Тропа испытаний школьный туристский слет для 5–11-х классов

Введение

Туристский слёт – одна из самых действенных
форм пропаганды туризма и здорового образа
жизни, повышения физического развития
школьников и укрепления их здоровья, организации
досуга молодёжи.

Главная притягательная сила туристского слёта
– общение с природой, друзьями, а так же элементы
соревнований.

Одним из главных мероприятий слёта является
полоса препятствий – самый зрелищный и
динамичный вид дистанции в соревнованиях по
туризму, который позволяет ребятам показать свою
физическую подготовленность, сноровку, смекалку,
обрести новые умения, навыки и уверенность в
собственных силах.

Туристский слёт самое любимое, интересное и
массовое внеклассное мероприятие, которое
пользуется большой популярностью у детей и
взрослых нашей гимназии.

Традиционно проводим слёт в сентябре ко Дню
рождения гимназии в лесопарковой зоне. Затем, как
продолжение слета – конкурс поделок из
природного материала “Краски осени” и
фотовыставка “Наш любимый туристский слёт!”.

Успех этого мероприятия в значительной мере
определяется своевременной и чёткой
подготовкой.

Заранее формируется оргкомитет,
разрабатывается Положение о соревновании и
утверждается на заседании творческой
лаборатории учителей физической культуры и ОБЖ.

Предварительно идет подготовка команд и
инструкторов для этапов (учителя – предметники,
руководители кружков и спортивных секций). Для
команд – консультации и практические занятия по
установке палатки, укладке рюкзака, определения
азимута, ориентирования на местности, вязке
узлов. Перед началом соревнований проводится
инструктаж по технике безопасности и бережном
отношении к природе.

Положение о школьном туристском слёте
“Тропа испытаний”


1. Цели и задачи

  • Формирование у учащихся здорового образа жизни
  • Сохранение и укрепление здоровья детей
  • Развитие мотивации к занятиям спортивным
    туризмом и создание условий для творческого и
    спортивного мастерства у учащихся
  • Расширение двигательного опыта посредством
    соревновательной деятельности
  • Развитие ответственности, сплоченности,
    коллективизма


2. Время и место проведения

Слет проводится_____ сентября 20___г. в
лесопарковой зоне. Сбор участников во дворе
школы. Торжественная линейка (с представлением
команд, сдачей рапорта гл. судье соревнований и
вручением маршрутных листов) в 10.00 ч. Затем
организованный выход колонной к месту
соревнований.


3. Участники слёта

Учащиеся 5–11-х классов в полном составе с
классными руководителями, преподаватели
гимназии, родители. Для прохождения
туристической полосы препятствий необходима
команда из 8 человек (не менее 3 девочек),
допущенных к занятиям физической культурой.


4. Руководство подготовкой и проведением

Подготовкой слёта руководит оргкомитет во
главе с заместителем директора по
воспитательной работе. Непосредственное
проведение слёта возлагается на судейскую
коллегию, утвержденную творческой лабораторией
учителей физической культуры и ОБЖ.

Главный судья ____________________________,
главный секретарь _________________________,
судьи на этапах ____________________________.


5. Программа слёта

Программой слёта предусмотрено проведение:

  • туристской полосы препятствий
  • конкурс туристской песни
  • конкурс “Лучший бивак”
  • конкурс фотографий
  • краеведческая викторина


6. Условия приема участников

Команды размещаются в полевых условиях.
Классам необходимо иметь запас продуктов и
питьевой воды на один день, снаряжение для
обустройства бивака. Снаряжение для участия в
полосе препятствий команды получают на месте
соревнований. Для этапа “разжигание костра”
дрова команда приносит с собой. Разведение
костра у биваков организуется с учётом
природоохранных мер и техники безопасности. По
окончании слёта мусор с места пребывания класса
упаковывается в полиэтиленовые мешки и уносится
самостоятельно.


7. Определение результатов

Общекомандный зачёт проводится по наименьшей
сумме мест, полученных в отдельных видах
программы (в каждой группе отдельно). В случае
равенства результатов предпочтение отдается
классу, показавшему лучший результат в полосе
препятствий.


8. Награждение

Победители и призёры в отдельных видах
программы и в общекомандном зачёте награждаются
грамотами и призами (по возрастным группам).


Условия проведения соревнований

1. Туристская полоса препятствий

5–6-й класс – дистанция до 300 м:

  • Собери рюкзак
  • Символы карты
  • Ров чудовищ
  • Загадки леса
  • “Паутина”
  • Аптека на корню
  • Разжигание костра
  • Лечебница Айболита

7–11-й класс – дистанция до 500 м:

  • Установка и снятие палатки
  • Укладка рюкзака
  • Зачёт по топографии
  • Переправа способом “маятник”
  • Азимут
  • “Мышеловка”
  • Разжигание костра
  • Переправа по бревну
  • Вязка узлов
  • Оказание доврачебной помощи

Команда от старта до финиша движется строго по
заданному маршруту (согласно маршрутному листу (Приложение 1, Приложение
2
)). На каждом этапе в маршрутном листе
фиксируется штрафное время. Результат команды
определяется по времени, затраченному на
преодоление полосы препятствий, и штрафному
времени, полученному за ошибки на этапах. Место
старта и финиша совмещено (размечено
маркировкой).

Характеристика этапов, требования по их
организации и судейству для 5–6-х классов

На дистанции участникам не выставляются
штрафы, судья задерживает команду до исправления
ошибки. На этапах, где необходимо участникам
продемонстрировать свою эрудицию и знания о
природе, экологии – команде начисляются
поощрительные очки. Правильный ответ – 2 очка; за
неполный – 1; ноль очков получает команда, не
ответившая на вопросы; за полный, интересный,
исчерпывающий ответ команде начисляется ещё
поощрительные 2 очка. Набранные командой очки,
учитываются при подведении итогов.

Результат команды определяется временем
прохождения полосы препятствий (с учётом
набранных очков) и суммой мест в конкурсных
испытаниях.

Укладка рюкзака

Требуется правильно уложить рюкзак, заполнив
углы и разместив тяжелые вещи так, чтобы рюкзак
имел плоскую форму (к спине). Предметы первой
необходимости должны быть сверху (кружка, ложка,
аптечка, фонарик). Рюкзак и вещи – судейские. Если
рюкзак уложен с ошибками, то команде даётся
попытка на их устранение.

Символы карты

Каждый участник команды вытаскивает карточку с
заданием. Если участник затрудняется ответить на
вопрос, то может воспользоваться помощью команды
(Рисунок 1).

Ров чудовищ

При помощи маятниковой верёвки необходимо
преодолеть “ров чудовищ”. Для этого необходимо
взявшись двумя руками за узел на конце верёвки
(или ухват) и оттолкнувшись от одной линии “рва”,
приземлиться за другой линией. Ноги при этом
согнуть в коленях и подтянуть к груди. Ширина
преодолеваемой зоны 2–3 метра, границы её
обозначены маркировкой. Участник, сорвавшийся с
верёвки или заступивший на ограничительную
линию, возвращается на начало этапа и проходит
его повторно.



Загадки леса

Каждый участник вытаскивает карточку с
вопросом о природе и её обитателях или об
ориентировании по природным признакам, об
экологии и т. п. (Приложение 3).
Если участник затрудняется ответить на вопрос,
то может воспользоваться помощью команды.

“Паутина”

Каждый из участников команды проползает под
растянутой сеткой. Участник, оказавшийся в
“паутине” (задевший сетку головой или другими
частями тела), проходит препятствие повторно.

Аптека на корню

Ребятам необходимо продемонстрировать свои
знания о лекарственных растениях, их целебных
свойствах и методах применения (Приложение
4
).

Разжигание костра

Дрова для костра заготавливает команда. Не
разрешается использовать легковоспламеняющиеся
вещества, сухое горючее, бересту. Спички только
обыкновенные. Разрешается прикрывать костёр от
ветра и регулировать пламя при помощи палки.
Нить, натянутая над костром должна быть
пережжена.

Лечебница Айболита

На этапе команда вытаскивает карточку с
указанием вида травмы и имитирует оказание
доврачебной помощи.

Перечень травм и ситуаций, когда требуется
доврачебная помощь: порез, ссадина, ушиб, в глаз
попала соринка, укусила пчела (оса), тепловой или
солнечный удар, из носа пошла кровь.

Оказание помощи демонстрируется на одном из
участников команды. Материалы для оказания
помощи – судейские.

Характеристика этапов, требования по их
организации и судейству для 7–11-х классов
Установка палатки и снятие палатки

Установленная палатка должна быть застегнута и
не иметь складок на скатах, провисания конька.
Если палатка установлена с ошибками, то команде
даётся попытка на их устранение. Вместо попыток
для устранения, по выбору команды, она может быть
наказана штрафом. После снятия, палатка и
принадлежности к ней должны быть уложены в чехол.

Штраф:
– складки на скатах палатки – 30 сек
– перекос стенки палатки – 30 сек
– общий перекос палатки – 60 сек
– забыта или не уложена одна из принадлежностей
– 30 сек

Укладка рюкзака

Требуется правильно уложить рюкзак, заполнив
углы и разместив тяжелые вещи так, чтобы рюкзак
имел плоскую форму (к спине). Предметы первой
необходимости должны быть сверху (кружка, ложка,
аптечка, фонарик). Рюкзак и вещи – судейские.

Если рюкзак уложен с ошибками, то команде
даётся попытка на их устранение. Вместо попыток
для устранения, по выбору команды, она может быть
наказана штрафом.

Штраф:
– неправильная укладка рюкзака – 60 сек.

Зачёт по топографии

Каждая команда вытаскивает фрагмент
спортивной карты. Необходимо “прочитать карту”,
то есть показать на карте и назвать как можно
больше условных знаков (Рисунок 2, Рисунок 3)

Штрафы:
– неточное определение знака – 30 сек.
– не определение топографического знака – 60 сек.

Переправа способом “маятник”

Веревка толщиной не менее 10 мм подвешивается к
ветвям дерева. При помощи маятниковой веревки
необходимо преодолеть предполагаемый овраг. Для
этого необходимо взявшись двумя руками за узел
на конце веревки (или ухват) и оттолкнувшись от
одной линии, приземлиться за другой линией. Ноги
при этом согнуть в коленях и подтянуть к груди.
Ширина преодолеваемой зоны 2–3 метра (не более 4
м), границы её обозначены песком или маркировкой.

Штрафы:
– заступ на преодолеваемую зону – 30 сек

Азимут

Один человек (по выбору команды) определяет
азимут на ориентир указанный судьёй.

Штрафы:
– ошибка до 30 – 30 сек
– ошибка до 60 – 60 сек
– ошибка 90 и более – 90 сек

“Мышеловка”

Каждый из участников команды проползает под
растянутой сеткой.

Штрафы:
– задевание сетки головой или другими частями
тела – 30 сек

Разжигание костра

Дрова для костра заготавливает команда. Не
разрешается использовать легковоспламеняющиеся
вещества, сухое горючее, бересту. Спички только
обыкновенные. Разрешается прикрывать костёр от
ветра и регулировать пламя при помощи палки.
Нить, натянутая над костром должна быть
пережжена.

Штрафы:
– использование запрещенных материалов – 30
сек
– нить не пережжена – 90 сек

Переправа по бревну

Длина переправы до 5 м (бревно толщиной 20–30 см)
через предполагаемый ручей. Необходимо
переправиться по бревну и спрыгнуть
(перешагнуть) за линию ограничения. Недопустимо
нахождение на бревне сразу двух участников
команды.

Штрафы:
– выход за линию ограничения – 30 сек
– срыв с бревна (двумя ногами) – 60 сек
– двое на бревне – 90 сек

Вязка узлов

Каждый участник вытягивает карточку с
названием узла и вяжет его. Перечень узлов:
проводник, проводник восьмёрка, академический,
прямой, брам-шкотовый, булинь, встречный. (Рисунок 3). Если узел выполнен
с ошибкой, то участнику даётся попытка для её
устранения.

Штрафы:
– отсутствие контрольного узла – 30 сек
– не расправленный узел – 30 сек
– неправильно завязан или не завязан – 60 сек

Оказание доврачебной помощи

Перечень травм:
– открытый перелом голени с кровотечением
(задание для 9–11-х классов)
– закрытый перелом голени без кровотечения
(задание для 7–8-х классов)

Помощь по данному виду травмы оказывается
одному из участников команды. Материалы для
оказания помощи – судейские.

Штрафы:
– неточности в оказании первой доврачебной
помощи – 30 сек
– неправильное положение пострадавшего при
оказании помощи – 30 сек
– неправильное применение медикаментов при
обработке раны – 60 сек
– неправильное наложение жгута – 90 сек
– отсутствие записки о времени наложения жгута
– 90 сек
– неправильное наложение шины – 90 сек


2. Конкурс туристской песни

Проводится на большой поляне, где собираются
все участники слёта, после прохождения полосы
препятствий. Команда должна исполнить одну
песню. Оценивается качество исполнения,
соответствие теме, авторство, музыкальное
сопровождение, оригинальность.


3. Конкурс “Лучший бивак”

Конкурс проходит в течение всего слёта.
Оцениваются техническое качество разбивки
бивака, соблюдение санитарно-гигиенических норм
и отношение к охране природы, идейное и
эстетическое оформление. Штрафные баллы
начисляются за оставленный мусор после слёта,
несоблюдение техники безопасности и правил
поведения.


4. Конкурс фотографий

На конкурс команда представляет не более 5
фотографий (возможно с прошлого слёта) на
туристскую тематику. Принимаются снимки
размером не менее 18х24 см. На обратной стороне
указываются: команда, автор, название фотографии.
Оценивается идейная, художественная ценность и
техническое состояние. Лучшие фотографии будут
представлены на фотовыставке ко Дню рождения
гимназии.


5. Краеведческая викторина

Проводится на поляне слёта. Участвуют 3
человека от команды. Вопросы по нескольким
областям:

– история родного края
– флора и фауна родного края
– знаменитые люди
– улицы родного города
– достопримечательности города и края

Приложение 5




Следующий: