Технология здоровьесбережения учащихся


Общеизвестно, что образ жизни молодого
поколения определяет будущее нации.
Практический опыт отечественной и зарубежной
жизни педагогической науки показывает, что
научно-техническая революция повышает
нервно-психическое напряжение современных
школьников и вместе с тем понижает уровень
двигательной активности не только в процессе
учебно-воспитательной деятельности, но и в
повседневной жизни.

Из-за недостаточной психофизической
готовности современного школьника к
взаимодействию с резко изменившимися условиями
окружающей среды наблюдается резкое снижение
показателей физического развития, параметров
физической работоспособности и состояния
здоровья нынешнего поколения.

Выход и сложившейся ситуации один: необходимо
формировать у молодого поколения правильный
здоровый образ жизни.

К сожалению, современная Российская школа не
является пока институтом формирования здорового
и гармонично развитого человека. Поэтому
нынешнее поколение школьников практически не
владеет необходимыми знаниями и убеждениями,
чтобы осознанно выбирать определенный образ
жизни. Поэтому как никогда встал вопрос о
создании здоровьесберегающей системы учащихся
общеобразовательных учреждений России.

Представленные в работе материалы имеют свою
новизну, т.к. в школе была разработана своя
система здоровьесбережения учащихся в условиях
обычной средней школы.

Практическая значимость заключается в
системном анализе теоретических основ создания
здоровьесберегающей системы, а также разработке
механизма диагностики и оценки уровня
соматического, физического и
духовно-нравственного здоровья учащихся.

Практическая значимость состоит также и в том,
что в школе создан учебно-методический комплекс
по формированию знаний, умений и навыков по
здоровьесбережению, который может найти широкое
применение в практике работы
общеобразовательных школ.

В последние годы тенденция к ухудшению
состояния здоровья учащихся приняла устойчивый
характер: наблюдается неблагополучная динамика
основных показателей здоровья. В этой связи
остро стоит вопрос о создании
здоровьесбережения.

Анализ научной литературы и собственный опыт в
работе позволил нам перейти к разработке
базисной модели здоровьесбережения учащихся
нашей школы.

Для создания модели были выделены следующие
понятия: здоровье и его компоненты. Здоровье
человека можно образно сравнить с древом. Оно,
как и человек рождается, растет, развивается,
приносит плоды и умирает. При поперечном же
разрезе можно увидеть годовые кольца, которые мы
можем представить в виде компонентов здоровья.

Схема 1. Древо здоровья

Данные компоненты здоровья легли в основу
создания базисной модели
здоровьесберегательной системы (ЗСС).

ЗСС представляет собой совокупность элементов,
образующих единое целое.

Схема 2. Модель здоровьесберегающей
системы

Разработанная нами модель
здоровьесберегательной системы легла в основу
программы развития школы здорового образа жизни.

Для управления школой ЗОЖ создана кафедра,
Которая несет 2 основные функции:
образовательную и контрольную.

Образовательная заключается в:

  • формировании системы, воспитании по
    дисциплинам кафедры на основе инновационных
    идей;
  • организации научно-прикладных и методических
    исследований по дисциплинам кафедры, а также
    научно-методической работы;
  • обеспечении реального высоко-эффективного
    учебно-воспитательного процесса на уровне
    современных требований, предъявляемых к
    подготовленности учащихся;

Контрольная – заключается в проверке
эффективности функционирования педагогической
системы по формированию у учащихся ЗОЖ.

  • Актуальными вопросами для решения на кафедре
    стали:
  • Двигательный режим школьника как один из
    основных источников ЗОЖ;
  • Углубленные медицинские осмотры в системе
    контроля за физическим развитием и его оценки;
  • Введение уроков здоровья в начальной школе;
  • Влияние двигательной активности на умственные
    способности;
  • Влияние ЗОЖ на ценностные ориентации ребенка;
  • Анализ мотивации учащихся и педагогов к учебе,
    повышению педагогического мастерства, уровня
    здоровья и др.

На сегодняшний день одной из самых
неразрешенных проблем в области физического
воспитания школьников является снижение
интереса и потребности к занятиям физическими
упражнениями. В результате двигательная
подготовленность молодого поколения
уменьшается, следовательно, и уровень физической
подготовленности становится ниже.

Влияние интереса, мотива, потребности на
физическую подготовленность представлена в
схеме 1:

Формирование интереса, мотива, потребности
идет через знания, а формирования уровня
физической подготовленности ведет к сохранению
и поддержанию здоровья.

В ходе подготовительного этапа
экспериментальной работы в школе было
проанализировано физическое здоровье
школьников, изучено мнение по этой проблеме. С
этой целью в школе проводилось анкетирование
школьников, изучение личных медицинских
карточек учащихся. Подготовительный этап
показал низкий уровень сформированности знаний
и умений по вопросу физического здоровья.

Поэтому был разработан механизм формирования
знаний, умений и навыков (ЗУН) по проблеме.
Основными ступенями в формировании ЗУН у
учащихся стали:

  • получение первичных данных медицинского
    осмотра, внесение их в карту, обработка и анализ,
    определение способов повышения уровня
    физического развития;
  • физическая подготовленность и пути ее
    повышения;

Медико-биологической службой школы ЗОЖ сделано
заключение о том, что еженедельный двигательный
режим школьника не должен быть ниже 4-х и выше 6
уроков. Было решено апробировать проведение 2-х
основных уроков и 2-х физкультурных занятий
внеурочной формы, а остальное количество часов
ребенок сам должен набирать за счет занятий в
секциях.

На следующем этапе была предпринята попытка
выработки механизма, направленного на
увеличение двигательной активности и повышения
уровня физической подготовленности учащихся.
Для чего было предложено 4 урока физкультуры с
направленностью на следующие виды двигательной
активности: атлетическая гимнастика, плавание,
спортивное ориентирование, спортивные и
подвижные игры со сменой один раз в четверть и
формированием групп по уровню физической
подготовленности.



Далее нами была предпринята попытка
комплексного подхода к овладению школьниками
знаний и умений по формированию ЗОЖ. Для
реализации этой цели был задействован весь
аспект учебных предметов в рамках
общеобразовательной школы.

В процессе апробации концептуальной программы
ЗОЖ каждого школьника были использованы
общепринятые формы учебно-воспитательного
процесса: урочные и внеурочные.

В школе с 2000 года работает детская
внутришкольная общественная организация
“Олимпионик”, основная цель которой -
воплощение основных принципов ведения ЗОЖ в
режим учебно-воспитательной работы с учащимися.



В школе предпринята попытка создания
комплексной системы внеклассно-воспитательной
работы, направленной на формирование и активное
включение школьников в процесс ЗОЖ, которое
включает 5 основных направлений: соматическое,
психическое, интеллектуальное,
духовно-нравственное и физическое здоровье.

Практическая значимость секционных занятий
включается в формирование основных физических
качеств: гибкости, силы, быстроты, выносливости и
ловкости.

Следующей основной формой в школе являются
массовые мероприятия: спортивные праздники,
турпоходы, праздники по ЗОЖ в начальной школе,
спартакиада в школе по 10 видам программы с единым
зачетом всех классов школы.

Врачебный контроль осуществляется врачом ОЭР,
а в старших классах самими учащимися. Каждый
учащийся нашей школы может оценить свой уровень
здоровья.

Для того, чтобы наша модель
здоровьесберегательной системы успешно
функционировала в рамках программы развития
школы, необходимо было также разработать
ежегодные программные мероприятия, определить
критерии для оценки уровня развития и наполнить
ее конкретным содержанием.



Так в основу содержания программных
мероприятий по формированию знаний и умений в
рамках соматических аспектов здоровья легли
следующие мероприятия:

  • медицинский осмотр;
  • проветривание учебных классов;
  • утренняя гигиеническая гимнастика;
  • санитарно-гигиенические мероприятия (чистота
    кабинета, парт, оформление кабинета);
  • профилактика простудных, хронических
    заболеваний др.

Для формирования знаний и умений аспектов
духовно-нравственного здоровья учащихся были
разработаны следующие мероприятия:

  • Проведение праздников по ЗОЖ в начальной школе:
    “Я по улице иду”; “Закаляйся как сталь”; “В
    стране правильного питания”; “В здоровом теле
    здоровый дух”; “Игры народов мира”;
  • Участие в комплексной профилактической
    оздоровительной программе “Выбери жизнь”;
  • Спортивные праздники школы: “Красота, здоровье,
    молодость”; “Акробатическое шоу”; “Физкульт –
    Ура”; и другие;
  • Интеллектуальные игры по здоровью: “Колесо
    истории”; “Курить – здоровью вредить”; Пойми
    меня: “ЗОЖ каждому учащемуся”; Брейн-ринг:
    “Здоровье всему голова”; “Ускорь решение
    вопроса: здоровье или папироса?”;
  • Театр “Здоровье”;
  • Классные часы по темам: Вредные привычки (“Суд
    над курением”; “Не навреди себе”); По режиму дня
    (“Твой биологический год”;“Биологические ритмы
    и режим дня”; “Активный отдых в режиме дня” и
    др.); Двигательная активность (Сознательное
    отношение выпускника школы к двигательной
    активности, как средству повышения уровня
    физической подготовленности и укрепления своего
    здоровья; “Организуешь себя – организуешь
    жизнь”);
  • Детская организация “Олимпионик –
    самоуправление школой”;
  • Радиопередачи, родительские собрания и
    конференции, круглые столы.

Такие мероприятия как:

  • Проведение традиционных дней здоровья: “По
    лесам и по полям” (день походов). “Рыцари пяти
    качеств” (открытие спартакиады), поездки (зимние
    на г.Сугомак и г.Егоза) и др.;
  • Подвижные игры на переменах в начальной школе и
    спортивный час в ГПД;
  • Проведение классных часов о значении
    физкультуры в жизни человека;
  • Занятия в тренажерном зале и др. дополнили
    модель здоровьесберегающей системы в
    формировании навыков, умений и знаний в
    физическом здоровье учащихся.

В рамках здоровьесбережения учащиеся
формируются знания и умения в рамках психических
аспектов здоровья через следующие мероприятия:

  • диагностическая работа (индивидуальные и
    групповые консультации);
  • коррекционная работа: (уроки по коррекции:
    работа с тревожными, агрессивными, замкнутыми
    детьми; уроки по релаксации; родительское
    собрание;
  • развивающая работа: (тренировочные занятия;
    занятия по развитию памяти, внимания, мышления,
    личностных качеств в учении; классные часы);
  • профилактическая работа: (беседы: снятие
    тревожности, расслабление; родительские чтения;
    психолого-педагогические консультации; совет
    профилактики; классные часы (вредные привычки и
    др.); уроки с включением элементов ЗОЖ;
  • психолого-педагогические семинары.

В результате внедрения концептуальной модели
школы ЗОЖ в практику работы СОШ № 40 были получены
следующие результаты:

  1. Создана комплексная развивающая система
    урочной и внеурочной работы в рамках средней
    общеобразовательной школы в формировании ЗОЖ
    каждого учащегося.
  2. Разработана поэтапная система формирования
    интереса и потребности школьников к ведению ЗОЖ
    через систему формирования знаний.
  3. Ежегодно проводится спартакиада школы под
    девизом “Рыцари пяти качеств”, где
    традиционными являются осенний кросс, биатлон,
    первенство школы по прыжкам в высоту,
    разнообразные военизированные эстафеты.
  4. В школе создано и работает научное общество
    учащихся. Учащимися ведется
    научно-исследовательская работа в направлении
    ЗОЖ, обобщается весь накопленный опыт за годы
    экспериментальной работы в школе 40.

Вот некоторые темы научно-исследовательских
работ:

  • “Мониторинг физического здоровья с позиции
    личности современного школьника”.

Лауреат городской научно-практической
конференции г. Озерск и Челябинской области. В
работе основное внимание уделено общей
характеристике физического здоровья
современного школьника, а также содержанию
мониторинга физического здоровья, методике и
оценке физической подготовленности. Выведена
общая итоговая оценка результатов диагностики
физического здоровья ученика. Разработан
механизм формирования ЗУН по проблеме.

  • “Проблема создания здоровьесберегающей
    системы учащихся в условиях
    общеобразовательного учреждения и пути ее
    разрешения с позиции личности современного
    школьника”.

В работе разработана базисная модель ЗСС,
программно-методическое обеспечение процесса
формирования знаний и умений по проблеме
здоровьесбережения учащихся по каждому из
аспектов ЗСС. Выведена итоговая оценка общего
уровня здоровья, которая рассчитывается по
формуле: ЗСС= (С+Ф+П+Д):4.

  • “Физическая подготовленность школьников как
    результата разрешения конфликтов на уроках
    физической культуры”. лауреат открытого
    конкурса исследователей и творческих работ
    “Юность, наука, культура”

В ходе написания работы было доказано, что
уровень конфликтности существенно влияет на
показатели физической подготовленности
учащихся подросткового возраста. В результате
чего была разработана и описана модель процесса
физического воспитания школьников, которая
позволила существенно снизить уровень
конфликтности между субъектами и, как следствие
повысить уровень физической подготовленности
учащихся через повышение интереса к занятиям и
увеличение общего объема двигательной
активности в режиме учебной недели.

В школе ведется ежегодное тестирование
физических способностей с системным анализом
его результатов. Динамика развития физических
способностей за последние годы дает только
положительный результат. Положительная динамика
отмечается по показателям всех физических
качеств учащихся.

Наибольший прирост в классах определен в
выносливости, скоростных, скоростно-силовых и
координационных способностях. Здесь не отмечено
ни одного результата низкого уровня физической
подготовленности.

По сумме результатов всех физических качеств
также выявлена положительная динамика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема, которая решается в ходе
образовательного процесса, заключается в том,
чтобы теоретически обосновать и практически
апробировать пути преодоления противоречий
между назревшей необходимостью в ведении
здорового образа жизни современным поколением
школьников и недостаточной, малоэффективной
общепедагогической и дидактической
оснащенностью учебно-воспитательного процесса
для решения этой проблемы.

Проводимые теоретические исследования
позволили разработать комплексную систему
учебно-воспитательной работы, обеспечивающую
необходимый и достаточный уровень поддержания
соматического, психического, физического,
нравственного и интеллектуального здоровья
учащихся.

Практическая значимость всей проводимой
работы определяется тем, что внедрение
разработанной системы в практику работы средней
общеобразовательной школы позволило достигнуть
существенных положительных показателей
сформированности правильного здорового образа
жизни учащихся.

Существенно снизилась заболеваемость
школьников в осенне-зимний период, вместе с тем
повысился уровень их двигательной активности и,
как следствие, заметно улучшились показатели
физической подготовленности и физической
работоспособности организма школьников.

Наметилась общая тенденция на снижение
количества школьников, подверженных влиянию
вредных привычек в результате совместной работы
школы, семьи общественности в этом направлении.

Подводя общие итоги проделанной работе,
следует отметить, что большинство учащихся школы
в настоящее время располагают необходимыми
знаниями и убеждениями, чтобы осознанно выбирать
правильный здоровый образ жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Амосов М. М. Раздумья о здоровье. –М.: Молодая
    гвардия, 1979. 192 с.
  2. Андреев Ю. А. Три кита здоровья. –М.:
    Физкультура и спорт, 1991. 336 с.
  3. Баранов А. А; Матвеева Н. А. Здоровье
    школьников: Пути укрепления. Красноярск: изд.
    Красноярского университета, 1989. 36 c.
  4. Брехман И. И. Валеология – наука о
    здоровье. 2-е изд. –М: Физкультура и спорт, 1990.
    206 с.
  5. Вершинский Е. В. Методика исследований в
    области физического воспитания. –М: 1987. 322 c.
  6. Зайцев Г. К. Фицическое воспитание и
    спортивная подготовка: новые подходы. –Л: 1941.
    44 с.
  7. Лисицын Ю. П. Образ жизни и здоровье
    населения. –М: Обществознание РСФСР, 1982. 40 с.
  8. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская
    энциклопедия здоровья / Пер с англ. –М:
    Физкультура и спорт, 1991. 592 с.



Следующий: