте я
задушил двух чудовищных змей, которых подослала
мне Гера, обиженная появлением сына Зевса от
смертной женщины.

4 группа

: Смерть непобедима для всех, кроме
Вас. Правда ли, что в поединке с богом смерти
Танталом Вы одержали верх и последний вынужден
был отступить? Поведайте нам об этом.

Обратная связь: Когда я узнал, что мой друг
Адмет потерял любимую жену Алкестиду, то решил во
что бы то ни стало помочь горю друга и вырвать у
бога смерти Таната добычу. Меж нами началась
ужасная борьба. Мне удалось победить Таната – я
свзал его и потребовал в качестве выкупа за его
свободу жизнь Алкестиды.

5 группа:

Какой из Ваших подвигов самый
трудный? Почему?

Обратная связь: Самым подвигом для меня был 12
подвиг, когда я служил у Эврисфея. Я должен был
отправиться к великому титану Атласу и достать
из его садов три золотых яблока. Чтобы сделать
это, мне нужно было прежде всего узнать путь в
сады Гесперид, охраняемые драконом, никогда не
смыкавшем глаз. Никто не знал пути к Гесперидам и
Атласу.

Задание 6

Живет с тех пор на светлом Олимпе в сонме
бессмертных богов Геракл. Это было ему наградой
за все его подвиги на земле, за все его страдания.

Если есть герой, если человек совершает подвиг,
то есть и антигерой, т.е. враг, противник.
Нарисуйте – с кем сражался Геракл? Листочки с
рисунками прикрепить на доске.

Методические комментарии: Рисует каждый
ребенок, готовый рисунок прикрепляется на доску,
всем дается возможность эти рисунки рассмотреть,
после чего мы просим ребят объяснить, кого они
изобразили.

Обратная связь: Дети рисуют врагов Геракла:
льва, змею, дракона и др.

Задание 7

Просим ребят поразмышлять на заданную тему,
используя метод незаконченного предложения.
Темой берем известное высказывание А.М. Горького:
“В жизни всегда есть место подвигам. И те, кто не
находят их для себя, те…”

Обратная связь:

  • …живут по принципу: “моя хата с краю, ничего не
    знаю…”
  • …просто не знают, что такое “подвиг”
  • …очень от этого страдают.
  • …живут неинтересно.

Задание 8

Передать по цепочке свои работы, чтобы с вашими
мыслями познакомились товарищи.

Озвучить те работы, которые вы посчитаете
лучшими в группе.

Методические комментарии: прослушав варианты
продолжения текста, учитель предлагает детям
сравнить свои работы с текстом М. Горького.

Слова старухи Изергиль:

“ В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место
подвигам. И те, которые их не находят для себя –
те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни,
потому что кабы люди понимали жизнь, каждый
захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И
тогда жизнь бы не пожирала людей бесследно…”

Рефлексия

  1. Что я сегодня чувствовал?
  2. Что я сегодня понял?

Домашнее задание.

Придумать 13 подвиг Геракла, совершенный в наши
дни. Прочитать рассказ Фазиля Искандера
“Тринадцатый подвиг Геракла”.

Следующий: