Типовые соединения деталей. Обозначение метрической резьбы

Цели урока:

  • образовательная
  • – ознакомить учащихся с
    различными типами соединений деталей; изучить
    обозначение метрической резьбы;

  • развивающая
  • – развивать у учащихся умение
    применять полученные знания на практике;

  • воспитательная
  • – воспитывать графическую
    культуру.

    Тип урока:

    комбинированный.

    Презентация:

    Приложение 1.

    Оснащение урока:

    Компьютер, мультимедийный
    проектор, экран и

    а) на этапе повторения ранее изученного
    материала:

    • тесты (Приложение 2);
    • ключ к тесту (Приложение 3),
      (Слайд № 2, Приложение 1);
    • бланки ответов (Приложение 4);
    • презентация (Слайд № 2 Приложение
      1
      )

    б) на этапе изучения нового материала:

    • плакат;
    • доска;
    • рабочая тетрадь;
    • наглядное пособие “Типовые соединения
      деталей”;
    • наглядное пособие “Разъемные соединения”;
    • презентация (Слайды № 3 – 13 Приложение
      1
      )

    в) на этапе закрепления изученного материала:

    • доска;
    • рабочая тетрадь;
    • презентация (Слайды № 14 – 17 Приложение
      1
      )

    Межпредметные связи:

    технология, математика


    Ход урока

    I. Организационный момент (2-3 мин)

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • проверка готовности к уроку;
  • заполнение классного журнала.
  • Наш урок сегодня мы начнем с повторения раннее
    изученного материала.


    II. Повторение раннее изученного
    материала (5-7 мин)

    Учитель раздает учащимся тесты (приложение
    2
    ) и бланки для ответов.

    Задание:

    Укажите в бланках ответов фамилию,
    имя, класс и начинайте выполнять тест. Из
    предложенных вариантов ответов выберите
    правильные и внесите их в бланки ответов.

    Оценивание теста:

    обменяйтесь бланками
    ответов с соседом, сверьте его ответы с
    правильными (Слайд № 2 Приложение 1),
    внося правильные ответы в столбец “Контроль”,
    подсчитайте количество правильных ответов и
    поставьте оценку. Положите бланки ответов и
    тесты на край стола.

    III. Объяснение нового материала (7-10 мин)

    Запись темы на доске (до начала урока) и в
    тетрадях учащимися.

    Объяснение учителя:

    Сообщение темы и цели урока.

  • Мотивация учебной деятельности.
  • Изложение вопросов темы.
  • Итак, тема сегодняшнего урока “Типовые
    соединения деталей. Обозначение метрической
    резьбы” (Слайд № 3 Приложение 1).

    Для того чтобы из деталей собрать какое-либо
    изделие, их нужно определенным образом
    соединить.

    Учитель проводит объяснение нового материала
    с использованием ИКТ (компьютер, мультимедийный
    проектор, экран) и наглядного пособия. Учащиеся
    записывают определения и схему в свою рабочую
    тетрадь.

    Соединения, многократно встречающиеся в
    механизмах машин, называют типовыми (Слайд № 4 Приложение 1).

    Все предметы вокруг нас – школьные
    принадлежности, мебель, предметы быта, машины и
    механизмы – имеют составные части, соединенные
    между собой. У одних изделий части соединены
    неподвижно, а у других – подвижно.

    Соединения деталей бывают разъемные и
    неразъемные. К разъемным соединениям относятся
    такие соединения, которые можно разобрать, не
    нарушая деталей и скрепляющих их элементов.

    Учитель обращается к классу:

    Приведите
    пример разъемного соединения деталей.

    Ответ:

    (Слайд № 5 Приложение 1).

    Неразъемные соединения нельзя разобрать, не
    нарушая деталей и скрепляющих их элементов.

    Учитель обращается к классу:

    Приведите
    пример неразъемного соединения деталей.

    Ответ:

    (Слайд № 6 Приложение 1).

    Далее учитель использует при объяснении нового
    материала

    Слайд № 7 Приложение 1.
    Итак, типовые соединения деталей бывают:
    разъемные и неразъемные.

    Разъемные соединения бывают резьбовые и
    нерезьбовые.

    Резьбовые соединения бывают: винтовые,
    болтовые, трубные, шпилечные.

    Нерезьбовые соединения бывают: шпоночные и
    штифтовые.

    Неразъемные соединения бывают: клееные,
    сшивные, паяные, сварные, клепаные.

    Разъемные соединения осуществляются при
    помощи крепежных деталей (болты, гайки, шпильки,
    винты).

    Учитель использует наглядное пособие для
    показа крепежных деталей.

    Резьба

    – это поверхность, образованная при
    винтовом движении плоской фигуры по цилиндру (Слайд
    № 8 Приложение 1).

    Различают несколько типов резьбы: метрическую,
    трубную, трапецеидальную, упорную
    и другие.
    Наиболее распространена метрическая резьба,
    имеющая треугольный профиль с углом 60° при
    вершине. Именно на ней мы остановимся подробнее (Слайд
    № 9 Приложение 1).

    Итак, в зависимости от единицы
    измерения резьбы подразделяют:

    а) метрическая (измеряется в мм);

    б) дюймовая (измеряется в дюймах) (Слайд № 10 Приложение 1).

    1 дюйм = 25,4 мм

    Если резьба служит для соединения деталей, то
    она называется крепежной.

    Основной крепёжной резьбой является
    метрическая. Обозначается метрическая резьба
    буквой М (Слайд № 11 Приложение 1).

    Различают метрическую резьбу:

    • с крупным шагом;
    • с мелким шагом (Слайд № 12 Приложение
      1).

    Крупный шаг резьбы в обозначении не
    указывается

    Резьбу на чертежах не рисуют такой, как мы ее
    видим, а изображают условно.

    У каждой резьбы различают:

    d – наружный диаметр (диаметр цилиндра);

    d1 – внутренний диаметр (диаметр между
    впадинами);

    p – шаг резьбы (расстояние между двумя
    соседними выступами, измеренное вдоль оси
    цилиндра) (Слайд № 13 Приложение 1).

    Запись на доске: Надпись М20х1,5
    обозначает:

    М – резьба метрическая,

    20 – наружный диаметр в мм (d = 20),

    1,5 – шаг в мм (р = 1,5 мм).

    Резьбу подразделяют на:

    а) правую;

    б) левую.

    LH – обозначения левой резьбы, например
    M24x2LH.

    Задание 1.

    Расшифруйте обозначение резьбы: М
    12х1, где:

    М – метрическая резьба;

    12 – наружный диаметр;

    1 – шаг резьбы (мелкий шаг, равный 1 мм) (Слайд №
    14 Приложение 1).

    Задание 2. Расшифруйте обозначение резьбы: М12,
    где:

    М – метрическая резьба;

    12 – наружный диаметр;

    крупный шаг резьбы (Слайд № 15 Приложение
    1).


    IV. Закрепление изученного материала (15-20 мин)

    Задание 3.

    Расшифруйте обозначение резьбы:

    М 16

    М 14х2

    М 10х1 (Слайд № 16 Приложение 1).

    Вызвать к доске 3 учащихся, а остальные учащиеся
    выполняют задание самостоятельно в своих
    тетрадях.

    Задание 4.

    Дополнительное задание для
    успешно справившихся с заданием 3 учащихся.

    Запишите условное обозначение резьбы:

    1. Метрическая резьба с наружным диаметром 16 мм и
      крупным шагом 2 мм
    2. Метрическая резьба с наружным диаметром 12 мм и
      мелким шагом 1 мм

    (Слайд №17 Приложение 1).

    V. Подведение итогов урока (3-5 мин)

    1. Вопросы для фронтального опроса:

    • Какая резьба используется в качестве крепежной?
    • Какие соединения называют разъемными?
      Перечислите их.
    • Какие соединения называют неразъемными?
      Приведите примеры.

    2. Общая характеристика урока учителем.

    3.Объявить учащимся оценки по результатам
    тестирования и за работу на уроке.


    VI. Домашнее задание (2 мин)

    Учитель:

    Откройте дневники, запишите задание
    на дом (Слайд № 18 Приложение 1).

    1. читать §30, 31 и конспект.

    Спасибо за работу. Урок окончен.

    До свидания.

    Литература:

  • Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский
    И.С. Черчение. Учебник для 7-8 классов
    общеобразовательных учреждений. М.: ООО
    “Издательство Астрель”: ООО “Издательство
    АСТ”, 2002.
  • Кучукова Т.В. Черчение: Второй год обучения. 8
    класс: Чертежи типовых соединений деталей:
    Рабочая тетрадь № 3. – М.: Вентана-Граф, 2000.
  • Следующий: