Творческая мастерская Икона в творчестве А. С. Пушкина

Напомним, что при традиционной организации
урока источником знания является учитель. При
использовании данной технологии существенно
изменяются роли участников педагогического
процесса: учитель не является экспертом,
оракулом, он – демократичный руководитель,
консультант, помощник, и как разъяснитель нужен
лишь тогда, когда самостоятельный поиск не
завершается открытием. Однако открытия, озарения
в мастерской непременно будут. Сверяя старые
знания с полученными, которые он самостоятельно
приобрел, учащийся начинает верить в свои силы. В
мастерской создаются условия, для
самостоятельного выдвижения идеи, дальнейшее
развитие которой происходит как в
индивидуальной, так и в групповой и коллективной
деятельности.
Если дидактические компоненты традиционного
урока выступают как три обобщенные
дидактические задачи урока, то в мастерской
дидактические компоненты очевидны. Введение в
проблему, самоконструкция и социоконструкция на
основе дозированного материала, творческая
работа .Деятельность в мастерской выглядит так:
творческий процесс – творческий продукт –
осознание его закономерностей – соотнесение
полученного с достижениями культуры – коррекция
своей деятельности – новый продукт(творческая
работа).
Правила мастерской:

  • заинтересованность всех участников мастерской;
  • равенство, включая педагогов;
  • отсутствие отметки;
  • благоустройство пространства;
  • неправильных ответов нет (право на ошибку);
  • важен внутренний результат (чему научились, что
    поняли учащиеся).

Стратегическая цель урока: на
примерах произведений А.С.Пушкина определить, в
каких формах присутствует икона в творчестве
великого русского писателя.

Лейтмотив: А.С.Пушкин – великий
национальный писатель, свято соблюдавший законы
жизни русского народа (соборность).

Цели образовательные и воспитательные:

  • вовлечение учащихся в активный познавательный
    процесс;
  • воспитание интереса к историческому прошлому
    России;
  • развитие интереса к культурному наследию
    России;
  • формирование умения давать оценку полученным
    результатам.

Задачи учебно-педагогические:

  • развитие творческой активности;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков исследовательской
    деятельности.

Оборудование: мультимедийный
проектор, слайды с Православными иконами, запись
колокольного звона «Крестный ход», таблицы,
Приложения №1, №2, №3, №4, №5, №6. Произведения
А.С.Пушкина: стихотворения «Сон»,
«Мечтатель», «Вечерня отошла давно..»,
повести «Гробовщик», «Пиковая дама»,
«Арап Петра Великого», поэмы «Монах»,
«Бахчисарайский фонтан», «Русалка»,
повесть»Станционный смотритель», «Участь
моя решена. Я женюсь», «Начало
автобиографии», роман «Дубровский»,
сказка»Жених», «Сказка о царе Салтане»
,»Борис Годунов», «История Петра»,
«История Пугачевского бунта», «История»
Н.М.Карамзина, постановления Стоглавого Собора
(«Стоглав»).

Для учеников приготовить чистые листы бумаги
форматом А4, цветные карандаши, таблица для
каждой группы.

Учащиеся предварительно разделены на 5 групп,
принцип формирования групп учитель определяет
сам. На столах заготовленные конверты с
заданиями для каждого члена группы, всего 5
заданий (для удобства конверты пронумеровать).

ХОД МАСТЕРСКОЙ

I.

Учитель: Ребята, мы с вами живем в
благословенном краю, богатом своей историей,
культурой. А г. Владимир – культурно –
исторический центр. Знаменит он монастырями,
святыми церквями, в которых покоятся мощи
сподвижников Православия. Убранство храмов
изумляет своим великолепием. Богатством
поражают оклады икон великих русских святых. У
вас у всех, я уверена, дома также есть иконы:
кто-то действительно является верующим, у кого-то
– дань моде, а у некоторых – для интерьера…

– Запишите ассоциативный ряд к этому слову
«Икона».
– Что такое икона?
– Как она обычно выглядит?
– Каково её цветовое решение?
– Для чего нужны иконы?

1. Индивидуальная работа.
2. Социализация (учащиеся по желанию
зачитывают ответы на вопросы)

II.

Учитель:

– В творчестве каких писателей вы встречались
с упоминанием икон?
– А есть ли в творчестве А.С.Пушкина присутствие
икон?

III.Сообщение цели урока

Запись темы на доске: «Иконы в творчестве
А.С.Пушкина».

Учитель: В процессе занятия вы будете
заполнять таблицу, пользоваться раздаточным
материалом, который находится у вас на столах.


Форма Произведение Икона

Иконы были во всех квартирах А.Пушкина в
Петербурге, Москве, в Михайловском. Празднование
в честь иконы бывало два раза в году: 17 июля и 1
октября на Покров Пресвятой Богородицы. Пушкин
знал предания, связанные с иконой, не раз видел её
и встречальную икону «Умиление» (Приложение, слайд) в
монастырском храме, был свидетелем крестных
ходов. Весной 1836г. в Петербурге умерла Надежда
Осиповна – мать поэта. Пушкин, согласно
завещанию, привез тело покойной в Святогорский
монастырь, в ограде которого возле Успенского
храма захоронили усопшую. В день возвращения
А.Пушкин зашел в монастырь и с каким –то тайным
предчувствием купил место для собственной
могилы. Сделал пожертвование монастырю: шандал
бронзовый с малахитом и икону Богородицы –
пядичная (объяснить уч-ся лексическое значение
слова «пядичная») в серебряном окладе с жемчугом.
Икона встречается во многих произведениях
Пушкина, начиная с самых ранних. У поэта есть
впечатления, связанные с иконами.

Работа с материалом пакета №1 (Приложение 1)

1. Групповая работа. Каждая группа работает с
отрывком из произведения А.Пушкина. (Вопросы для
анализа даются вместе с текстом)
2. Социоконструкция (обсуждение в группах).
3. Социализация (выступление каждой группы. Текст
зачитывается вслух).

Вывод: Икона присутствует в
творчестве А.Пушкина в форме красного угла с
иконами
(заполнение таблицы)

Учитель: Действительно, иконы
располагаются в самом лучшем углу в доме, его
поэтому и называют Красным. Здесь хранятся и
маленькие домашние святыньки: просфоры,
освященный елей, церковные свечи, засохшие
благовещенские прутики вербы:
С перегородкою коморки,
Довольно чистенькие норки,
В углу на полке образа,
Под ними вербная лоза
С иссохшей просвирой и свечкой..
Иконы стоят на особой полочке, ибо иконы нельзя
«вешать», а можно только ставить. Просфора же
иссохшая, поскольку её хранят дома долгое время и
принимают маленький кусочек только в случае
болезни. (Казанская. Приложение.
Слайд ) Почитаемая икона в семье
А.С.Пушкина. Она находилась и в петербургской , и в
московской квартирах поэта.

– Продолжаем работу. Берем пакеты под №2,
читаем тексты, отвечаем на вопросы, определяем
форму присутствия иконы.

Работа с материалом пакета №2 (Приложение 2)

1. Групповая работа. Каждая группа работает с
отрывком из произведения А.Пушкина. (Вопросы для
анализа даются вместе с текстом)
2. Социоконструкция (обсуждение в группах).
3. Социализация (выступление каждой группы). Одновременно
с выступлениями групп демонстрируются слайды:
икона «Николай Чудотворец», икона «Всех
скорбящих радость»
(Приложение)

Вывод: Икона присутствует в
творчестве А.Пушкина в форме: молитва и молебен
перед иконой
(заполнение таблицы)

Учитель: Важное место занимают иконы в
свадебном обряде. Фактически все начинается с
благословения образами. Работаем с материалами
пакета №3

Работа с материалом пакета №3 (Приложение 3)

1. Групповая работа. Каждая группа работает с
отрывком из произведения А.Пушкина. (Вопросы для
анализа даются вместе с текстом).
2. Социоконструкция (обсуждение в группах)
3. Социализация (выступление каждой группы). Одновременно
с выступлениями групп демонстрируются слайды:
икона «Петр и Павел» (Приложение).

Вывод: учащиеся делают
самостоятельно. Икона присутствует в творчестве
А.Пушкина в форме: благословение иконами
новобрачных
(заполнение таблицы)

Учитель: Продолжаем исследования.
Иконы в окладах и без окладов, в иконостасе и на
стенах являются главным украшением церкви; иконы
призывают к молитве, к покаянию, мерцающие в
свете лампад и свечей оклады создают
таинственную атмосферу общения с Богом.
Если до этого мы все работали коллективно над
одной формой присутствия иконы в творчестве
А.Пушкина, то теперь задание несколько
усложняется. У каждой группы должна быть
определена своя форма присутствия икон. Все
внимательно слушают и стараются посредством
обсуждения в группе определить эту форму.
Материалы пакета №4.

Работа с материалом пакета №4 (Приложение 4)

1. Групповая работа
2. Социоконструкция (обсуждение в группах).
3. Социализация

После сообщения учащихся 1 группы, слово берет
учитель.

Учитель: Злотой оклад на иконе,
конечно, свидетельство не только благочестия,
иконопочитания, но и богатства. В стихотворении
«Будрыс и его сыновья» старый литвин,
посылая одного из сыновей «поживиться от
русских добычей» в Новгороде, в своем
наставлении употребляет такое сравнение:
«Жены их (новгородцев), как в окладах, в
драгоценных нарядах.
– Какой вывод мы можем сделать по этому
сообщению?

Вывод учащиеся делают самостоятельно:
сияние и богатство иконных окладов (заполнение
таблицы)

После выступления учащихся 2 группы учащиеся
самостоятельно делают вывод.

Вывод: икона на кладбищенском
кресте (заполнение таблицы)

Выступления учащихся 3, 4, 5 групп
сопровождаются демонстрацией слайдов икон:
икона «Владимирская Божья Матерь»,
«Донская божья Матерь», «Смоленская Божья
Матерь». Учащиеся самостоятельно делают вывод.

Вывод: крестный ход с иконой.

Учитель: Крестный ход – важное
торжественное шествие с иконами, хоругвями, под
колокольный звон. В нем принимают участие люди
всех сословий. Перед богом все равны.

Прослушивание колокольного звона. Звуковое
оформление обозначено значком на слайде
иконы»Смоленская Божья Матерь».

– Продолжаем нашу работу. Я зачитаю вам отрывок
из «Истории Петра», а вы, обсудив услышанное
в группах, попробуете определить еще одну форму
присутствия икон в творчестве А.Пушкина. (Слайд
иконы «Спаситель«. Приложение).
«Народ почитал Петра антихристом». Он заставлял
брить бороды. В постановлении Стоглавого Собора
указывается: «Творящие брадобритие независимы
от Бога, создавшего нас по образу Своему . Бог
сотворил человека по образу и подобию своему.
Образ Божий есть Христос. Человек – живая икона
Христа, каждый человек носит в себе образ
Христов. Если Господь сотворил мужчину так, что у
него растет борода, то она становится
неотъемлемой частью образа Божия, а потому брить
её – значит искажать этот заданный образ своим
вмешательством.» Исключением являются святые
Борис и Глеб, т.к. погибли юношами.

– Запишите вывод в ваши таблицы.

Вывод: Икона и образ Божий в человеке
(заполнение таблицы)

Учитель: У нас остался последний пакет
с заданиями №5.

Работа с материалом пакета №5 (Приложение 5)

1. Групповая работа
2. Социоконструкция (обсуждение в группах).
3. Социализация (выступление каждой группы).

Учитель: определите, с какой целью в
данных произведениях используют иконы? Запишите
вывод. (Приложение.
Слайд с изображением иконописных мастерских).

Вывод:Иконопочитание и присяга
(заполнение таблицы)

Учитель: послушайте еще несколько
отрывков «Из истории пугачевского бунта» и
также сформулируйте вывод. «Пугачев и его
сподвижники после взятия городов начинали
грабеж церквей и монастырей. В церкви, куда
мятежники приносили своих раненых, видны были на
помосте кровавые лужи. Оклады с икон были
ободраны. Церковь осквернена калом лошадиным и
человечьим.» Церкви грабили святотатцы, они
обдирали с икон ризы, конечно, при этом могли
расколоть икону. В другой записи:»Церкви были
разгромлены, образы исколоты, и из них щепками
кашу варили. А у Распятия Господня, которое над
царскими дверьми стояла, усмотрен гвоздь, в уста
прибитый»
В действиях пугачевцев видны одни и те же из века
в век повторяющиеся приемы, к которым прибегают
иконоборцы всех времен и народов. Иконы
уничтожали все завоеватели земли Русской: шведы,
немцы, поляки, французы. Один из самых больших
ударов по русскому иконописанию был нанесен
большевиками: много икон уничтожили, за бесценок
продали за границу, закрыли иконописные
мастерские.

– Запишите ваш вывод.

Вывод: Уничтожение икон и кощунство
над ними (заполнение таблицы)

IV. Творческая работа

Учитель: подготовьте групповой проект
вашего ответа о формах присутствия икон в
творчестве А.Пушкина. (Это могут быть кластеры
или те же заполненные таблицы).

V. Афиширование работ

Представители от групп зачитывают свои работы
и вывешивают их на доску.

VI. Рефлексия

Письменная работа на несколько минут. Выберите
и выполните одно задание

  • Меня удивило…
  • Мне понравилось…
  • Что я узнал о Пушкине…

(Приложение 6)

Литература:

  1. Лепахин В. Икона в поэзии и прозе
    А.С.Пушкина.// Лепахин В. Икона в русской
    художественной литературе. М., 2002
  2. Пушкин А. Стихотворения и проза.

Следующий: