Турнир знатоков истории. Разработка внеклассного мероприятия

Цель: актуализация знаний по истории, развитие познавательной и творческой активности обучающихся.

Задачи:

  • В игровой форме познакомить с новыми интересными историческими фактами
  • Продолжить формировать умения анализировать материал, работать в команде, обобщать, делать выводы.
  • Воспитывать интерес к исторической науке, любовь и уважение к истории
  • Привлечь внимание родителей и учителей к предмету история и проведению предметной недели в школе.

Участники игры:

  • Сборные команды обучающихся, родителей и учителей школы. (по 8 человек)
  • Болельщики
  • Жюри из состава учителей, детей и родителей (5 человек)
  • Ведущие – учитель и ученик.

Оборудование:

  • Оформление сцены. Надпись «Турнир знатоков истории»
  • Музыкальное сопровождение
  • Карточки с заданиями для команд.

Подготовка к игре.

Для проведения турнира формируется две команды по 8 человек. Каждая команда придумывает себе название, эмблему и девиз, выбирает капитана команды. В игре участвуют команды в составе родителей, детей и учеников школы старших классов. Турнир проводит учитель (это не обязательно должен быть учитель истории). Ведущему – учителю помогает 1 ученик (по желанию). Для оценивания этапов турнира и определения победителя выбирается жюри. Приглашаются болельщики команд.

Данное мероприятие может быть проведено как заключительное в рамках предметной недели. Турнир состоит из 5 этапов:

  1. Верите ли вы, что…
  2. Дальше, дальше…
  3. Конкурс капитанов «Знаете ли вы старинные слова?»
  4. Что? Где? Когда?
  5. Угадай, кто это!

На каждом этапе участники турнира отвечают по очереди. В случае, если одна из команд затрудняется в ответе или даёт неправильный ответ, то право высказать своё мнение имеет команда-соперница. Жюри следит за соблюдением правил турнира и ставит баллы за правильные ответы. Оценивание производится по 1-балльной системе: 1 балл начисляется команде за каждый правильный ответ. В конце турнира подводятся итоги простым суммированием баллов и определяется победитель турнира.

1 этап. Верите ли вы, что…

Команды по очереди дают ответы «да» или «нет» после недолгого обсуждения. Решение об ответе принимает капитан команды.

1. Верите ли вы, что…

  • первый школьный звонок был водяным?
    (Да. Его изобретателем считают древнегреческого философа Платона, жившего за 400 лет до н.э. Придуманный Платоном прибор состоял из двух сосудов. В верхний наливалась вода, откуда она понемногу вытекала в нижний, вытесняя оттуда воздух, который по специальной трубке устремлялся к флейте, и она начинала звучать. Таким образом Платон созывал своих учеников на занятия).
  • самый большой в мире глобус был изготовлен для Московского планетария и весил 5 тонн?
    (Нет. Так как в действительности самый большой в мире глобус был изготовлен для Парижской выставки 1899 года и его вес составлял почти 10 тонн. Этот глобус вращался вокруг своей оси со скоростью, соответствующей скорости вращения Земли. На нём были нанесены рельеф земной коры, границы стран, морские пути, железные дороги, маршруты известных путешественников, и даже обозначены залежи полезных ископаемых.)
  • в 15 веке у рыцарей большой популярностью пользовались соревнования по прыжкам через стол и на стену?
    (Да. Эти состязания развивали у рыцарей чувство равновесия и ловкость, которые были необходимы им для успешного несения службы. Как гласит одна из надписей в коридоре королевского дворца в Мюнхене, наибольший успех в прыжках на стену сопутствовал баварскому князю Кристофу, который вырвал гвоздь, забитый на высоте 3,4 метра).
  • у некоторых африканских племён до сих пор сохранился обычай породнения причёсками?
    (Да. Этот обычай заключается в том, что под музыку и пение 5 или 6 родственников сбривают наголо волосы, укладывают их в специальный кувшин, заливают составом из глины, песка и воды и тщательно перемешивают. Полученную массу делят и в виде плоских маленьких блинов кладут на макушку как символ родства и дружбы. Иногда эти глиняные нашлёпки передают из поколения в поколение. Если в семье умирает отец – глава семьи, то его глиняную шапочку со сбритыми волосами по наследству получает старший сын – продолжатель рода.)
  • в 19 веке были изобретены специальные чернила для слепых?
    (Да. Великий изобретатель Эдисон придумал такие чернила. Стоило ими написать текст и подождать минуту, как бумага в тех местах, где были начертаны буквы, твердела и поднималась, образуя рельеф)
  • экипаж второй экспедиции Христофора Колумба был принудительно набран из каторжников и уголовных преступников, т.к. обыкновенные матросы не соглашались принять участие в опасном плавании?
    (Нет. На самом деле подобная история произошла не со второй, а с первой экспедицией Колумба. После же её триумфального завершения желающих отправиться с Колумбом в новое путешествие было хоть отбавляй.)
  • любой житель западногерманского города Филинген может позвонить Юлию Цезарю?
    (Да. Дело в том, что в этом городе за плату можно поместить в телефонную книгу номер любого человека. Этим часто пользуются шутники, внося в справочник имена и фамилии известных исторических деятелей. В частности, если открыть данную книгу на соответствующей букве, то можно прочитать следующее: Юлий Цезарь, профессия – тиран, телефон 8-4536.)
  • одно из правил средневекового испанского этикета гласило: «Королева Испании не имеет права смеяться?»
    (Да. Более того, при королеве всё время находилась специальная дама преклонного возраста, единственная обязанность которой заключалась в том, чтобы с утра до ночи ходить по пятам за королевой и строжайше следить за соблюдением ею вышеупомянутого правила.)
  • в Японии не принято дарить друг другу одежду?
    (Нет. Наоборот, дарить всякого рода одеяния в Японии было традицией на протяжении последних тысячи лет, эта традиция сохраняется и до наших дней.)
  • в древнем самурайском кодексе «Путь воина», в котором перечислялось подробно всё, что обязан делать (и не делать) средневековый японский воин, самураям запрещалось настрого чистить зубы?
    (Нет. Наоборот, «Путь воина» предписывал самураям чистить зубы размоченной веточкой смолистого растения, причём делать это следовало утром и вечером, до и после еды).

2 этап. Дальше, дальше…

Участники команды за 1 минуту должны ответить на максимальное количество вопросов.

  1. Состязание средневековых рыцарей.
  2. Название озера, на котором произошло Ледовое побоище
  3. Столица Древнерусского государства
  4. Богиня удачи
  5. Место обитания греческих богов
  6. Отрезок времени, равный 100 годам.
  7. В какой стране протекает река Хуанхэ?
  8. Художник, автор картины «Мона Лиза»
  9. Имя князя, прозванного Мудрым
  10. Первый русский музей
  11. Напиток богов
  12. Праздник 25 декабря или 7 января
  13. Создатели славянской азбуки
  14. Первооткрыватель Америки
  15. Русский учёный, создатель периодической системы химических элементов
  16. Полуостров, проданный Россией Америке
  17. Легендарный основатель династии русских князей
  18. Первый президент США
  19. Владения Папы Римского
  20. Сбор в пользу государства
  21. Социальные группы в Индии
  22.  Хранилище больших сумм денег
  23. Человек, дающий деньги под %
  24. Нижняя палата Федерального Собрания РФ
  25. Родина фарфора
  26. Фамилия последнего русского царя
  27. Народная героиня Франции периода средневековья
  28. Священная книга мусульман
  29. Русский крестьянин, в 17 веке загубивший польский отряд
  30. Бог грома и молнии у восточных славян
  31. Военное сословие в Японии
  32. Материал для письма из кожи телят
  33. Какому народу принадлежит изобретение цифр, которыми мы пользуемся сейчас?
  34. Наука, утверждающая, что по звёздам можно определить будущее
  35. Религия, начало которой было положено Мухаммедом
  36. Родина шёлка
  37. Первое домашнее животное
  38. Материал для изготовления посуды на гончарном круге
  39. Огромное животное, объект охоты древних людей
  40. Символ государства
  41. Предводитель русских на Куликовом поле
  42. Главное сражение Отечественной войны 1812 года
  43. Родина Олимпийских игр
  44. Укреплённое жилище феодала
  45. Основной закон государства
  46. Первый русский царь
  47. Установил монголо-татарское иго на Руси
  48. Китайский храм в виде многоэтажной башни
  49. Первый Президент РФ
  50. Императрица Фике. Кто это?

3 этап. Конкурс капитанов. Знаете ли вы старинные слова



Капитаны по очереди выбирают правильный ответ на вопрос из трёх предложенных.

  1. Что такое снедь? (сбруя, еда, рыболовная снасть)
  2. Кто такие или что такое шоптовики? (торговцы, сшитые лапти, рыба)
  3. Что такое танок? (крыша, хоровод, одежда)
  4. Батог – что это? (палка, ткань, веник)
  5. Дежа – что это? (квашня, шкаф, пещера)
  6. Что такое клеть? (платье, сумка, чулан)
  7. Горшеня – кто это или что это? (горшечник, ноша, еда)
  8. Как называли человека, который делал кадки, бочки? (бортник, бондарь, кучер)
  9. Как называли человека, который делал упряжь для лошадей? (ямщик, шорник, пастух)
  10. Как называют человека, делающего изделия из глины? (ратай, гончар, бахарь)

4 этап. Конкурс Что? Где? Когда?

(Команды по очереди вытягивают вопросы, обсуждают в течение минуты и дают ответ).

  1. Октябрьская революция 1917 года принесла не только новый строй. Приметой того времени были и новые имена. Например, Вилюр (Владимир Ильич любит Россию). За 1 минуту расшифруйте популярные в 20-е годы мужские и женские имена: ВИЛ, КРАСАРМА, ВЛАДЛЕН, МАРЛЕН, МИРРА, НИНЕЛЬ.
  2. Как называли на Руси пару лошадей или волов, запряженных в одну упряжку? (супруги)
  3. Все 19 магазинов мод в Москве в 1 половине 19 века были сосредоточены на одной улице. Через одну минуту вы должны сказать название этой улицы. (Кузнецкий мост. «А все Кузнецкий мост и вечные французы! Оттуда моды к нам, и авторы, и музы, губители карманов и сердец!» — монолог Фамусова «Горе от ума»)
  4. В Италии существовал обычай: если менялу уличали в обмане, то о его голову ломали скамью, на которой он сидел. От этого обычая пошло прозвище всех неудачных дельцов, сохраняющееся и до сих пор. Что это за прозвище? (Банкрот, от итальянского – сломанная скамья)
  5. В Иркутске и Чите одна из городских улиц называется Дамской. Чем вы можете объяснить такое название? (Улица названа так в честь жен декабристов, которые последовали за своими мужьями в ссылку после восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года)
  6. Американцы называют свой флаг «Звезды и полосы». Со звездами все ясно: их, как известно, 51 (по количеству штатов, входящих в американскую федерацию). А вот количество полос не изменялось с конца 18 века – их 13. что они символизируют (число первых штатов, вошедших в состав США)
  7. М.В.Ломоносов провел классификацию иностранных языков. По его мнению, на одном из них можно говорить с друзьями, на втором – с врагами, на третьем – с Богом, на четвертом – с женщинами, а на пятом – «со всеми оными». В его иерархии значились русский, французский, итальянский, немецкий и испанский языки. Попытайтесь установить соответствие. (Французский – для друзей; немецкий – для врагов; итальянский – для женщин; испанский – для Бога; русский – для всех остальных)
  8. В Китае дети чтили и заботились о старых родителях. Лучшим подарком к 60-летию отца или матери в этой стране в недалёкие времена считался …. Что же дарили в Поднебесной Империи к юбилею стариков?  (Гроб)
  9. Католическая церковь учила: «Богатые созданы для спасения бедных, а бедные – для спасения богатых». С первой частью все ясно, но как объяснить вторую часть? (Помощь нищим, благотворительность, добрые дела помогут обрести место в раю, спасти свою душу)
  10. Знаменитый английский король Артур собирал своих рыцарей за круглым столом. Почему стол был такой формы? Что означает выражение «круглый стол»? (Король не хотел, чтобы рыцари ссорились из-за лучшего места; равноправие и достоинство каждого участника встречи)
  11. О первых указах императора Павла 1:
    Размер для шляп – вершок с осьмой,
    Впредь не носить каких попало,
    Впредь вальс в домах не танцевать,
    Впредь Машками (под страхом палок)
    Не сметь ни коз, ни кошек звать.
    При чем здесь имя Машка? (Мария Федоровна – жена Павла 1, поэтому называть ее именем животных категорически не разрешалось)
  12. 15 апреля 1916 года Марина Цветаева так начала свое первое стихотворение из цикла «Стихи к Блоку»:
    Имя твое – птица в руке.
    Имя твое – льдинка на языке.
    Одно-единственное движение губ.
    Имя твое – пять букв.
    Мячик, пойманный на лету,
    Серебряный бубенец во рту.
    Этот поэтический отрывок наполнен символами, но один из них объясним вполне рационально. Почему М. Цветаева писала: «Имя твое – пять букв», ведь в фамилии Блок всего 4 буквы. (До реформы русского алфавита 1918 года фамилия Блок писалась с Ъ: Блокъ)
  13. От бесконечных войн и переговоров Наполеон Бонапарт любил отдыхать и расслабляться в тиши и прелести одного из городков Адриатики, название которого удивительно соответствовало утомленному состоянию императора. Как назывался это городок? В настоящее время этим словом обозначают подавленное состояние и нежелание что-либо делать. (Апатия)

5 этап. «Угадай, кто это?»

Командам даётся задание сопоставить старинные названия животных с их изображениями. (Раздать карточки с изображениями животных и старинные названия).

Заяц

Лось

Белка

Кабан

Медведь

Лиса

Волк

Сохатый

Векша

Вепрь

Ошкуй

Бирюк

Итог игры:

Жюри подсчитывает количество набранных баллов каждой командой.

Каждому участнику Турнира вручается сертификат.

Каждому участнику команды-победительницы вручается Диплом «Знаток истории»

Жюри подводит итоги. Награждает победителей.




Следующий: