Творческая мастерская. Движение весны в стихотворении С. А. Есенина Черемуха

Цель урока:

  • познакомить детей со стихотворением С. Есенина
    “Черемуха”;
  • работать над пополнением словарного запаса
    детей;
  • прививать детям навыки выразительного чтения;
    развивать воображение, мышление.

Учебный материал, обслуживающий проведение
урока

:

  1. Портрет С. Есенина, пейзажи Рязанской области.
  2. Грамзапись П. И. Чайковского “Времена года”.
  3. Записи романсов на стихи С. Есенина.
  4. Карточки со словами: “радостное”, “светлое”,
    “праздничное”, “нежно”, “спокойно”, “немного
    робко”, “настойчиво”, “дерзко”, “вкрадчиво”.
  5. Карточки к игре “Собери слово”.

Ход урока

I. Вступительная беседа (сопровождается
музыкальным оформлением, демонстрацией картин
родного края С. Есенина).

Учитель:

- Сегодня я предлагаю вам перенестись в далекое
прошлое и очутиться на Рязанской земле.
Представьте, что мы выходим на крутой высокий
берег Оки. Мы так высоко стоим, что, кажется, можно
достать рукой до облаков. Все здесь волнует,
заставляет замереть от восторга: озера с
молчаливой осокой и белыми лилиями, заливные
луга с терпким запахом мяты. Рядом раскинулось
село Константиново. Здесь 21 сентября 1825 года
родился человек, который сделал это село
известным во всем мире: этот человек-Сергей
Есенин. Вы уже знакомились с ним через его
произведения в начальной школе. (Дети вспоминают
и называют известные им стихотворения). Сегодня
мы еще раз обратимся к его творчеству, ближе с ним
познакомимся.

Закроем глаза. Перенесемся в 1915 год. Еще вчера
стояла ужасная погода, даже в душу закралась
тоска: небо хмурое, покрыто свинцовыми облаками,
пронизывающий ветер. Ничто не предвещало
улучшения как погоды, так и настроения. Но
сегодня природа будто бы мгновенно пробудилась:
лазурное небо, ослепительное солнце, щебет птиц.
И вот из избы выбегает голубоглазый
двадцатилетний юноша. Он вдыхает в себя воздух,
наполненный весенними ароматами. И вдруг его
взору открывается чудо. Черемуха, еще дремавшая,
сегодня пробудилась и стояла во всей своей красе.
Казалось, каждый цветочек призывает всех:
полюбуйтесь мною, разве я не хорош?

- Как вы думаете, какие мысли, чувства могли
возникнуть у Сергея Есенина? (Восторг,
восхищение, радость). И как у истинного поэта, в
душе его родились стихи.

- Как вы думаете, находясь в таком восторженном
состоянии, переживая чувство восхищения
увиденным, какое по характеру стихотворение мог
написать С. Есенин? (Радостное, светлое,
праздничное).

- Ну что же, на протяжении всего урока мы будем
либо подтверждать, либо опровергать наше
предложение. А сейчас вернемся в наш класс.

II. Словарная работа.

Вы видели цветущую черемуху? Вспомните, какая
она? Подберите сравнения (данная запись делается
на доске)

- Черемуха душистая, как…

белая, будто…

кудрявая, словно…

- Ручеек звонкий, как…

прозрачный, будто…

- Подберите слова, называющие действие
весеннего ручейка. (Журчит, струится, звенит,
сверкает на солнышке).

- Представьте, пришла весна, на деревьях
распускаются новенькие молоденькие листочки.
Вспомните, какие они?

- Зелень (какая?)…

- Роса (какая?)…

У Сергея Есенина зелень и роса совсем
необычные. Прочитав стихотворение, мы
размышляем, какая еще бывает роса, зелень.

- Продолжи фразу. Вкрадчиво…

У проталинки…

- Закончи предложение:

Черемуха душистая…

Зелень золотистая…

Ручей волной гремучею…

- Мы составили с вами замечательные
предложения, подобрали хорошие сравнения. Все
эти строки использовал С. Есенин, чтобы описать
красоту весенней природы. Посмотрим, как это
получилось у него.

III. Чтение стихотворения учителем.

IV. Анализ текста.

- Какое время года описывается в стихотворении?
Докажите это. Найдите в тексте слова,
словосочетания, передающие оживающую,
просыпающую

природу. (С весною расцвела, проталинки).

- Какие цвета преобладают в стихотворении?
(Золотистый, серебристый)

- Какое настроение они создают? (Светлое,
праздничное, веселое). Мог ли поэт с таким
настроением написать такое стихотворение?

- Прочитайте первое четверостишие и найдите в
нем еще слова, которые создают впечатление
праздника? (Душистая, кудри завила).

- О ком так пишет автор? (О черемухе).

- Кто так обычно готовится к празднику?
(Девушка).

- С кем же можно сравнить черемуху? (С девушкой, с
невестой).

- Какое слово нам помогает не только увидеть, но
почувствовать картины, нарисованные автором?
(Душистая).

- Подберите к слову “душистая” слова, близкие
по значению. (Пахучая, благоухающая, ароматная).

- Найдите в тексте, что произошло с черемухой?
(Весною расцвела)

- Почему “с весною”? Есть же другие фразы:
“весной”, “перед весной”? Что хотел сказать С.
Есенин, говоря “с весною”, как это? (“За ручку с
весной”, весна набирает силу, расцветает и
именно с нею расцветает и набирает силу черемуха)

- Почему С. Есенин называет ветки
“золотистыми”? Откуда этот цвет? (От солнца, от
цветочных тычинок).

- Прочитайте следующие четыре строки. Какое же
слово использует С. Есенин для описания росы?
(Медвяная)

- Вслушайтесь в это слово. От какого слова оно
произошло? (Мед)

- Какой мед? (Липкий, тягучий). Значит и роса на
коре черемухи тоже липкая и тягучая.

- Какое еще слово подтверждает это? (Сползает).

- Как вы понимаете слово “сползает”? (Медленно
тянется).

- Откуда же на коре дерева медвяная роса? Когда
она появляется? (Когда лопаются почки, весной).

- Какие бывают листочки, когда они только-только
появляются, вылупляются из почки? (Нежные,
маленькие, сочные, мягкие).

- Какое слово выбрал С. Есенин для описания
зелени? (Пряная). Почему? (Пряный — это горьковатый,
ароматный по запаху и вкусу. Листва молоденькая,
ароматная, горьковатая на вкус).

- Почему зелень сияет в серебре? (Блестит от
росы).

Вывод

(делается учителем): Итак, С. Есенин
описывает черемуху, которая только распустилась.
Совсем-совсем маленькие листочки, еще мокрые,
необсохшие от сока, сияют в серебре. Зелени
совсем мало.

- Какие же чувства хотел передать С. Есенин,
описывая черемуху? (Восхищение, восторг, радость).

- Прочитайте друг другу в парах рассмотренные
строки так, чтобы показать, как поэт восхищается
красотой юной черемухи.

(Дети работают самостоятельно в парах)

V. Игра “Собери четверостишие”.

(Первое четверостишие “разрезается” по слову
и раздается группе детей).

Инструкция детям: “Чтобы было проще запомнить,
поиграем. Соберите четверостишие и прочитайте
его, подхватив заданную интонацию, как будто
читает один человек”.

- Найдите в тексте еще строки, описывающие
черемуху. Прочитайте.

- Какая прическа была у черемухи в начале
стихотворения? (Кудри завила).

- А какой внешний вид имеет черемуха в этом
четверостишии? (Развесившись стоит).

- Какая теперь зелень? (Золотистая, на солнышке
горит).

Наша черемуха изменилась! Почему же С. Есенин
дважды обращается к описанию черемухи? (Черемуха
меняется, набирает силу вместе с весной: 1 -
пробуждающаяся черемуха, 2 — черемуха в полном
цвету).

- Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите?

Итак, черемуха изменилась. А изменилось ли
отношение к ней С. Есенина? (Нет, он только еще
больше продолжает восхищаться этим удивительным
творением природы, этим расцветом жизни). С какой
интонацией будем читать это четверостишие?
(Восхищенно)

(Дети работают самостоятельно в парах).

Игра “Собери четверостишие”

(аналогично
работе с первым четверостишием)

- Какой еще образ, кроме черемухи, присутствует
в стихотворении?(Ручей) Найдите описание ручья.

- Какое слово говорит о размерах ручья?
(Маленький)

- В каких еще словах подтверждается, что ручей
маленький? Где он бежит? (В траве, между корней).

Этим С. Есенин заостряет наше внимание на том,
какой крохотный, тоненький и робкий ручеек.

- Какой ручей по цвету? (Серебряный) Почему?
(Переливается на весеннем солнце, прозрачный,
пронизан солнечными лучами).

- Найдите слова, передающие действия ручья?
(Бежит, струится).

- Как понимаете слово “струится”? Подберите
близкое по значению слово. (Льется, течет).

- Почему С. Есенин использует именно
“струится”?

(Это значит — течет тоненькой узкой струйкой).
Это опять подтверждает, какой ручей маленький,
несмелый, нежный.

- Как вы думаете, такой маленький, робкий, нежный
совсем юный ручеек, какие может издавать звуки по
силе? (Тихие, спокойные, убаюкивающие, робкие).

- Попробуем передать голосом характер этого
юного, нежного ручейка. С какой же интонацией
будем читать это четверостишие? (Нежно, спокойно,
немного, немного робко, тихо).

(Дети работают самостоятельно в парах)

Игра “Собери четверостишие”

(аналогично).

- Есть ли еще строки о ручье? Прочитайте.

- Найдите слова, показывающие действия ручья.
(Обдает волной). Сравни, что он делает до этого?
(Бежал, струился).

- Изменился ли ручей? (Да, была струйка,
появилась волна). У нашего ручья появилась сила.

- Какое еще слово подтверждает, что ручей
изменился? Волна какая? (Гремучая, гремящая,
издающая шумы).

- Какой же ручей в этом четверостишии? (По силе -
сильный; по звуку- шумный, громкий; по характеру-
настойчивый). Он обдает ветки черемухи, как бы
заставляя гордую красавицу обратить на себя
внимание. Вам никого не напоминает ручей? (Юношу).

- Рассматривая образ черемухи, мы заметили, что
черемуха изменилась. Теперь мы видим, что и ручей
изменился. Есть ли что-то общее в этих переменах?
Что придало силу, развитие черемухе и силу ручью?
(Весна увереннее вступает в свои права, набирает
силу, а вместе с ней набирает силу и природа).

- Прочитайте две последние строки
стихотворения. О чем может ручей петь песни
прекрасной черемухе? (О любви, о весне).

- Какое слово поможет выбрать тон голоса?
(Вкрадчиво — значит тихо, робко).

Итак, мы выяснили, что в первых двух строках
(объедините их) ручей дерзок, настойчив, а в
последних (поет ей нежную лирическую песню).

- С какой же интонацией будем читать первые две
строки? (Настойчиво, дерзко).

- Вторые две строки? (Несмело, нежно, робко).
Попробуем передать голосом эти состояния ручья.

(Дети работают в парах).

- Почему же С. Есенин обращается дважды к
описанию ручья?

(1 — описание ручья; 2 — весна набрала силу).

- Какое же настроение хорошо чувствуется в
стихотворении? (Радостное, праздничное, светлое).

- Мог ли поэт с плохим настроением написать
такое стихотворение? Значит, мы с вами в начале
работы высказали верное предположение, что
подтвердили анализом стихотворения. Посмотрите,
с какой же интонацией мы будем читать
стихотворение. (На доске по ходу анализа
прикреплялись карточки с надписями :
“восхищенно”, “нежно”, “спокойно”, “немного
робко”, “настойчиво”, “ дерзко”, “нежно”, “
вкрадчиво”).

- Молодцы! Я вижу, вы хорошо прочувствовали
интонацию, настроение. О чем еще нужно помнить,
читая стихотворение? (О паузах). Вспомним виды
пауз. (Длинные, короткие).

- Прочитайте все стихотворение, соблюдая паузы,
передавая настроение автора, а также ваше
отношение.

(Самостоятельная работа в парах)

VI. Словесное рисование.

(Работа в группах по 4
человека).

1 группа “рисует” картину “Начало цветения”.

2 группа “рисует” картину “В полном цвету”.

Выберите художника от каждой группы.

- Представьте, что мы с вами художники. Вам надо
нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.
Сколько картин вы бы нарисовали?. (1 — начало
цветения; 2 — в полном цвету).

- Какие цвета возьмете? (Белый, голубой, зеленый,
золотистый, серебристый).

- Какой цвет будет преобладать больше всего?
(Золотой-все пронизано солнышком).

- Вспомните, какой рисунок вы рисовали до
анализа стихотворения? Отличается ли он от этих
картин? Чем? Можно ли понять стихотворение,
увидеть его глубину, просто прочитав
поверхностно один или два раза?

(То, что мы задумываемся над каждым словом,
проникаем в стихотворение, помогло нам глубоко,
полно представить, почувствовать описываемые
картины).

VII. Музыкальное рисование.

Слушая стихотворение, вы представляли картины,
но не только. Мы еще вслушивались в звуки весны.

- Какие звуки мы слышали? (Звон ручья, шепот
листьев).

Послушайте музыкальное произведение и
подумайте, можно ли его считать музыкальной
иллюстрацией к стихотворению, почему?
(Настроение, чудо, звуки весны).

- А если бы вы были композиторами, какую бы вы по
характеру музыку написали бы? Какая она была бы
по настроению? Какие инструменты выбрали бы вы
для ее звучания? Почему? (Скрипка; нежные,
приятные звуки).

- Раз мы уже обратились к музыке, давайте
вспомним песни, романсы, написанные на стихи С.
Есенина. (Дети и учитель называют известные
романсы, прослушиваются записи отрывков
некоторых из них: “Отговорила роща золотая”,
“Клен ты мой…”, “Несказанное, синее, нежное”,
“Выхожу один я на дорогу”, “Белая береза”, “Ты
жива еще, моя старушка”). Это лишь некоторые из
них. Стихи поэта очень музыкальны, напевны, всеми
любимы, поэтому очень многие композиторы
обращались к его словам. Они никогда не будут
забыты. В каждом стихотворении С. Есенина
чувствуется любовь к родному краю, к людям, к
природе.

- Как вы думаете, что значит любить природу?
Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее
красотой?

- Давайте же будем любить и беречь каждую
травинку, каждую бабочку, все живое, что нас
окружает, так как наш мир будет бедным,
невзрачным, мертвым без красоты живой природы.

VIII. Итог урока.

- Что вы открыли для себя на уроке? Я надеюсь, что
урок вам запомнился и вам еще захочется открыть и
понять самого поэта.

IX. Домашнее задание.

- Я думаю, что вы за время урока достаточно
близко познакомились со стихотворением, и строки
его еще свежи в памяти.

Дома вам остается только повторить его.

Следующий: