Творческая мастерская Создание сказки по пословице. 5-й класс

Тип урока: творческая мастерская.

Цели урока:

  1. совершенствование знаний о народной и литературной сказках, о пословице;
  2. развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. развитие образного мышления, фантазии;
  4. воспитание любви к родному слову;
  5. нравственное воспитание учащихся.

Оборудование:

  1. магнитофон с записью песни «Лесной олень»;
  2. карта путешествия по стране «Творландия»;
  3. раздаточный материал с элементами сказок;
  4. компьютерная презентация урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку.

II. Постановка целей урока.

Сегодня, ребята, мы третий раз путешествуем в страну Творландию. Давайте вспомним девиз наших уроков – творческих мастерских и произнесём его хором. Он написан на карте путешествий: «Твори, выдумывай, пробуй!»

Цель нашего сегодняшнего путешествия – создание литературной сказки по пословице.

А как мы перемещаемся в Творландию? Давайте послушаем отрывок из песни «Лесной олень» и окажемся в волшебной стране.

III. Психологический настрой учащихся.

Слушание песни

IV. Актуализация знаний.

Итак, мы в стране,
Где ждут нас превращения.
Не обойдется без прикрас
Рассказ мой, без сомнения.
Страна Творландия встречает нас
Страна воображения.

Как всегда путешествовать по волшебной стране нам помогает книжонок Прохор. А вот и он.

Книжонок Прохор: Здравствуйте, ребята!

Чтобы написать сказку по пословице, надо много знать о народной и литературной сказках. А что вы знаете о сказках? Проведём викторину.

  1. Что такое сказка?
  2. Какие виды народных сказок вы знаете?
  3. Что такое сюжет?
  4. Что такое композиция?
  5. Какова идея фольклорных сказок?
  6. Чем литературная сказка отличается от народной?

V. Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке мы изучали сказку В.И. Даля «У тебя у самого свой ум»

  • Перечислите героев сказки (козёл, глупая овца, огородник).
  • Перескажите коротко сюжет сказки.
  • На какой вид народных сказок похожа эта сказка? (Сказка о животных)
  • Какой урок можно извлечь из этой сказки?
  • Какой пословицей можно закончить эту сказку? (Чужим умом жить – добра не нажить)

VI. Актуализация знаний.

Книжонок Прохор:

  • Ребята, а что такое пословица?
  • Какие пословицы вы знаете?
  • Как вы их понимаете?

VII. Физкультминутка.

VIII. Подготовка к творческой работе.

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе и беда.
И наша речь полна пословицами:
Давайте помнить их всегда!

Сейчас, ребята, вы получите волшебные конверты-помощники, где содержатся заданные элементы сказок, по которым вам предстоит написать свои собственные сказки.

Без команды, пожалуйста, конверты не вскрывайте.

Чтобы получить такой конверт, надо правильно угадать продолжение пословицы.

Я говорю начало, книжонок Прохор предлагает варианты ответов, а вы выбираете правильный вариант.

Учитель: Слово не воробей …

Книжонок Прохор:

  • не разгонит голубей;
  • учительница не заметит;
  • вылетит – не поймаешь.

Учитель: Семь раз отмерь…

Книжонок Прохор:

  • один раз выкинь;
  • и с температурой в школу не пойдёшь;
  • один отрежь.

Учитель: Не зная броду, не суйся…

Книжонок Прохор:

  • к доске;
  • к директору;
  • в воду.

Учитель: Без труда не вытащишь и …

Книжонок Прохор:

  • жвачку из волос;
  • меня из Интернета;
  • рыбку из пруда.

Учитель: Дарёному коню …

Книжонок Прохор:

  • хвост не отрывают;
  • зубы не чистят;
  • в зубы не смотрят.

IX. Объяснение творческого задания.

Ваша задача: используя элементы сказок, которые есть в волшебных конвертах, написать небольшую сказку по пословице. Сказка должна чему-то научить читателя и заканчиваться данной пословицей.

Работайте в парах, записывайте одну сказку на двоих, но каждый в своей тетради.

X. Выполнение творческого задания.

Написание сказки.

XI. Подведение итогов.

Чтение написанных сказок.

XII. Домашнее задание.

Наше путешествие в страну Творландию завершается. Дома, пожалуйста, запишите и оформите сказки на альбомных листах, чтобы мы могли собрать рукописную книгу «Сказки по пословице» За выполнение этого задания вы получите отметку. Благодарим за помощь книжонка Прохора.

Приложение.

Литература:

  1. Литература 6 класс: Поурочные планы (по программе А.Г. Кутузова) / Составитель Л.М. Серегина – Волгоград: Учитель, 2004.
  2. Литература 5-7 классы: викторины, занимательный материал. Автор-составитель В.В. Духно, О.В. Сухова – Волгоград: Учитель, 2009.

Следующий: