Третий урок физкультуры: профилактика нарушения осанки

Цели:

  1. Формировать представление о влиянии физической культуры на позвоночник.
  2. Формировать устойчивую мотивацию к регулярным занятиям физической
    культурой.
  3. Обучить школьников комплексу упражнений “Красивая осанка”, комплексу
    упражнений для дыхания, психорегуляции.
  4. Воспитывать навыки общения и взаимодействия при занятиях физической
    культурой.

Оборудование:

  1. Экран с проектором ,карточки с номерами вопросов теста на каждого;
  2. 3–4 листа ватмана, 3–4 маркера, 3–4 набора пословиц(разделённых на 6
    слов), 3–4 клюшки, 3–4 волейбольных мяча, 6–8 ориентиров для эстафет, 3–4
    обруча;
  3. карточки с домашними заданиями с комплексами упражнений для осанки.

Ход занятия

1. Организационный момент

(1 мин.)

Сообщение темы: “Сегодня вы узнаете, как и зачем поддерживать правильную
осанку. Урок пройдёт в виде компьютерной игры. Вы – на 1 уровне. Пройдёт
его тот, кто после просмотра слайдов ответит на вопросы”.

На экране – заставка компьютерной игры.

2. Сообщение теоретических сведений (

5 мин.)

На экране – меняются слайды с изображениями скелета, людей с разной
осанкой, схемы “Функции скелета”

и теста-обобщения.

– Ребята, посмотрите на экран. Скелет человека (др.-греч.
σκελετος – “высушенный”) –
совокупность
костей,
пассивная часть опорно-двигательного аппарата. Как вы думаете, зачем человеку
скелет?

(Дополнение к детским ответам :Служит опорой мягким тканям, точкой
приложения мышц (рычажная система), вместилищем и защитой внутренних
органов. Помимо этого, скелет является также и местом
кроветворения:
в
костном
мозге
происходит образование новых

клеток крови.А также, скелет, являясь хранилищем большей части
кальция и
фосфора
организма , играет важную роль в

обмене минеральных веществ.) Интересные факты:

  • Человеческий скелет состоит из двухсот с небольшим отдельных костей, и почти
    все они соединяются в одно целое с помощью суставов, связок и других
    соединений.
  • Самая длинная кость скелета – бедренная кость, а самая
    маленькая –
    стремя в
    среднем ухе
  • Скелет взрослого человека весит около 8 кг
  • Физкультура помогает решить огромную проблему, свойственную людям пожилого
    возраста – остеопороз (болезнь, при которой кости становятся хрупкими).
  • Костная система, реагирует на уровень физической активности: на повышение
    физической нагрузки увеличением костной массы, на снижение –
    уменьшением костной массы.
  • Позвоночник
  • – является главной осью тела, опорой всего скелета; внутри
    позвоночного канала проходит спинной
    мозг
    .

Если человек сутулый, у него впалая грудь и плечо выше другого, будьте
уверенны – его позвоночник искривлён.
Если мышцы живота, поясницы и спины
недостаточно тренированы, то можно ожидать самых разных нарушений осанки.

При неправильной осанке позвоночник теряет способность смягчать толчки при
ходьбе и беге. Нарушается нормальная работа сердца, лёгких и других органов. Могут
появиться боли в пояснице.

Для улучшения осанки спите на жестком матраце, на плоской подушке; не носи
портфель всегда в одной руке; приучайся сидеть за партой прямо, опираясь на спинку
стула, положив обе руки на парту.

Обобщение:

Ребята, прочитайте на экране вопросы теста и покажите карточку с номером
правильного ответа.

1) Для чего нам скелет?

а) Служит опорой мягким тканям ,точкой приложения мышц,
б) Он вместилище и защита внутренних органов,
в) Место кроветворения :в костном мозге образовываются новые клетки крови.

(Правильны все 3 ответа)

2) Как физкультура влияет на костную систему?

а) Костная система реагирует на повышение физической нагрузки увеличением
костной массы,
б) Никак не влияет.

(Ответ “а”)

3) Чем грозит нарушение осанки?

а) Позвоночник теряет способность смягчать толчки при ходьбе и беге,
б) Нарушается нормальная работа сердца, лёгких и других органов.
в) Осанка выпрямится со временем.

(Ответ “а” и “б”)

4) В чем причины нарушения осанки?

а) Мышцы живота, поясницы и спины недостаточно тренированы,
б) Неправильное питание,
в) Ношение портфеля всегда в одной руке.

(Ответы “а” и “в”)

– Молодцы ,вы прошли 1й уровень игры.

Для улучшения осанки укрепим мышцы физическими упражнениями.



3. Комплекс упражнений “Красивая спина”

(6 мин.)

Переходим на 2 –й уровень. Его пройдет тот, кто запомнит упражнения
для правильной осанки.

И.п. – стоя спиной к стене ,вжаться в неё. 1–2 – руки в стороны, 3–4 и.п.;

И.п. – то же, руки на пояс; 1–2 – присесть, 3–4 – встать;

И.п. – то же, руки вниз, положив ладони на стену; 1–2 – шаг вперёд правой ногой, ладони не отрываем, 3–4
– и.п.;

И.п. – то же, руки вверх, внеш. стороной ладоней касаемся стены; 1–2 – наклон
вправо, 3–4 – и.п.;

И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, “велосипед” 4 подхода,

И.п. – то же; 1–2 – поднять корпус, руки за голову, 3–4 и.п.

И.п. – лёжа на животе, 1–2 – захват руками стоп и подтягивание их к голове. 20 с
паузами. 3–4-и.п.

Проверка осанки у стены:

встать в привычной позе ;затылок ,лопатки
,ягодицы ,пятки должны касаться стены.

Звучит музыка.

4. Черлидинг

(5 мин.)

– Ребята, 3-й уровень пройдет тот, кто поднимет себе настроение в
весёлом танце. Черлидинг возник в Америке 40 лет назад. Тогда впервые речёвками и
танцами болельщики поддерживали любимые футбольные команды.

(Можно импровизировать , используя движения из разных видов аэробик)

Детям предлагаются яркие помпоны для черлидинга, звучит динамичная музыка
(например, “Россия-чемпионка”).

5. Подвижные игры


(15 мин.)

– Внимание, 4-й уровень пройдёт победитель эстафет.

а) эстафета с пословицами о здоровье:

Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
Со спортом не дружишь -не раз о том потужишь.
Научись ценить здоровье прежде ,чем заболеешь.

(На стартовой линии каждой команде выдается по маркеру, а на линии финиша
вывешивается несколько больших листов бумаги, зависит от количества команд.
Игроки бегут к листу, пишут на нем одно слово из заданной фразы, бегут обратно и
передают эстафету следующему игроку.
Выигравшей считается та команда , которая напишет всю фразу первой; хором
команда читает записанную пословицу).

б) “Флорбол” Команды стоят в колоннах. По сигналу первые игроки гонят клюшкой
мяч через обруч, обходят стойки, возвращаются мимо обруча.

Класс выстраивается в 3 (или 4) колонны.

В помощь каждый ученик получает карточку с пословицей, где его слово выделено
красным цветом.

6. Психорегуляция

(10 мин.)

Дорогие игроки, 4-й уровень отправляет нас в Индию, где возникла
Хатха-Йога, учение о том, как быть здоровым и мирно жить с другими
людьми. Обиделись на папу, разозлились на одноклассника, боитесь выступать на
школьном концерте- эти упражнения успокоят и повысят самооценку.

Поза верблюда “Уштрасана”:

(противопоказания-гипертония) (Поза для осанки,
пресса.)

И.п. -стойка на коленях. Медленно откидываемся назад, правой рукой берёмся за
правую ступню, потом левой – за левую ступню. Также поочерёдно убирая руки,
медленно выходим в и.п.

Поза кошки “Бидаласана”

: (укрепляет мышцы спины ,улучшает кровообращение
в поясничном отделе)

И.п. – на четвереньках. Медленно поджимаем копчик, тянем
подбородок к пупку. Выпячиваем спину вверх(вдох),прогибаемся (выдох).

Поза тигра: И.п. – то же, только тянем ногу к голове, касаемся коленом лба.

Поза стула “Утткатасана”

(для пресса, спины, бёдер)

И.п. – стоя, вытягиваем
тело,(вдох)руки тянем вверх, (выдох)садимся на воображаемый стул, одновременно
вытягивая руки вверх. Расслабляем живот, дышим глубоко ,садимся глубже,
(выдох)поднимаемся, опуская руки вниз.

Поза растяжения спины

(задней части бёдер)

И.п. – сидим ,отведя ягодицы назад, носки тянем на себя, (вдох) руки вверх, (выдох) опускаем корпус вниз,
пытаясь захватить пальцы ног или щиколотки, расслабляемся, колени прямые, живот
расслабляем (мягкий, тёплый), (вдох) раскрываем грудную клетку ,плечи вниз, тянемся, как
струна.(противопоказания: астма, острые боли в позвоночнике)

На экране – фото поз из хатха-йоги.

Дети расстилают маты, звучит мелодия из сборника “Релаксация”.

7. Заключительная часть

(3 мин.)

Построение. Беседа:

– Наше виртуальное путешествие подошло к концу.

– Какова была тема урока?

– Какие упражнения урока помогут вам сохранить правильную осанку? Вот для вас
карточки с упражнениями урока. Выучите их, применяйте, дополните своими.

Помните, “Научись ценить здоровье, прежде, чем заболеешь!”

Дети получают карточки с упражнениями для правильной осанки.

Приложение 1, Приложение 2
Приложение 3, Приложение 4




Следующий: