Технология узелковой росписи по хлопчатобумажной ткани. Изготовление салфетки

Тип урока: приобретение новых знаний, их
закрепление и применение; формирование умений.

Вид урока:

комбинированный.

Цели урока:

Образовательный аспект

  • ознакомить с искусством художественной росписи
    ткани, со специальными красителями,
    инструментами и приспособлениями.
  • оОбучить приемам узелковой росписи с помощью
    специальных красителей.
  • учить соблюдать технологические условия,
    проводить текущий контроль за качеством
    выполненной операции.
  • продолжить формирование умения пользоваться
    инструкционной картой, рациональным размещением
    инструментов и материалов на рабочем месте.

Развивающий аспект

  • развивать логическое мышление, координацию
    движений рук, исполнительские умения,
  • продолжить развитие образного мышления,
    художественного вкуса,
  • прививать навыки культуры труда и аккуратности,
    взаимоконтроля и самоконтроля,
  • развивать самостоятельность.

Воспитательный аспект

— воспитывать
внимательность во время работы, прививать
эстетический вкус, укреплять межпредметные
связи.

Интеграция:

история, география, химия,
изобразительное искусство.

Принципы обучения:

  • эмоционально положительное отношение учащихся
    к деятельности;
  • учет индивидуальных особенностей детей одно из
    главных условий успешного обучения;
  • удовлетворение практических чувств ребенка
    через создание полезных и красивых вещей;

Методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстрированный (объяснение сопровождается
    демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и решает ее
    вместе с детьми).

Инструменты и материалы

: краски и красители
для ткани, нитки, пуговицы, ткань х/б, фен, утюг,
ёмкость с водой, полиэтиленовая плёнка, кисти,
ножницы, тетрадь.

Ход урока

Организация урока

.

1. Проверка отсутствующих.

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Назначить дежурных.

Изучение нового материала

.

Постановка задач урока.

Сегодня вы познакомитесь с ручной росписью
тканей. Роспись и украшение ткани это
увлекательное занятие. Узнаете об истории этого
вида декоративно-прикладного искусства,
инструментах и красках, используемых для росписи
по ткани и самое главное — научитесь технологии
узелковой окраски тканей. Перед каждым из вас
стоит задача: сделать красивую салфетку,
выполненной в этой необычной технике и
продемонстрировать друг другу. Приложение1.

Записать в тетради число и тему урока.

Сообщение теоретических сведений

. Доклад
ученика.

Ручная художественная роспись тканей — это
своеобразный вид оформления текстильных
изделий, уходящих своими корнями в глубокую
древность. Первые упоминания о получении цветных
декоративных эффектов на тканях встречаются уже
в «Естественной истории». По дошедшим до нас
письменным источникам и археологическим
находкам можно предположить, что многие народы
открыли этот способ росписи самостоятельно.
Издавна при помощи красок расписывали ткани в
Индии, Индонезии, Ираке, Шри-Ланке, Египте, Перу,
Китае, Армении, Азербайджане и на Руси. Способ
получения рисунка на ткани путем нанесения на
нее резервирующего состава из воска перед
окунанием в краску получил название «Батик». В
древности ткань окрашивали с помощью природных
красителей. Сейчас для росписи используют
анилиновые красители или специальные краски для
батика и тканей. Приложение1.
Картины в технике батик.

Рассказ учителя.

Для нанесения красок на ткань существует
несколько способов:

А) Холодный батик; Приложение1.

В технике горячего батика используют так
называемый резервирующий состав (разделительный
слой). Резерв, нанесённый на ткань, не пропускает
через себя растворы красителей, и таким образом
сохраняет от окрашивания участки ткани в
соответствии с рисунком узора. В качестве
резерва в горячем батике используют
расплавленный воск или парафин.

Б) Горячий батик; Приложение1.

В качестве резерва в этой технике используется
резиновый клей, клей ПВА, «Момент». Техника
холодного батика позволяет нанести на изделие
рисунок, не окрашивая при этом всю вещь целиком.
Замкнутость контура рисунка — обязательное
условие.

В) Узелковый батик. Приложение1.

Это нанесение рисунка на ткань с помощью
завязанных на ней узлов и тугого скручивания. Для
завязывания узлов используются х/б верёвки или
тонкий шнур белого цвета. Затем ткань окрашивают
в красителе, просушивают, не развязывая узлов.
После просушки развязывают узлы и изделие
проглаживают утюгом.

Записать в тетрадь.

А сейчас подробно рассмотрим образцы узелковой
росписи: Приложение1.

Практическая работа по выполнению салфетки в
технике узелкового батика.

Организация рабочего места:

  • накрыть стол полиэтиленовой пленкой;
  • поставить на стол краски, кисточку, емкость с
    водой, нитки и пуговицы;
  • организуйте свое рабочее место так, чтобы вам
    ничего не мешало;
  • надеть фартук.

Прежде чем приступить к выполнению
практического задания следует соблюдать технику
безопасности. Помните: от капли краски попавшей
на одежду остается пятно. Будьте осторожны с
электроприборами: фен и утюг включайте и
выключайте сухими руками. Ножницы должны лежать
на столе с сомкнутыми лезвиями. Передавать их
нужно кольцами вперёд.

Ознакомление с инструкционной картой.

А теперь возьмите инструкционную карту, а я по
пунктам покажу и объясню прием узелковой росписи
по ткани (показ работы). Все понятно? Тогда
приступайте к выполнению росписи салфетки.
Почувствуйте себя художниками, перед вами
открывается широкое поле для реализации своих
идей, проявите свою фантазию, изобретательность.

Инструкционная карта:

Технология узелковой росписи.

  • Намочить ткань и отжать ее;
  • Разложить ткань на столе;
  • Сложить ткань различными способами:

- Завязывание узелков на пуговицах

.

- Складывание углами.

- Завязывание узлов.

  • Плотно обмотать нитью ткань;
  • На выбранный участок салфетки нанести краску
    одного цвета мягкими и быстрыми движениями
    кисти.
  • Используя краски других цветов закрасить
    оставшиеся участки салфетки в произвольном
    порядке;
  • Окрашенную салфетку подсушить с помощью фена;
  • Удалить ножницами нитки, расправить салфетку;
  • Отутюжить (запарить) салфетку с изнаночной
    стороны для фиксации краски.

Целевые обходы учителя.

Учитель обходит рабочие места учащихся,
контролирует организацию рабочего места,
правильность выполнения операции, соблюдение
техники безопасности, технических условий и
правильных приемов работы. Проводит текущий
инструктаж, оказывает помощь, кому это
необходимо.

Анализ урока, подведение итогов.

С учащимися проводится опрос:

  1. Что узнали на уроках нового?
  2. Что такое «Батик»?
  3. С какими техниками батика познакомились?
  4. Что научились делать?
  5. Какую технику применяли в практической работе?
  6. Какие способы образования узелков узнали?
  7. Где можно применить технику батика в интерьере?

Организовать выставку готовых работ,
проанализировать и оценить каждую работу.

Провести уборку рабочего места.

Домашнее задание: принести салфетку,
нитки, иглу, наперсток, булавки, рабочую тетрадь.

Следующий: