Тезисы и план-конспект урока в 7-м классе на тему: Сообщающиеся сосуды


Цели:

  • Уметь различать сообщающиеся сосуды, пользуясь
    определением понятия.
  • Знать закон сообщающихся сосудов (формулировка,
    формула).
  • Научить выделять существенные признаки
    сообщающихся сосудов и применять их при
    выполнении практических заданий.
  • Формирование потребности в новых знаниях,
    успешности усвоения предмета.

Демонстрации:

  • Демонстрационные опыты:
    Опыт №1: равновесие однородной жидкости в
    сообщающихся сосудах.
    Опыт №2: различие уровней разнородных жидкостей
    в сообщающихся сосудах.
    Опыт №3: демонстрация действующей модели
    фонтана.
  • Использование таблиц, рисунков:
    а) водомерное стекло
    б) артезианский колодец
    в) работа шлюзов
    г) работа фонтанов
  • Демонстрация набора различных сообщающихся
    сосудов.

Основные этапы урока

Деятельность
учащихся

I. Организационный момент:

Приветствие,
проверка готовности, отчет дежурных

Рабочее место ученика.
II. Постановка целей урока,
мотивация деятельности учащихся:

Какую общую
тему изучаем на последних уроках? — “Давление”.

Мы знаем о существовании давления твердых тел,
о давлении в газах и жидкостях, умеем объяснить
причину давления и вычислить его.

Сегодня, изучая тему “Сообщающиеся сосуды”, мы
узнаем еще что-то новое о давлении. Эти знания
сможем применить при объяснении явлений и
законов природы, которые наблюдаем повседневно.

*Д/з — заранее §39 (вопросы,
объяснение рисунков, вывод формулы).

Отвечают
на вопросы.

Сделать вывод о применении знаний.

III. Объяснение новых знаний

Какая
тема урока?

Что означает данное выражение? Какие это могут
быть сосуды?

Делаем совместный вывод:

Сосуды, имеющие общую, соединяющую их часть,
заполненную покоящейся жидкостью, называются
сообщающимися.

На демонстрационном столе стоят предметы -
сосуды. Выбрать из них сообщающиеся и назвать.

Объясни, по каким признакам их отобрали (должно
быть несколько больше 2-х сосудов с общим дном).

Опыт№1

. Наливаем воду в один из 2-х сосудов,
уровень жидкости одинаков.

Что вы видите, опишите.

Какой делаем вывод?

В сообщающихся сосудах поверхности
однородной жидкости устанавливаются на одном
уровне.

- Почему уровень поверхности одинаков? (Т.к.
давление на общую площадь соприкосновения
одинаково).

Формула.

P = pgh

Р — const

g — const

h — const, видим h1=h2, следовательно p1=p2.

Опыт №2.

В сообщающиеся сосуды нальем
разные жидкости: воду и подсолнечное масло,
равного объема.

Что видим, опишите.

Какой можем сделать вывод?

В сообщающихся сосудах, содержащих разные
жидкости, высота столба жидкости с большей
плотностью будет меньше высоты столба жидкости с
меньшей плотностью.

Докажем это: по закону сообщающихся сосудов.
Так как p1=p2, где p1=p1gh1 и p2=p2gh2; то p1gh1= p2gh2 или p1h1=p2h2
отсюда: p1/p2= h2/h1

Уровень высот отсчитывается от поверхности
соприкосновения жидкостей друг с другом.

IV. Закрепление

Два вывода, сделанные нами по проделанным
опытам, называются законом сообщающихся сосудов.

Читают с доски название темы
урока, высказывают свои предположения.

Записывают
определения в тетрадь.

Желающий ученик выходит и отбирает все
сообщающиеся сосуды.

Наблюдают, делают самостоятельный вывод.

! Делают вывод и записывают в тетрадь.

Ответ для них сложен, но через наводящие
вопросы могут ответить. !Оценки за ответ.



Рассказывают о наблюдаемом и делают вывод,
записывают в тетрадь.

!Записывают в тетрадь.



!Оценки за ответы.

Физкультминутка.

1 — повторить эти выводы.

2 — где
применяются сообщающиеся сосуды, а,
следовательно, и законы?

Работа по рисункам в учебнике стр.100 (по рядам)

I. рис.108 вопрос №5.

II. рис.109 вопрос №6.



III.рис .110 — 111 вопрос №7.

Демонстрация

опыта №3

3. Ответить на вопросы классу (написаны на
доске
).

Для чего отводящим трубкам кухонной раковины
придают коленчатую форму?

Работают по учебнику, читают вопросы и
объясняют принцип работы. (5 мин)

При необходимости помочь.

Оценка выставляется.

На листочках письменно для индивидуальной
работы слабым ученикам даются карточки (из
дидактического материала).

Самоанализ урока

Цели урока:

1. Показать реализацию метода постановки
проблемной ситуации и ее разрешения учащимися в
ходе урока, где они учатся формулировать,
отстаивать и мотивировать свою точку зрения,
используя наблюдения, жизненный опыт и знания.

2. Уметь различать сообщающиеся сосуды,
пользуясь определением понятия.

3. Знать закон сообщающихся сосудов
(формулировка, формула).

4. Научить выделять существенные признаки
сообщающихся сосудов и применять их при
выполнении практических заданий.

5. Формирование потребности в новых знаниях,
успешности усвоения предмета.

Данный урок является одним из основных в
разделе «Давление», т.к. объясняет основной
закон сообщающихся сосудов, а этот закон
объясняет множество явлений, окружающих нас в
быту и практической деятельности.

Тип урока — урок изучения нового материала
(теория и применение). Основные этапы: создание
проблемной ситуации и ее разрешение, получение
знаний, выделение главного, закрепление и
контроль усвоения.

Формы — фронтальная беседа, наблюдение
эксперимента и его объяснение, работа с книгой,
групповая работа, самостоятельная работа,
применение предыдущих знаний в новой ситуации.
Индивидуальные особенности учитывались на всех
этапах, как результат восприятия и усвоения: если
понял — отвечает, получает оценку деятельности.
Не понял — слушает объяснения других, затем
делает по образцу, после этого только может быть
оценен.

Самостоятельная работа предполагает выяснить
уровень усвоения, чтобы скорректировать
результат на следующем уроке. Акцент на уроке
сделан согласно целям, которые, считаю,
реализованы полностью.

Атмосфера на уроке была рабочая,
соответствовала уровню класса. Активность
учащихся хорошая, учащиеся работали, делали
выводы на основе опытов и предыдущих знаний.
Между мною и учащимися был хороший контакт,
который помог учащимся раскрыться.

За урок оценена работа 8-ми учащихся:
«5″ — 1.
«4″ — 6.
«3″ — 1.

Кроме того все выполнили письменную
самостоятельную работу. За хорошие работы оценки
выставляю в журнал, учащиеся, не справившиеся с
данной работой, после коррекции знаний на
следующем уроке, напишут еще одну
самостоятельную работу.

Главная цель урока по созданию и реализации
проблемной ситуации, нахождение выхода из нее
учащимися реализована.

Карточка для индивидуальной работы.




Следующий: