Тундра – дом ненцев

Цели урока

: Обобщить, закрепить и расширить
знания о быте коренных жителей тундры,
формировать у обучающихся любви к природе Ямала,
воспитывать чувство уважения к жизни, к
традициям и обычаям других народов.

Оборудование:

Карта ЯНАО, иллюстрации тундры,
макет оленя, нарты, одежда ненцев, куклы, сундук.

Ход занятия

Педагог:

Здравствуйте, ребята! Скажите,
любите ли вы путешествовать? (Ответы детей)

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы с
вами отправляемся в путешествие, а какое вы
сейчас поймете из стихотворения.

(Показ карты)


Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живем.

На этом занятии мы побываем в гостях у Северных
народов-ненцев, посмотрим, где и как живут, чем
занимаются, как одеваются.

Ребята, какие коренные жители Севера вы знаете?

Дети:

ненцы.

Педагог:

а что означает слово “ненец” в
переводе на русский язык?

Дети:

“ненец” в переводе означает – человек.

Педагог:

правильно.

Ребята, а где живут ненцы?

Дети:

в тундре.

Педагог:

( Показ иллюстрацию тундры)
Правильно, они живут в тундре, в царстве вечной
мерзлоты. Ребята, мы с вами живем в своих домах, а
что служит им домом?

Дети:

чум.

Педагог:

правильно, ребята, как вы думаете,
почему они живут в чумах, а не в домах?

Дети:

они часто переезжают с места на место,
чум удобнее, легко разбирается и собирается.

Педагог:

я сейчас предлагаю вам такую игру.
Игра называется “Собери чум”. На столе лежат
предметы, среди них есть те предметы, которые
необходимы для строения чума.

Вы сейчас все вместе подойдете к столу, ваша
задача: собрать чум и рассказать из чего он
состоит, что мы использовали для сбора чума.

Педагог

: что сначала вы поставите?

Чем покроете чум?

Как называется это покрытие?

Что является полом чума?

Что еще бывает в чуме?

Ребята, какое стихотворение мы про чум знаем,
кто нам расскажет?

Связали шест, с другим шестом,
Потом еще с одним шестом
Покрыв оленьей шкуркой,
И вот готов ненецкий дом
Мы домом этот дом зовем
Он дарит нам своим теплом
Зимой суровой, хмурой.

Наш чум готов, а теперь ребята, давайте
представим, что в чуме живут современные ненцы,
что бы вы поставили в чум для современного
человека?

Вот ребята мы с вами создали проект нового чума.
Это наша творческая коллективная работа. Теперь
человек, живущий в тундре, может знать, что
происходит в стране, поддерживать отношение с
друзьями, и даже спать в мягкой кровати.

Молодцы, ребята вы справились с этой работой,
присаживайтесь на свои места. Мы теперь с вами
знаем, в каких домах живут ненцы, что у них в чуме
есть, а вы знаете, как они одеваются, в чем же
интересно они ходят на улицу? Ребята, чтобы
вспомнить, как одеваются ненцы, мы с вами оденем
ненецкую девочку – Хомани, и мальчика-Хомаку. А
кто хочет их одеть?

Одежда ненцев хранится в сундучке. (По одному
выходят и одевают)

Ребята, посмотрите, что одела Влада Хомани?

А как называется женская шуба?

Дети:

Ягушка.

Педагог:

ребята, расскажите, что вы знаете о
женском головном уборе?

Дети:

женщины носят шапку, сшитую из оленьего
меха, расшитую орнаментом из сукна, а по краям
шапки прикреплены металлические бляшки, монеты,
это для того чтобы шапку не сносило.

Педагог:

Ребята, есть еще одна деталь в
женской одежде – это ложные косы из цветных
ниток, к ним тоже прикреплены металлические
бляшки, пуговицы, монеты, они очень тяжелые, такие
косы нужны, чтобы спина не горбилась. Вот мы и
одели Хомани, давайте теперь оденем Хомаку. Кто
хочет?

Пока Влад одевает Хомаку, послушайте загадку и
отгадайте ”В одну дырку влезешь, а из трех
вылезаешь”
Что это?

Дети:

Малица.

Педагог

: а кто хочет нам рассказать про
малицу?

Дети:



малица – сплошная мужская шубка из
оленьего меха с капюшоном.

Педагог:

а почему мужчины не носят шапки?

Дети

: Они много времени находится на улице,
чтобы не сдували сильные ветра, они надевают
капюшон от малицы.

Педагог:

а как называется у них обувь?

Дети:

кисы.

Педагог:

правильно, а что обозначает полоски
украшающие обувь?

Дети:

нельзя воровать, нельзя обижать слабых,
нельзя убивать.

Педагог

: А что сверху малицы надевают
мужчины?

Дети:

пояс

Педагог:

правильно, ребята пояс для него
считается гордостью, он никогда и нигде его не
снимает и не бросает.

Посмотрите на Хомани она хорошая, добрая,
девочка, любит маме помогать, а Хомаку сильный,
трудолюбивый мальчик. Вот мы с вами одели
ненецких ребят и вспомнили ненецкую
национальную одежду. Все эти вещи шьет хозяйка
чума – женщина-мастерица.

Ребята, а как олени помогают человеку на Севере?

Дети:

Олени для Северных народов – это и
транспорт и одежда и жилье. (Показ макет оленя и
ставится рядом с чумом)

Педагог:

А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка.

(Поднимите руки над головой, скрестите их,
широко расставив пальцы)

Ребята, а как вы думаете, чем же занимается
хозяин чума?

Дети:

он пасет оленей, ловит рыбу, занимается
охотой.

Педагог: правильно, ребята, он – оленевод,
охотник и рыбак, а в свободное время он так же
любит мастерить. Что же он умеет делать?

Дети:

мастерит посуду, игрушки детям и делает
нарты.

Педагог: правильно, ребята, посмотрите, на что
похожи нарты?

Дети:

на сани.

Педагог:

правильно, а какие нарты бывают?

Дети

: грузовые, ездовые.

Педагог:

правильно, ездовые или легкие бывают
мужские и женские. Женские отличаются тем, что
они немного длиннее и со спинкой. Женщины всегда
возят с собой детей, чтобы детям было удобно, и
они не упали, для этого у нарт спинка. А для чего
предназначены грузовые нарты?

Дети

: для перевозки грузов.

Педагог:

да, грузовые предназначены для
перевозки грузов (для шестов, одежды, продукты)
Между санками и нартами есть большое различие, на
санках летом не покатаешься, а на нартах можно
ездить и зимой и летом.

Ребята, в холодные зимние дни дети ненцев
всегда собираются в чуме и любят загадывать
загадки. Я тоже хочу вам загадать загадки.

Олень от них убегает –
А они не отстают. (Нарты)

Не из камня, не из бревен, из оленьих шкур
построен (Чум)

Чуток, строен и высок, гордо голову несет. От
рогов густая тень. Вот красивый зверь….(Олень)

В тундре голой и холодной, он стадо оленей
пасет, зря тут бродит, волк холодный, к стаду он не
подойдет. Потому что это стадо стережет
(Оленевод)

Педагог:

Ребята, а какие традиционные
праздники есть у ненцев?

Дети:

День оленевода, вороний праздник, день
рыбака.

Педагог:

во время этих праздников, какие игры
и соревнования проводятся?

Дети:

оленьи гонки, прыжки через нарты,
бросание аркана, перетягивание палки.

Педагог:

а дети ненцев в какие игры играют?

Дети:

“Солнце”, “Доброе утро охотник!”,
“Олень и медведи” и др.

Педагог

: Ребята, а как же ненцы относятся к
природе?

Дети:

бережно.

Педагог: правильно, ненцы очень бережно
относятся к природе, чтобы сохранить ее для
будущих поколений. Ненец зря не сорвет ни одной
травинки. Поэтому мы, никогда не увидим человека
тундры с ярким полевым букетом, или же
собирающего ягоды.

И мы с вами должны любить и охранять природу. И
тогда наша Земля будет добрым и красивым домом.

Обобщение: Ребята, сегодня мы с вами совершили
путешествие в тундру, побыли в гостях у ненцев,
повторяли, закрепили и расширили свои знания о
коренных жителях – ненцах.




Следующий: