Технология выполнения счетных швов, народная кукла


Цели:

Обучающая:

  • научить технике выполнения счетных швов — шов
    роспись,
  • дать информацию о русской народной игрушке;

Развивающие:

  • развить навык работы с иглой (выполнить шов
    роспись),
  • развитие творческих способностей учащихся;

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус и творческое
    отношение к работе;
  • воспитать чувство уважения к традициям своего
    народа;
  • умение видеть красивое;
  • аккуратность, трудолюбие, экономное отношение к
    материалам.

Оборудование и материалы:

  • тетрадь, учебник, пяльцы, ножницы, нить для
    вышивки, игла ручная.
  • образцы и фотографии традиционных народных
    кукол, образец куклы (тряпичной), образцы тканей;
  • ткань для туловища размером 15х15 или 18х18см; белая
    ткань для головы и блузки размером 15х15 или 18х18см;
  • тесьма, нитки хлопчатобумажные №20-40

Раздаточный материал

:

  • памятки по технике безопасности;
  • памятки «способ закрепления нити способом
    «Закрепление петелькой»;
  • образцы рисунков для вышивки швом роспись;
  • схема выполнения вепсской куклы.

Практическая работа

:

1. Выполнение вышивки швом роспись;

2. Изготовление традиционной народной куклы.



Ход урока

1. Проверка готовности к уроку.

2. Изучение нового материала.

Шов «полукрест» или «роспись»

. Швом
«роспись» может быть выполнен как
самостоятельный большой узор, так и небольшие
узкие полоски. Эти полоски служат дополнением к
основному узору, выполненному другими швами
(крестом, счетной гладью и др.), или ими
заканчивают край изделия.

В отличие от креста роспись создает кружевной
узор, состоящий из тонких, идущих в разных
направлениях линий.

Рисунок 1

Эта вышивка
двусторонняя. Узор, выполненный на лицевой
стороне, полностью повторяется на изнанке и
строится из прямых (горизонтальных и
вертикальных) и косых (диагональных) стежков.

Рисунок 2

Шов «роспись» выполняют двукратным движением
иглы с рабочей ниткой по всему узору (рис. 4а).
Сначала швом «вперед иголку» обводят контур
узора, выполняя по пути мелкие детали,
расположенные с внешней стороны контура (рис. 4б).
Затем, движением иглы в обратном направлении,
заполняют пропущенные места и детали узора,
расположенные внутри контура (рис. 4в). Узор будет
четким, если все прямые стежки будут одинаковы по
длине, между стежками не будет просветов ткани и
рабочая нитка не закроет дважды один и тот же
интервал. Шов можно выполнять как по счету нитей,
так и по рисовке.

В русских вышивках, особенно на севере России,
счетная гладь использовалась для заполнения
отдельных мотивов в «росписи», а так же в
сквозной вышивке, которая называется
«тарлата».

Прежде чем приступить к выполнению
практической работы вспомним правила ТБ

ПРАВИЛА ТБ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РУЧНЫХ РАБОТ

1.Опасности в работе: повреждение пальцев иглой
или булавкой; травма руки ножницами; травма глаз.

2. До начала работы нужно: посчитать количество
иголок в игольнице; положить инструменты в
отведённое для них место.

3. Во время работы быть внимательным, вкалывать
иглы и булавки только в игольницу.

4. Класть и передавать ножницы справа,
сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

  1. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о
    пол, так как при другом положении нарушается
    кровообращение.
  2. Корпус надо держать прямо или слегка наклонять
    вперёд.
  3. Голову слегка наклонить вперёд. Нельзя
    опираться грудью о стол.
  4. Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать
    от корпуса не более чем на 10 см.
  5. При работе не стоит ставить локти на стол.
  6. Расстояние от глаз до изделия или детали должно
    быть в среднем 30 см.
  7. В процессе работы следует периодически менять
    положение корпуса (из слегка согнутого к
    выпрямленному и обратно).
  8. По окончании работы убрать рабочее место.

2. Практическая работа №1. Закрепление нити на
ткани без узелка.

11Вспомним способ закрепления нити способом
«Закрепление петелькой».

Таким способом можно закреплять нить, вышивая
четным количеством нитей (двумя, четырьмя и т.д.)
Для этого надо от пасмы отделить одну нить в два
раза длиннее предполагаемой рабочей нити,
сложить ее пополам и сразу двумя концами
вставить в ушко иглы. Сгиб нити опустить ниже
кончиков. В этом случае Ваша рабочая нить будет в
два сложения (при желании можно вставить две нити
пасмы и вышивать четырьмя и т.д.) В ткани сделать
один маленький стежок, захватывая 2-3 нити ткани,
но не продевать рабочую нитку до конца. На
кончике образуется петелька, в которую и следует
пропустить иглу. Так образовалась петля-узелок.
Далее можно приступать к вышивке.

Рисунок 3

3. Практическая работа №2. Вышить фрагмент
рисунка по предложенным образцам.

Рисунок 4

Вышивку выполнить на канве размером 6х12 см.

Выполненная вышивка будет использоваться нами
при изготовлении народной куклы, а точнее -
будет фартуком, который мы привяжем к вепсской
кукле.



Для снятия, у учащихся утомления, провожу
упражнения для профилактики нарушений осанки и
укрепления вестибулярного аппарата. (1-3 мин)

Укрепление вестибулярного аппарата

Упражнение выполняется сидя.

1. Наклоны головы вперед и назад до касания
затылком спины.

2. Повороты головы вправо и влево до упора.

3. Круговые движения головой в трех положениях:
голова прямо, голова наклонена вперед, голова
запрокинута назад.

Профилактика нарушений осанки

  • Исходное положение — стоя.
  • Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и
    завести за спину.
  • Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и
    завести за спину.
  • Коснуться или сцепить пальцы правой и левой
    руки у правой лопатки.
  • Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять
    и вытянуть вперед.
  • Повторить упражнение, начиная с левой руки.

4. Практическая работа №3. Изготовление
вепсской куклы
(используя схему)

Рисунок 5

В качестве фартука используется вышивка на
канве.

Рисунок 6



5. Подвести итоги работы — сообщение о
достижении целей урока.

Вопросы по изученному материалу:

  • оценить результаты труда учащихся на уроке;
  • сообщить оценку качества работы каждого
    учащегося;
  • выставить оценки в журнал и дневники учащихся.
  • отметить, у кого из учащихся работы лучшего
    качества.



Следующий: