Тренинговое занятие для педагогов Возрастные особенности дошкольников и первоклассников

Одна из лучших негосударственных школ
Москвы – Ломоносовская школа. Она расположена в
Западном Административном округе.

В основу учебной программы
Ломоносовской школы положены классические
традиции российского образования. Обучение
опирается на образовательную технологию
“Интеллект”, разработанную доктором
педагогических наук М. А. Зигановым.

Цель школы – получение учащимися
фундаментального образования при развитии
интеллектуальных способностей и интереса к
дальнейшей учёбе. Обучение сопровождается
индивидуальным подходом к каждому обучаемому c
учётjv его интересов и возможностей, а также
дифференцированным подходом для создания
условий изучения различных дисциплин на разном
уровне.

Формы работы психологической службы
Ломоносовской школы:

  • консилиумы (вводный, углубленный, ситуативный);
  • посещение уроков
  • обсуждение результатов диагностики,
    рекомендации
  • работа с педагогами:
    • совместная творческая работа по теме
      “Психологизация урока” (здоровье сберегающие
      игровые методики, профилактика усталости,
      создание комфортной обстановки на уроке,
      раскрытие индивидуальных особенностей детей)
    • проведение занятий, направленных на
      стабилизацию эмоционального состояния
      педагогов
  • работа с родителями:
    • “Клуб счастливых родителей”

    • Консультации

  • работа с детьми:
    • уроки рефлексии и саморазвития (умение понимать
      себя и других; занятия во всех параллелях
      начальной школы)
    • индивидуальная и групповая коррекционная
      работа; акцент на индивидуальный подход –
      эмоциональные нарушения, сложности поведения и
      др.
    • индивидуальная и групповая диагностика

Мы хотели бы подчеркнуть, что
Психологическая служба Ломоносовской школы не
делает акцент на каком-либо направлении, для нас
важны все виды работ, ведь только развитие всех
направлений может способствовать гармоничному
развитию личности. Представляем далее работы,
которые позволят составить эмоциональное
представление о деятельности Психологической
службы начальной Ломоносовской школы. Далее мы
представим наши творческие работы с разными
целями и задачами. Такие как:

  1. Тренинговое занятие для педагогов “Возрастные
    особенности дошкольников и первоклассников”
    (педагог-психолог Козырева Н. Е.)
  2. Занятия по психологии как средство
    эмоционального развития дошкольников (психолог
    Самойлова И. В.)

Тренинговое занятие для педагогов “Возрастные
особенности дошкольников и первоклассников”

Актуальность: наличие трудности у
педагогов при переходе от работы с учениками 4-х
классов к взаимодействию с 5–6 летними детьми.

Цель:

Знакомство педагогов с возрастными
особенностями дошкольников и учащихся первых
классов

Задачи:

  • осознавание различий между дошкольниками и
    первоклассниками
  • снятие эмоционального напряжения, связанного с
    началом работы с новой возрастной категорией
  • рефлексия педагогами своего состояния
  • нахождение внутренних ресурсов

Ход занятия

  1. Введение – слово говорят психологи (раскрывают
    актуальность данного вопроса для педагогов)
  2. Работа в круге
  • Учителя по кругу говорят о своём состоянии в
    данный момент и об ассоциациях, связанных с этим
    состоянием.
  1. Возрастные особенности детей 5-6 лет и
    первоклассников (Это информация предоставляется
    психологами).(См. Приложение 1)
  2. Выступление педагогов, имеющих опыт работы в
    подготовительном отделении Ломоносовской школы.
  3. Группа делится на 2 подгруппы, которые
    составляют психологи. Им даётся задание: Считаю
    особенно важным для работы в нулевом классе….
    Считаю особенно важным для работы в первом
    классе…. Группы готовят задание, которое
    впоследствии озвучивают для всех. Другая группа
    может согласиться с ними или опровергнуть,
    предъявив свои аргументы.(См. Приложение 2)
  4. Группы объединяются в круг? и каждый говорит о
    своих ресурсах? необходимых ему для успешной
    работы. Тезисы записываются на ватмане для всех.
  5. Завершение^ по кругу каждый говорит о своём
    теперешнем состоянии с помощью ассоциации (При
    наличии свободного времени, возможно, создание
    рисунка).

Необходимые материалы: 2 ватмана,
фломастеры, листы А4, карандаши цветные, мягкая
игрушка, магнитофон.

Приложение 1

Возрастные особенности

ДЕТИ 5-6 ЛЕТ

(НУЛЁВКА)

ДЕТИ 6-7 ЛЕТ

(ПЕРВОКЛАССНИКИ)



Мышление носит
наглядно-образный характер (ребёнок в своём
воображении действует с реальными предметами).

Мышление носит
наглядно-образный характер(ребёнок в своём
воображении действует с реальными предметами),
постепенно формируется способность к
абстракции.

Мышление эгоцентрично
– ребёнок не может встать на позицию другого.

Примерно к 7 годам
эгоцентризм мышления преодолевается, появление
и развитие рефлексии.

Внимание
непроизвольное, необходима частая смена
деятельности

Внимание
непроизвольное, необходима частая смена
деятельности

Высокая утомляемость,
ребёнок может быть активно включённым не более 15
минут, необходима смена деятельности.

Память непроизвольна,
но возникает способность к произвольному
запоминанию

Память непроизвольна,
развивается большая способность к произвольному
запоминанию

Поведение
определяется эмоциональным состоянием ребёнка,
слабый эмоциональный контроль

К 7 годам в норме
формируется произвольное поведение: способность
к эмоциональному контролю, восприятие правил,
инструкций и т д.

Ведущая деятельность
– игровая, через игру ребёнок осваивает новые
социальные отношения, развитие познавательной
деятельности идёт через игру, через игровую
деятельность ребёнок осваивает нормы и правила.

ИГРА–УЧЁБА

Ведущая деятельность
– учебная, деятельность, направленная на
усвоение науки и культуры. Учебная деятельность
не дана в готовом виде, а должна быть
сформирована.

УЧЁБА-ИГРА

Также существуют
другие типы деятельности: изобразительная,
элементарный труд, восприятие сказки.

В большей степени
ученики данного возраста являются кинестетиками
(т. е. для них важно всё потрогать, проверить
сказанное учителем на собственном опыте; важна
деятельность, связанная с движением, с телесным
контактом). Важны подвижные игры, спортивные
соревнования, любят громко кричать.

Сложно
регламентировать свою деятельность, важна роль
взрослого.

Учатся
регламентировать свою деятельность, важна роль
взрослого.

Развивается притязание
на признание: стремление быть признанным группой
сверстников и учителем.

Ребёнок впервые
встречается с новыми возможностями: если он
получает радость от расширения своих
возможностей и способностей, то развивается
чувство умелости, компетентности; если он не
ощущает гордости за свои успехи, свою работу, то
может развиваться чувство неполноценности.

В норме возрастная
внутренняя позиция каждого ребёнка “Я -
Хороший”. Завышенная самооценка способствует
успешному развитию ребёнка, так как является
“нормальной” в данном возрасте.

Мелкая моторика
находится в состоянии развития

Появление новых правил,
норм, обязанностей, нового значимого взрослого,
новой деятельности, режима, появление оценки –
требует некоторой адаптации ребёнка к ним.

Появляется коллектив,
играющий важную роль в развитии ребёнка. Важно
отслеживать, какое место ребёнок занимает в нём.
Через общение развивается умение находить
контакт друг с другом. Через коллектив ребёнок
получает возможность реализовать себя.
Первоклассник имеет большую готовность к
взаимодействию в коллективе.

Отделы мозга,
отвечающие за программирование, регуляцию,
контроль в этом возрасте, ещё не завершили своего
формирования; происходит эндокринный рост,
поэтому дети легко отвлекаются, не способны, к
длительному сосредоточению, возбудимы и
эмоциональны.

Появление кризиса 7 лет

Приложение 2

  1. Во время занятий ребёнок встал и пошёл по
    классу, не реагируя на ваши замечания.
  2. При расставании с мамой утром ребёнок плачет и
    не отпускает её.
  3. Ребёнок пришёл на занятие с игрушками и положил
    их себе на парту.
  4. Ребёнок плохо пишет, и родителям не нравятся его
    работы.



Следующий: