Творческая мастерская Путешествие навстречу рифме

Цель: выявление и развитие творческих
способностей детей.

Задачи:

  • прививать любовь к родному слову;
  • развивать ассоциативное мышление;
  • формировать коммуникативные компетентности;
  • учить составлять простейшие рифмованные стихи.

Оборудование: экран, проектор,
рисунки, маршрутные листы для каждой группы
участников, конверты с разрезными строчками
стихов;

Ожидаемый результат: проявление
интереса к поэтическому творчеству, создание
собственных поэтических произведений.

1. Оргмомент

Учащиеся занимают места тремя за столами,
образуя группы, в которых они будут работать.

2. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы отправимся в путешествие по
поэтической тропе. У каждой группы есть
маршрутный лист с заданиями, выполняя которые, мы
пойдем навстречу рифме. Как вы можете объяснить
понятие «рифма»?

– Рифма – это совпадение, повтор звуков,
связывающих отдельные слова или строки.
Например:

фонарь, сухарь;
дочка, точка, бочка…

– Думаю, вы сможете сочинить простые рифмы.
Продолжите четверостишие:

Над рекою голубою
Гнется удочка дугою.
Поплавок ныряет зыбко –
На крючок поймалась… (рыбка).

– Для стихов важна не только рифма, важно и
содержание. Вспомним Незнайку, героя известного
произведения Н. Носова. Незнайка сочинял стихи,
не задумываясь о смысле, он лишь соблюдал рифму:
(пакля, рвакля, шмакля).

Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.

У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.

– Сегодня мы попытаемся рифмовать слова,
строки и сочинять продолжение целых стихов.
Итак, по поэтической тропе мы отправляемся в
поход за рифмами. У вас есть маршрутные листы с
заданиями (Приложение 1),
которые попробуем выполнить по пути. Надеюсь, мы
справимся, если будем помогать друг другу.

– Давайте поиграем в рифмы. Кто из вас сможет
подобрать как можно больше рифм к словам?
Предлагайте свои примеры записывайте в
маршрутные листы.

1. Можем мы как дважды два в рифму подбирать
слова.

Подберите слова, которые рифмуются с данными:

  • Березы, слезы, морозы, угрозы, занозы, грозы
  • Цветы, мечты, мосты, лишь ты, кусты, листы,
    красоты, коты.
  • Букет, привет, ответ, их нет, совет, пакет,
    банкет,
  • Облака, рука, пока, слегка, далека, огонька,
  • Весна, сосна, не до сна, ясна, она, тишина, у
    окна, до дна, волна, луна,
  • Улитка, калитка, плитка, нитка,
  • Мышка, шишка, крышка, шалунишка, мальчишка,
    малышка, трусишка
    ,
  • Елка, полка, иголка,
  • Слоненок, ребенок, утенок, тонок,

2. Мы умеем рифмовать, строки в рифму
сочинять.

– Придумайте и запишите вторую строку в рифму с
данной. Давайте для примера подберем рифму к
строчке на этой картинке: (на экран проецируется
< Рисунок 1>)

Божья коровка ползла по ромашке.

Как можно продолжить? Какую рифму подобрать?

  • У Божьей коровки в горошек рубашка.
  • Черный горошек на красной рубашке.

А как бы вы продолжили такую строку:

Божья коровка ползла по листочку.

  • Красная спинка в черную точку.
  • Красные крылышки в черную точку.

А если бы было так:

Божья коровка ползла по травинке.

  • Черные точки на красненькой спинке.
  • В черненьких крапинках красная спинка.

– Думаю, вы убедились, что рифмовать строки
совсем не сложно. Теперь продолжите сами.

Пролетела стрекоза

  • Бирюзовые глаза

Мороз разрисовал окошко (См. Приложение
3
)

Подари мне ромашек букет

  • Я тебя поцелую в ответ.
  • Ведь цветов для меня лучше нет.

Ветер качает березы

  • Подул ветерок, закачались березы,
  • Роняя на землю хрустальные слезы.

Взошла на небе полная луна

  • Какая одинокая она!
  • Звезд много, а она всегда одна.
  • Как дева круглолицая она.

Взошла на небе полная луна.
Звезд много, а она всегда одна.
И грустно, и тоскливо ей одной.
Как плохо одинокой быть луной.

Плывут по небу облака

  • И я кричу им вслед: «Пока!»
  • У них дорога далека.

Нет ничего на свете краше

  • Земли Большеулуйской нашей.

3. Подключи воображение и придумай
продолжение.

– Сочините две строки в рифму с данными:

Осень. Листья пожелтели,
Отцвели в саду цветы. (См. Приложение
3
)
Птицы к югу улетели,
Расстаемся я и ты.

4. Из рассыпавшихся строк собери стихи,
дружок

Каждая группа получает конверт с разрезными
строками (Приложение 2),
составленные стихи читают вслух. Вот что может
получиться:

Под луной блестит ледок,
Во дворе у нас – каток.
Как остры и как легки
На катке мои коньки!

Летом солнце светит ярко,
Не спасают облака.
Очень душно, очень жарко,
И спасение – река.

5. Как археологи из древних черепков,
воссоздадим стихи из этих слов

В маршрутных листах записаны слова, по которым
нужно восстановить рифмованные строки. Вот что
может получиться:

Почему не мерзнет ель
Даже в сильную метель?
Потому что елка
И зимой в иголках.

Замела в лесу метель,
Завернулась в шубу ель.
Сохранит иголки
От мороза ёлка.

Тихо падает снежок,
Я иду, со мной Дружок.
На прогулку мы идем,
Как всегда, с Дружком вдвоем.

За окном идет снежок.
Выходи гулять, дружок!
На каток с тобой пойдем,
Покатаемся вдвоем.

6. На рисунок посмотрите, 2-3 строчки
сочините.

Чтобы легче было вам, я подсказку-рифму дам.

На экран проецируются картинки (< Рисунок 2>, < Рисунок 3>, < Рисунок 4>, < Рисунок 5>).
Если экрана и проектора нет, рисунки можно
распечатать и раздать по группам.

– Посмотрите на эти картинки и подумайте, о чем
можно написать, если подключить фантазию.

Наряжала мышка елку,
Укололась об иголку.

Захотела обезьяна
Стать отважным капитаном. (См. Приложение
3
).

Мама слоненка в корыте купала.
Мыло ребенку в глазки попало.

ИЛИ

Мама-слониха купала слоненка,
Мыло попало в глазки ребенку.

Ребята записывают сочиненные строки, затем по
желанию зачитывают то, что получилось:

Мама слоненка в корыте купала.
Мыло ребенку в хобот попало.
Мать в назиданье ему говорит:
– В бане твой хобот быть должен закрыт.

Мама слониха купала слоненка.
Мыло попало в глазки ребенку.
Мама ему говорит в назиданье:
– Надо глаза закрывать при купанье.

– Я же хотел надувать пузыри.
Мама, смотри, как красиво! Смотри!
В мыльную пену он хобот макает,
Из пузырей фейерверк выпускает.

Наряжала мышка елку,
Укололась об иголку.
Шар из лап свалился на пол,
Отругает мышку папа.

Мышка елку наряжала,
Вдруг из лап ее упала
На пол шишка, покатилась,
В фею шишка превратилась.

Украшали вместе елку
Сын-мышонок, мышка-папа.
Об еловую иголку
Уколол мышонок лапу.

Быстро он отдернул лапу,
Шар упал, разбился об пол.
– Ты зачем ушами хлопал? –
Строго спрашивает папа.

Захотела обезьяна
Стать отважным капитаном.
Быстро смастерила плот,
По морю она плывет.

Подарил корове конь
Красные тюльпаны.
Говорит ей нежно он:
«Поздравляю, пани!»
И ответила, краснея,
Прожевав букет:
«В жизни ничего вкуснее
Я не ела, нет!»

– Вы молодцы! Всем спасибо! На следующем
занятии мы узнаем о рифмовке. До встречи на
поэтической тропе!

Литература:

1. Дорожкина В. Т. Основы стихосложения –
школьникам. М., Аркти, 2006.
2. Данилова Е. В. Книга для раскрашивания.
Коллекция художников студии «Союзмультфильм».
Ростов-на-Дону, 1992.

Следующий: