Третий урок физической культуры – за и против


О недостатке физической активности современного школьника, о перегруженности учеников основными предметами, о слабом здоровье выпускников школ и призывной молодежи сказано и написано уже не мало. Со страниц газет и экранов телевизоров из уст первых лиц государства на протяжении последних лет мы все чаще и чаще слышим о приоритетном развитии физической культуры и спорта. Но на деле, к сожалению, во многих школах все обстоит далеко не так.

Разговоры о третьем часе физической культуры идут уже на протяжении 6 лет. Из «Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации 2004г.» мы знаем, что «рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального (национально-регионального) компонента, в исключительных случаях — из компонента образовательного учреждения, на преподавание учебного предмета «Физическая культура». Но, к большому сожалению, изначально вопрос введения третьего урока стал носить рекомендательный характер и как следствие в одних образовательных учреждениях этот процесс так и не начался, в других пошел, но со скрипом.

Доводы, которые приводят противники введения третьего часа физической культуры всегда примерно одни и те же: какой толк в третьем часе физкультуры, лучше уж еще один урок математики или русского языка; некому вести третий час физической культуры; нет условий для проведения третьего урока физической культуры. Но так ли это на самом деле? При более глубоком рассмотрении два первых довода лопаются как мыльные пузыри ввиду их абсурдности и беспочвенности. А вот с третьим доводом дело обстоит сложнее, но на наш взгляд при вдумчивом и грамотном подходе можно решить и эту проблему.

В нашей школе три урока физической культуры проводятся с введения Федерального базисного учебного плана 2004г. Школа обучается в две смены шесть дней в неделю. 705 учащихся занимаются в 33 классах-комплектах. Для проведения уроков физической культуры в школе имеются: стадион, открытые волейбольная и баскетбольная площадки, основной спортивный зал размером 11*24 метра, второй спортивный зал размером 5*25 метров (переоборудован из тира).

Вводя третий урок физической культуры на ступенях начального и основного общего образования, мы ориентировались на достижение следующих целей: развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма, а главное восполнение дефицита двигательной активности обучающихся. Громадная заслуга в достижении этих целей отводится урокам на улице, но в нашей климатической зоне нет возможности круглогодично заниматься на открытом воздухе. Поэтому остро встал вопрос о пригодном для проведения уроков физической культуры помещении, ведь увеличившееся количество часов не могло войти в сетку расписания в имеющийся спортивный зал. Именно переоборудование из тира второго зала дало возможность проводить третий урок физической культуры в течение всего учебного года, а совокупность всего спортивного оснащения и кадровый состав определили распределение дополнительного часа по разделам программы, методы организации и принципы проведения занятий по физической культуре. Для этого нам пришлось оснастить второй спортзал соответствующим оборудованием:



  • две мультистанции;
  • два комплекта стоек для приседания;
  • две лавки для жима лежа;
  • две штанги по 80 кг;
  • гири по 12,16,24,32 кг;
  • 24 скакалки;
  • десять гимнастических матов;
  • перекладина настенная;
  • два станка для пресса.

Из 35 часов, составляющих третий час физической культуры, первые 6 часов мы отдаем в раздел легкой атлетики на стадионе. Следующие 15 часов занимаемся во втором спортивном зале — со второго по седьмой класс делаем упор на ОФП по программе «Президентские состязания», в восьмых-девятых классах занимаемся общефизической и силовой подготовкой на тренажерах. Следующие 5 часов включаем в раздел лыжной подготовки, 5 часов ОФП в спортзале и 4 часа отдаем в раздел легкой атлетики на стадионе.

Введение третьего урока физической культуры значительно повысило физическую подготовленность наших учеников. Подтверждением этому служит тот факт, что учащиеся нашей школы 4 раза становились победителями областного этапа соревнований «Президентские состязания», а в сентябре 2009 года наши восьмиклассники заняли 6 место из 54 команд в 11 Всероссийском спортивно-оздоровительном фестивале «Президентские состязания», в г.Анапа.

Подведем итог вышесказанному. Осознав стратегическую важность нашего предмета для здоровья нации, нам всем пора перейти от слов к делу. Введение третьего урока физической культуры не требует особых капитальных вложений. Может когда-то в нашей стране в каждой школе будет хороший стадион, плавательный бассейн, просторные спортивные залы, тренажерные залы, количество уроков физической культуры будет достаточным для оздоровления и физического совершенствования обучающихся. А пока нам и нашим детям как воздух нужен третий урок физической культуры. А для этого нужно просто поменять слово рекомендованный на обязательный, и тогда наконец-то дело сдвинется с мертвой точки.




Следующий: