Творческая мастерская Поэтика А. А. Ахматовой


Тип мастерской: комбинированная мастерская построения знаний, творческого письма и ценностных ориентаций

Цель урока: развивая представление о поэтике А.Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта, подготовить к восприятию гражданской лирики и поэмы «Реквием».

Задачи:

образовательные

практические:

  • актуализировать знания, уже имеющиеся у учащихся об А.Ахматовой и её творчестве (ранняя лирика, акмеизм);
  • охарактеризовать творчество поэта «после акмеизма»;
  • учить анализу поэтического текста

теоретические: продолжить работу над литературоведческим понятием «поэтика»

воспитательные: воспитывать уважение к внутреннему миру, творческим поискам и душевным переживаниям другого человека;

развивающие:

  • развивать ассоциативное и творческое мышление;
  • развивать положительную мотивацию учебной деятельности;
  • развитие речи (устной и письменной) и умения слушать.

Оборудование: портрет А.Ахматовой, выставка рисунков (иллюстрации к стихотворениям Ахматовой), компьютер, проектор, музыкальное сопровождение (песни на стихи А.Ахматовой).



Не забывай – душа твоя богата
Всем тем, что было создано когда-то, -
И может быть, поэзия сама –
Одна великолепная цитата…
А. Ахматова

Поэзия – это лучшие слова в лучшем порядке.
Кольридж

Ход урока

Приглашение к уроку.

Сразу же после выхода первого сборника Ахматовой «Вечер» в русской литературе произошла своеобразная революция – появилась Анна Ахматова, «вторая великая лирическая поэтесса после Сапфо». Что же революционного было в появлении Ахматовой? Во-первых, у нее практически не было поры литературного ученичества: после выхода «Вечера» критики сразу поставили ее в первый ряд русских поэтов. Во-вторых, современники признавали, что именно Ахматовой после смерти Блока, бесспорно, принадлежит первое место среди поэтов. Для Ахматовой Блок был высшим проявлением сути «серебряного века». «Блока я считаю не только величайшим европейским поэтом первой четверти двадцатого века, но и человеком-эпохой, т.е. самым характерным представителем своего времени»,- сказала она. Современный литературовед Н.Н. Скатов тонко подметил: «…если Блок действительно самый характерный герой своего времени, то Ахматова, конечно, самая характерная ее героиня, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб». И в этом третья черта революционности ее творчества. До Ахматовой история знала много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения.

Английский поэт 19 века Кольридж дал такое определение поэзии: «Поэзия – это лучшие слова в лучшем порядке». Именно таким словам и в их лучшем порядке будет посвящён наш урок. Как же рождаются эти «лучшие слова» и как они располагаются «в лучшем порядке»? Ахматова рассказывает об этом в своём стихотворении «Творчество».

(Учитель читает стихотворение Ахматовой «Творчество», учащиеся записывают тему урока и оба эпиграфа к уроку или один понравившийся).

Индуктор

Просмотр слайд-шоу «А.Ахматова в портретах и фотографиях»

   ..

Какой предстаёт перед нами А.Ахматова? (Разная: грустная, задумчивая, неожиданная, одинокая, красивая, необычная, мать, поэт, ученица и т.д.)

Такая же разная Ахматова и в своих стихотворениях.

Обращение к новой информации и её обработка

1 этап

Выступления уч-ся (индивидуальные и коллективные домашние задания):



  • «Лирическая героиня А.Ахматовой» (иллюстрации к стихотворениям Ахматовой + чтение наизусть и анализ стихотворений из раннего творчества поэта)
  • презентация буклета, посвящённого творчеству А.Ахматовой «Книга женской души: тема любви в творчестве Сафо и А.Ахматовой»
  • презентация + выразительное чтение наизусть стихотворения М.Дудина «Посвящение Анне Ахматовой»
  • Чтение наизусть и анализ стихотворений А.Ахматовой разных лет:

сравнительный анализ стихотворений А.Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» (1917 год, Петербург) и А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (1912 год),

Анализ стихотворений Ахматовой«Мне ни к чему одические рати…» (1940 год, Петербург) и



«Приморский сонет» (1958 год, Комарово).

(По ходу выступлений, чтения и анализа стихотворений учащиеся делают рабочие записи в тетради, записывают на полях понравившиеся строчки и слова из стихотворений Ахматовой).

2 этап

Аналитическое обобщение полученной информации, запись в тетради выводов:

Для А.Ахматовой характерна особая поэтика.

Работа с теоретическим понятием.

Поэтика (от греч . poietike — поэтическое искусство), раздел теории литературы, изучающий систему средств выражения в литературных произведениях. Общая поэтика систематизирует репертуар этих средств — звуковых, языковых, образных. Частная поэтика изучает взаимодействие этих средств (композицию) при создании «образа мира» и «образа автора» в отдельных произведениях или группе произведений (творчество писателя, литературное направление, эпоха и др). Историческая поэтика изучает эволюцию отдельных приемов и их систем, складывающихся в жанры и жанровые разновидности.

Термином «поэтика» обозначают также систему художественных средств, характерных для поэта и определяющих особенности его творчества, его поэтического стиля.

(Современный энциклопедический словарь)

Особенности поэтики А.Ахматовой:

  • многообразие лирических тем
  • многогранный образ лирической героини
  • интонационная выразительность и гармоническая точность стиха
  • психологически насыщенная деталь, психологизм лирики
  • романность, повествовательность, сюжетность
  • афористичность
  • разговорный синтаксис (простые синтаксические конструкции)
  • лаконичность, простота и ясность
  • философичность
  • особая разговорная манера
  • внутренняя музыкальность
  • исповедальность, глубина переживаний и др.

Слово учителя.

Лирике А. Ахматовой близки многие традиционные темы поэзии, темы любви, природы, истории, культуры, памяти, в которых она смогла найти свое решение, свою интонацию. Особое место в ее творческом наследии занимает тема связи судьбы поэта с судьбой Родины, народа (подробнее об этом мы будем говорить на следующем уроке).

При анализе стихотворений Ахматовой невольно вспоминается имя Пушкина, которого она считала своим учителем. Именно с пушкинской традицией связывается свойственная Ахматовой масштабность поэтической мысли и классическая простота её выражения.

(Прослушивание стихотворения Ахматовой в исполнении актрисы, аудиозапись)

Промежуточная рефлексия

Про творчество Ахматовой часто говорят – «женская поэзия». Но мне кажется, Ахматова поднялась до такого уровня мастерства, на котором поэзия не делится на «мужскую» и «женскую». Она смогла, говоря о себе, найти завершённое воплощение мыслям и чувствам читателей. Многие в её стихотворениях узнают своё, себя. Наверное, именно поэтому, а ещё благодаря музыкальности стиха Ахматовой, многие стихотворения поэтессы положены на музыку.

Послушайте два музыкальных произведения современных исполнителей на стихи Ахматовой. (Прослушивание)

Возникли ли у вас какие-либо личные переживания?

Создание творческого продукта

В ходе урока вы записывали понравившиеся строчки, слова, словосочетания из стихотворений Ахматовой, выберите что-то одно. (Учащиеся зачитывают по одной фразе, слову, словосочетанию).

Это тема вашей творческой работы – сочинения-миниатюры.

(Учащиеся работают над сочинением 20 минут; объём сочинения свободный, можно в стихах и с рисунками)

Социализация – презентация творческого продукта (по желанию)

Общая рефлексия

Какие мысли и чувства у вас возникли в ходе мастерской? Что оказалось для вас важным: ваши личные ощущения, ваше настроение, многогранность таланта Ахматовой, чтение стихотворений, создание творческой работы, общение?

Домашнее задание

Прочитать поэму А.Ахматовой «Реквием»




Следующий: