Творческая мастерская Организация групповой работы как средство для развития познавательных способностей учащихся


Методический аспект: “Организация
работы в группах”

Образовательный аспект: “Развитие
познавательной активности на уроках развития
речи”.

План проведения творческой
мастерской


Содержание этапов работы Виды и формы работы
1. Оргмомент. Приветствие
2. Вступительное слово учителя. Психолого-педагогическое обоснование
технологии групповой работы.
3. I этап занятия
(подготовительный): “Психологические игры”
  1. Релаксационные игры: “Дерево”; “Подснежник”.
  2. Развивающие игры: “Рука к руке”, “Какой ты?”,
    “Тень”, “Лицо”, “Настроение”
Подведение итогов Рефлексия
Ситуативные задания. Обсуждение
результатов.
Работа в парах.

Беседа.

4. II этап (основной)
Технология групповой работы.
  1. Деление на группы.
  2. Теоретическое обоснование технологии
    групповой работы.
  3. Распределение ролей в группе.
  4. Разминка.
  5. Работа с индивидуальными карточками.
Порядок работы в группе.
  1. Знакомство с заданием (1 мин).
  2. Время выполнения заданий (3-5 мин).
  3. Анализ заданий и ответы участников группы (2
    мин).
  4. Оценка своей работы в личной карточке участника
    (30 сек).
  5. Взаимооценка (30 сек).
  6. Перераспределение ролей (1 мин).
Подведение итогов основного этапа.
5. Поэтапная рефлексия творческой
мастерской.
Проблемная беседа.
6. Самоанализ. Краткий экскурс по основным этапам
творческой мастерской.

Все мы говорим сейчас о том, что обучение должно
носить, прежде всего, развивающий характер, а
одна из форм работы, которая предопределяет
развивающий характер обучения и опирается на
зону ближайшего развития ребёнка, является
групповая форма работы.

Технология групповой работы подробно описана в
трудах В.К.Дьяченко и Г.К.Селевко, но мне хотелось
бы остановиться подробнее на психологическом
аспекте введения данной технологии.
Психологические аспекты организации и
проведения групповой работы освещены в трудах
таких известных психологов и педагогов как
Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков
и Г.А.Цукерман. Я попробую расставить основные
акценты на том, что дает эта форма работы ребенку
и какие качества детского характера развивает.

Особое внимание следует обратить на
постепенность освоения любой формы работы, а
особенно групповой. В настоящее время ведущая
цель процесса обучения состоит в том, чтобы
научить ребенка учиться, самостоятельно добывая
новые знания в процессе
исследовательско-поисковой деятельности.

Реализация данной цели способствует групповая
работа, в этом и заключается актуальность и
широкая применяемость этой формы.

Подготовку к групповой работе необходимо
начинать практически с первых дней пребывания
ребенка в школе, причем делать это нужно с
большой осторожностью, дабы не нарушить очень
тонкий и ранимый внутренний мир ребенка. Многие
дети, поступая в школу, не доверяют себе и
нуждаются в психологической поддержке.

Важно помнить о том, что нормальная
равноправная дискуссия возможна только в
атмосфере доверия и доброжелательности.

Для установления благоприятной атмосферы
используются различные психологические игры и
упражнения, которые помогают ребенку
устанавливать контакт с другими детьми,
развивают зрительные, слуховые, тактильные
анализаторы ребенка, его психические процессы
(мышление, внимание, ощущение, восприятие, память,
речь), способствуют развитию уверенности в себе и
собственной значимости. Самое главное –
превращают ребенка в равноправного участника
игрового познавательного процесса.

Помните о том, что групповая поддержка,
действие заодно с другими создают чувство
защищенности, которое облегчает любой шаг в
неизведанное, даже такие напряженные ситуации,
как выход к доске, ответ с места.

Благодаря проведению разнообразной
психологической подготовки, даже самые
тревожные и робкие дети преодолевают этот
барьер.

Психологи всего мира утверждают, что отсекая
прямое общение между детьми во время занятий,
(запрещая переговариваться, обмениваться
мыслями), мы делаем каждого ребенка гораздо более
беспомощным, незащищенным, несамостоятельным, а
потому гораздо более зависимым от учителя,
склонным вот во всем подражать ему, не искать
собственной точки зрения, а, следовательно, не
способным принимать самостоятельные решения,
совершать поступки.

Таким образом, это ведет к полной
несамостоятельности и пассивности ребенка.
Соединяя детей в группы, мы даем им, по словам
Г.А.Цукерман, почву, на которой вырастает
спокойное самоуважение ребенка, чувство
собственного достоинства, возможное только
среди равноправных, равных себе.

Ведущие психологи и педагоги предлагают
разделить детей на малые группы (по 4-5 чел.) и
сделать наши нормы общения внутригрупповыми
нормами. Пусть ребята поупражняются в искусстве
слушания сначала в своей маленькой компании, а
уже потом отважатся предстать перед нами и всем
классом.

Тут же встает вопрос и о комфортности, о том,
чтобы место у доски стало уютным.

Поиск знаний или способа действия может
происходить там и только там, где взрослый не
дает готовых образцов и определений.

В ситуации самостоятельного поиска решения
ученик способен обращаться ко взрослому с
познавательным вопросом, указывая, какого именно
знания ему не достает для решения той или иной
задачи.

Таким образом, можно выделить три ведущих
характеристики учебного сотрудничества ребенка
с взрослым в процессе групповой работы:

  • оно несимметрично, ребенок не имитирует
    взрослого;
  • оно предполагает познавательную инициативу
    ребенка, указывая взрослому ближайшую учебную
    цель их совместных усилий;
  • ученик обращается к учителю не с жалобой на свои
    трудности, а с конкретным запросом нового знания.

Итак, я попыталась в двух словах показать
значимость групповой работы, ее актуальность в психологическом
плане – позволяет почувствовать ребенку свою
значимость, уверенность в собственных силах; в развивающем
плане – формирует познавательный интерес,
развивая познавательную активность, делая
ребенка активным субъектом обучения.

Групповая форма работы создает условия для
формирования ключевых компетенций личности уже
в начальной школе, таких как коммуникативная,
информационная, умение работать в команде.

I этап организации групповой работы
(подготовительный):

“Психологические игры”

Как было сказано выше, подготовку к введению
групповой работы начинать нужно с первых дней
пребывания ребенка в школе, а в качестве
психологической разминки использовать
психологические игры.

Игра “Скульптор и глина”. Цель:
Развивает фантазию, творчество ребенка,
креативное мышление, способствует
кинестетическому контакту.

Технология. Дети стоят лицом друг к другу. Один
скульптор, другой – глина. Скульптор создает
композицию и дает ей название. Глина старается
быть податливой, чтобы из нее было легко лепить.
Затем участники меняются ролями.

Игра “Настроение”. Цель: развитие
эмоциональной чуткости, внимания по отношению к
другому человеку; учит понимать эмоциональное
состояние партнера, его настроение с помощью
жестов, мимики, двигательных реакций.

Технология. Дети становятся лицом
друг к другу. Первый участник пытается передать
свое настроение с помощью жестов, мимики
выразить свое внутреннее состояние. Второй
должен понять настроение своего партнера и
объяснить его словами.



Комментарий. Начало и конец каждой
игры может разделять звонок, в конце игры
необходимо учить детей словам благодарности:
“Спасибо, мне было очень приятно играть с
тобой”.

Подведение итогов: данные
психологические игры являются тренингом
общения, их можно использовать как на уроках, так
и на переменах. Как видите, они просты в
исполнении и не требуют особых средств,
дополнительного инвентаря.

Значимость и польза их велика, они
способствуют:

  • развитию визуальных, двигательных,
    кинестетических контактов;
  • развитию эмоциональной зоркости,
    наблюдательности и внимания по отношению к
    другому;
  • развитию психических процессов: ощущение,
    восприятие, мышление, воображение;
  • развитию уверенности в себе, обеспечение
    психологической комфорта.

Переходным этапом к проведению групповой
работы является работа в парах.

Прием №2: ситуативные задания.

Порядок работы. Детям раздаются листы,
на которых изображены различные ситуации.
Советуясь друг с другом, члены пары принимают
общее взвешенное решение.

Цель ситуативных заданий: они способствуют
установлению контактов, помогают общаться, учат
прислушиваться друг к другу и принимать общее
решение.

Ситуация № 1 “Общее дело”.

Технология. Учитель сообщает детям:
“Вы живете в разных домиках. Сегодня
воскресенье, договоритесь, что вы делаете в
воскресенье, найдите общие занятия и нарисуйте
их”. Рисунки можно выполнять схематично.

Теоретическое обоснование технологии
групповой работы



Акцент целей.

  1. Обеспечение активности учебного процесса,
    организация уроков на деятельностной основе.
  2. Достижение высокого уровня усвоения содержания
    предмета.
  3. Развитие ключевых компетенций личности
    ребёнка.

Особенности групповой работы.

  1. Класс делится на группы с учетом индивидуальных
    особенностей детей, для решения конкретных
    учебных задач.
  2. Каждая группа получает своё, определенное
    задание.
  3. Задание составляется и выполняется так, чтобы
    оценить вклад каждого участника группы.
  4. Состав групп непостоянен, он меняется (для
    отработки одной группы отводится от 3 до 5 уроков).
  5. Процесс групповой работы строго
    регламентирован во времени.

Наконец, самое главное – это управляемый и
направляемый процесс!

Технологический процесс выполнения
группового задания (автор В.К.Дьяченко)

Подготовка группы к выполнению группового
задания (1 единица времени)

  • постановка познавательной цели (проблемной
    ситуации);
  • инструктаж о последовательности работы;
  • раздача дидактического материала по группам;
  • распределение ролей в группе.

II. Групповая работа (6 единиц времени)

  • знакомство с материалом, планирование работы в
    группе;
  • распределение заданий внутри группы;
  • индивидуальное выполнение задания;
  • обсуждение индивидуальных результатов работы в
    группе;
  • обсуждение общего задания группы (замечания,
    дополнения, уточнения, обобщения);
  • подведение итогов группового задания.

III. Заключительная часть (2 единицы
времени)

  • сообщение о результатах работы в группах;
  • анализ познавательной задачи, рефлексия;
  • общий вывод о групповой работе и достижение
    поставленной задачи.

Ролевая деятельность

  • Руководитель группы.
  • Консультанты-координаторы (2 чел.).
  • Цензор группы (скептик).
  • Хронометражист, учетчик времени.

Функции учителя во время проведения
групповой работы:

  1. Контролирует ход работы в группах.
  2. Отвечает на вопросы.
  3. Регулирует споры.
  4. Помогает отдельным учащимся.
  5. Следит за адекватностью поведения в группе.

Начинать работу детей в группах необходимо с
двух простых правил:

Высказав свое мнение, спроси остальных: “Ты
согласен?”, “Ты не возражаешь?”, “А как ты
думаешь?”.

Если все согласны, можете действовать. Если
есть разные мнения, спросите друг друга.

Заключительный этап групповой работы.

Класс и учитель рассказывают группе, что было
особенно хорошо в их ответе, в умении помогать
друг другу. Вся “критика” строится на формуле:
“Что могло бы помочь этой прекрасной группе
стать еще лучше”.

В классе, как и в любом человеческом обществе,
оправдывает себя идея психолога К.Роджерса о том,
что лишь человек, имеющий группу поддержки,
доверия и принятия, способен на полное
самораскрытие и самовыражение. Об этом, я считаю,
нам стоит задуматься.

Принципы эффективного участия в групповой
работе:

  • Мы все здесь, чтобы помогать друг другу.
  • Стараемся быть откровенными друг с другом и с
    другими.
  • Делясь опытом, мы совершенствуем управление
    качеством образования.
  • Чтобы чему-то научиться, надо пойти на риск.
  • Не делай слишком больших заметок.
  • Если у тебя возникают вопросы – ставь их. Есть
    опыт – делись им.
  • Отрабатываем материалы и идеи для собственных
    потребностей.
  • Готовимся к тому, чтобы передать другим
    полученные знания.
  • Будь “учеником” и “экспертом”.
  • Подготовьте выступление-информацию (3-5 мин.) о
    результатах занятия в группе.

Тема работы в группах:



“Развитие познавательной активности и
интеллектуальных умений ребенка”.

Ведущая задача развивающего обучения –
развитие интеллекта ребенка, познавательной
активности, стимулирование познавательного
интереса к учебе.

Как известно, без интереса нет и желания
учиться. Поддерживать интерес к учению
необходимо на каждом уроке с помощью выполнения
различных заданий, которые направлены на
развитие интеллектуальных умений (сравнение,
классификация, анализ, синтез, обобщение и др.).

Эта ведущая задача обучения актуальна сейчас,
как никогда. Еще Л.С.Выготский писал, что обучение
должно опираться на “зону ближайшего развития”,
т.е. вести развитие за собой.

Важно помнить, что способности, в том числе и
познавательные, не только проявляются, но и
формируются и развиваются в процессе
деятельности. Учебная деятельность младших
школьников создает большие возможности для
становления психических качеств, которые могут
составить основу тех или иных способностей.

Таким образом, говоря о развитии
познавательного интереса, нужно подчеркнуть
необходимость развития психических процессов:
памяти, мышления, внимания и воображения.

Говоря об интеллектуальном развитии, мы
забываем, что делать это нужно не только на
уроках математики, а также в других
образовательных областях (литература, русский
язык, естествознание), поэтому задания,
предложенные для выполнения в группах, носят
развивающий характер и направлены на развитие
познавательной активности, познавательных
процессов и интеллектуальных умений ребенка.

Задания по развитию речи:

Задание № 1.

1. Придумайте слова, противоположные по смыслу,
и закончите предложения.

Слон большой, а мышка …
Буратино веселый, а Пьеро …
Подушка мягкая, а стол …
Дерево высокое, а куст …
Река широкая, а ручей …
Лед холодный, а огонь …

Задание № 2.

1. Подберите 5 существительных признаков,
качеств предмета, без которых он бы не
существовал.

Без чего не бывает -

  • дерева
  • самолета
  • дома.

Задание № 3.

Прочитайте выражения. Как ты их понимаешь?
Объясни.

Светлая голова. Золотые руки. Каменное сердце.
Волчий аппетит. Железный характер.

Задирать нос. Заячья душа.

Задание № 4.

Дополните данное предложение, сделайте его
распространенным.

(Каждый участник группы добавляет по 1 слову).

а) Мама читает …

б) Однажды у Кати …

Цель данного этапа: развитие связной речи
реализуется с помощью коммуникативной стороны
языка; этому способствуют диалоги, разыгрывание
речевых ситуаций, театрализации, постановка
сценок, инсценировка сказок, задания
психологического характера, работа над
выразительностью речи.

Задание № 1.

1. Разыграйте речевую ситуацию по выбору:

а) Магазин (продавец – покупатель).

б) Ателье (портной – заказчик).

в) Больница (врач – пациент).

Критерии оценки: яркие диалоги, артистизм,
выразительность речи, жестов и мимики.

Задание № 2.

1. Составьте словесный портрет одного из
участников чужой группы, не называя его имени,
чтобы остальные группы догадались, о ком идет
речь.

Опорные слова: внешний вид; одежда; действия
человека; характерные черты.

Задание № 3

.

1. Подберите по 10 ассоциаций к словам:

  • герой;
  • интернет.

2. Составьте предложение из трех слов, абсолютно
противоположных по смыслу:

  • деградация;
  • торжество;
  • общество.

Задание № 4.

1. Найдите речевые ошибки в данных предложениях,
прокомментируйте их. Прочтите в исправленном
виде:

  • “Осенью сажают саженцы деревьев”.
  • “Вот какие со мной случаются случаи”.
  • “Я достала и стала читать из тумбочки книгу”.
  • “Жучка помогла рыть снег лапами людям”.
  • “Слон не боялся наказов”.
  • “На полях появились молодые восходы пшеницы”.
  • “Еж смотался в клубок”.
  • “Ребята строят снежную бабу”.

Задание № 1.

1. Решите анаграммы, найдите среди них лишнее
слово:

- те эпи т; эпитет
- фо ме та ра; метафора
- тель дак; дактель
- доха нек си синекдоха

Задание № 2.

1. Составьте из слова листопад как можно больше
слов за 1 минуту. Условие: это должны быть
нарицательные имена существительные в форме
единственного числа.

Задание № 3.

1. Придумайте и запишите 10 слов, состоящих из 5
букв так, чтобы второй буквой была буква “К”:
…(К)… — схема слова.

Задание № 4.

1. Переставь буквы в словах, чтобы получились
новые слова: резон, ромашка, слово, роман,
апельсин.

(Зерно, мошкара, волос, спаниель).

Задание № 5.

1. Классифицируйте слова, подберите как можно
больше вариантов классификаций данных слов:
вода, стекло, ветерок.

2. Составьте с данными словами рассказ.




Следующий: